Власть: симфонические концерты 'под фанеру'

Геннадий Водолеев

В статье "Семь инструментов для президента" ("Известия", 23.04.2001) изложены рассуждения политолога Краснова о трех моделях управления:
- через полное доверие к власти (о чем мечтают теоретики-коммунисты),
- через страх перед властвующими (что воплтили коммунисты СССР),
- через право.

Третья модель, хотя пока и безуспешно, но якобы реализуется в России. Посему, как утверждает автор, "надо бы перейти временно на ручное управление".

Здесь мы имеем дело скорее всего с очередной из множества попыток под видом глубокой теории запутать всех и вся. Не без умысла, естественно: тень на плетень просто так никто не наводит.

В практике любой власти всегда в различных пропорциях и сочетаниях присутствуют все три упомянутые модели, адресованные точно к различным социальным группам, слоям.

Реальные же процессы управления любыми социумами отнюдь не укладываются полностью в вышеназванные модели. Пример - управление "широкими народными массами" через организацию острой нехватки продовольствия, алкогольно-табачной продукции. Либо управление через создание изобилия дешевого алкоголя, наркотиков, что мы имеет возможность наблюдать сегодня. Это как вписывается в упомянутую теорию? К каким системам ("по доверию", может быть?) отнести управление толпами через цены, инфляцию, эмиссионную политику? Или же, к примеру, управление приемом обнуления вкладов населения? Или регулярными невыплатами зарплаты, пособий? Может быть, это и есть "правовое управление"? Или что-то иное, еще не идентифицированное современной глубокой наукой?

И как же быть еще и с жестоким управлением самими нынешними российскими управителями через зарубежные займы, продовольственную помощь, через скупку индивидуально и скопом законодателей, правительственных и иных чинов?

Да и является ли вообще властная иерархия Российской Федерации системой управления в общепринятом смысле этого слова? Никто утвердительно на это не ответит: уж очень сокрушительны ущербы такого управления по всей совокупности важнейших параметров, обязательных для любой системы управления обществом. Включая и самый последний отрезок времени после даты президентских выборов. Но если общество собственной властью по единой программе не управляется, то управление идет другими силами и с другими целями.

Кто сейчас реально господствует в различных сферах жизнедеятельности российского общества и во имя чего, давно стало вполне очевидным.

Самая влиятельная и никому не подвластная сила - банковский капитал - сосредоточен на 9/10 в руках всевозможных русскоязычных, но не связанных этнически и культурно с титульным этносом России кланов, привлекших в свои меняльные конторы за большие деньги отпрысков и родню вельмож, многих генералов правоохранительных органов и спецслужб. Благодаря этому банковская деятельность - зона, свободная от любых российских законов. Любые "наезды" правоохранителей, фискалов - лишь только проявления внутрикорпоративной борьбы за жирные куски. Именно в этой среде принимаются стратегические решения, кому возглавлять систему государственной власти, какие принимать законы, с какой интенсивностью и серьезностью и по отношению к кому эти законы применять. Через их финансовые трубопроводы с их участием утекают наворованные капиталы за рубеж. С их участием разворовываются правительственными чиновниками займы, бюджетные деньги. Благодаря в том числе и их упорному противодействию финансовые потоки не идут в реальную промышленность.

Именно эта категория подает личный пример хищнического потребления по невиданным в мире высоким стандартам: многомиллионные квартиры, коттеджи, яхты, зарубежная собственность в размерах, сопоставимых с масштабами роскоши арабских шейхов. Эта прослойка совместно с их товарищами в министерствах "прокручивает" бюджетные ресурсы военных, стариковские и детские пособия, задерживая их месяцами и частично разворовывая. Этот слой из украденных у государства ресурсов бесконтрольно выделяет громадные средства на избрание президента, работая при этом одновременно с 2-3 кандидатами. Имеющиеся возможности безнаказанно, преступно присваивать громадные национальные богатства страны позволяют им дестабилизировать жизнь в отдельных регионах либо в стране в целом, финансировать забастовки, подготовку и проведение террористических акций, локальные вооруженные конфликты.

Никакой действительно национальный лидер никами "демократическими" выборами к высшей власти в России этой публикой пропущен уже не будет.

Свое подавляющее влияние на высшую политическую власть страна использует исключительно лишь в личных, семейных, клановых корыстных интересах, попирая любые национальные, государственные, если они мешают им получать прибыль. Мера прибыли у них одна: больше, как можно больше, еще больше во много крат. Любой ценой, даже продажей населения на запчасти.

Традиционно любое общество защищается от этого типа хищников с помощью государства и ограничительных законов. В России, страдающей изобилием всевозможных законов, сами законодатели находятся в доле финансовых акул и не собираются отказываться от этого жирного куска. Символом нашего теперешнего состояния вполне может быть легендарная змея, пожирающая свой хвост. Только в отличие от символа прожирание тела общества происходит в натуре и с нарастающим темпом.

Высшая власть реально ничего сделать в этой ситуацией не может: чтобы поменять мотивацию и приоритеты ценностей банковского клана и его челяди, необходимо поменять самих этих собственников на иных, более приверженных государству, нежели своему сейфу. Практически это сделать сейчас никто не в состоянии - не та хватка у вождей.

Столь же разрушительной для российского общества является власть клана так называмых "олигархов" - иерархии разнокалиберных собственников сырьевых ресурсов нации. Нефтегазовые "благодетели" общества стали таковыми, во-первых, благодаря близости к высшим должностным лицам государства и их семьям. Во-вторых, как и банкиры, составляют с лицами в высшем эшелоне власти единый клубок, корнями глубоко вошедший во все мыслимые источники природных ресурсов. Их главной, если не единственной, заботой являются и будут оставаться только личные и клановые выгоды, прибыли. Бюджет получает от них только то, что традиционно милостиво российские нефтебароны позволяли себе "от свои щедрот" швырнуть "народу" при прежнем управителе России - примерно четверть от своего общего дохода.

Именно этот второй центр реальной власти произвольно "отмерил" малую долю обществу, сообразуясь не с законами, не с какими-то там потребностями науки, культуры, образования, здравоохранения, а исключительно с учетом своих бездонных аппетитов и необходимости содержать дорогостоящую челядь для своей охраны, обслуживания, то есть по святому принципу первообитателей пещер. А потешное захватывающее зрелище формирования бюджета РФ - королевская забава "новых" всевластных баронов России, вроде боев гладиаторов. Можно делать даже ставки потехи ради. Лицезрение же деградирующего, впадающего в скотство населения - лишь аргумент, подтверждающий их богоизбранность с ее "естественным" правом пренебрегать интересами дикого человеческого стада.

У "стада" также мало аргументов считать помойку, где оно вынуждено обретаться, своей родиной со всеми вытекающими последствиями.

Забавный, казалось бы, лозунг прежней эпохи: "Народ и партия - едины!" приобрел в современной России зловещий смысл единства удава и проглоченного им ягненка.

Господство упомянутых двух центров власти подавляюще прочно. И никто из участвующих в этих властно-финансово-сырьевых альянсах не испытывает никакой нужды менять сложившееся положение. И организованных сил в обществе, способных демонтировать механизм порочной власти паразитов, нет и теперь уже не предвидится: не с кем и не на что.

В секторах общества помельче правят с помощью самой жестокой и грубой силы иные образования, не имеющие к государственным структурам никакого отношения. Сектора производства и реализации алкоголя, сигарет, наркотиков, иных продуктов массового потребления "регулирует" разноплеменная "братва" при очень доброжелательном сотрудничестве всех ветвей местной власти, включая прежде всего правоохранителей. И делается это исключительно по взаимовыгодным договоренностям, "понятиям", но никак не по законам страны. Интересам людей, общества в целом здесь просто нет места и быть не может.

Вынуть местное чиновничество из преступного бизнеса на вверенных им законах тоже некому и нечем в современной России. Единственно приемлемые для этого технологии НКВД не по зубам нынешним властям. И не по интересу.

Но если формальные власти практически ничем не правят (кроме своекорыстного распределения все более скудеющих финансовых бюджетных ручейков), то чем они заняты? А заняты они важнейшим для себя делом - имитацией бурной плодотворной деятельности по возрождению экономики, спасению общества. С одной целью - из лучших, гуманных убеждений не волновать умирающего: уже все хорошо, а будет еще лучше. Для этого весь тягомотный спектакль СМИ: с выборами, формированием всевозможных правительств, последующими "революционными" кадровыми перестановками, с многочисленными международными поездками и переговорами, особенно трогательными заботами о мире на Ближнем Востоке.

В качестве успокоительных, умиротворяющих средств уже профессионально умело творятся сменяющие друг друга чередой мифы: то о кардинальной заботе о пенсионерах путем каскада повышения им пенсий, которые в умирающей экономике мгновенно стирает инфляция, повышения тарифов на оплату энергоносителей, услуг и т.п. То миф об укреплении федеральной вертикали власти, до полугода стабильно поддерживающий иллюзию нормализации отношений с региональными баронами, к концу же истекшего годового периода обернувшийся разочарованиями: ничего не произошло ни в какую сторону уж в который раз. Теперь пытаются надуть миф о крепнущей, возрождающейся промышленности, демонстрируя престарелого рабочего Ижорского завода, вытребованного с садового участка по случаю свалившегося, как благодать, единичного заказа на ядерный реактор. Правда, рабочий тут же пожаловался: инструментов, оснастки нет, молодой смены нет и не предвидится.

Но записные штатные оптимисты на всевозможных должностях взахлеб раскатным эхом славословят и укрепляют мифы. Естественно, из лучших побуждений: наркотик раковым больным вводят по этим же соображениям.

Или вот еще судебная реформа раскручивается. Судить, возможно, когда-то и будут объективне и быстрее, не будут выносить оплаченных обвиняемыми судебных решений. Но это ли остановит разрастющееся голодное воровство, наркоманные грабежи, дикую конфликтность в человеческой среде?

Теперь о "ручном управлении", на которое якобы переведена страна. Во-первых, в мире техники это происходит, как правило, только в аварийных ситуациях. В России она давно налицо. И давно вроде бы пора было это сделать. Но подсознательно присутствующее позрение в очередном традиционном мифотворчестве мешает поверить в достоверность сего факта.

Во-вторых, любое ручное управление предполагает высочайшую профессиональную подготовку и сработанность управляющей команды. Здесь специалисты по имитации и мифотворчеству категорически противопоказаны. Уверенности, что "ручное управление" взяли на себя именно подготовленные люди, нет - таковые до сих пор почти нигде не просматривались на практическом поприще власти.

В-третьих, хотелось бы знать, на какие качественные показатели и в какие сроки предполагается этим "ручным управлением" общество и прежде всего его хищническую, парзитическую элиту выревести? Как, например, будет разрешена проблема беспризорности детей? Как и когда будет остановлено вымирание населения России? Как быстро будет прекращена "всероссийская воровайка", повальное казнокрадство чиновников? Кто будет привлечен к уголовной ответственности за нанесенный должностными преступлениями сокрушительный вред России? Хотелось бы хотя бы в общих чертах представлять, как "вручную" президентская комада убедит владельцев газовых и нефтяных промыслов, транспортных трубопроводов честно вести учет всего добытого и перегнанного за рубеж и платить налоги? Как отстранить от спекулятивного бизнеса гроздья фирм-посредников, загоняющие розничные цены в заоблачные выси, которыми владеют дети, родня, подельники московских и региональных вельмож? Усовестить?

Как удастся прекратить "крышевание" правоохранителей и спецслужб надо всем криминальным бизнесом, прежде всего наркотическими и алкогольными реками, текущими в Россию? Как убедить нынешних владельцев наворованных многомиллиардных вкладов в зарубежных банках инвестировать капиталы в Россию? Амнистировать? А зачем им эта амнистия? У них проблем со своими сокровищами нет.

Технологии "ручного управления" всевозможными вельможами путем жесткого реального скорого спроса за каждую ошибку предполагает отнюдь не методы "правового регулирования" (уволить сановника - не решить ни одной проблемы!). Здесь используется только "административный ресурс", для этого нужна специальная служба с хорошо подобранными кадрами, толково экипированными и обустроенными.

Ни на один из возникающих множественных вопросов, к глубокому сожалению, сколь-нибудь вразумительных ответов нет. Вероятно, и не предвидится. Поэтому есть предложение: давайте воспринимать очередной акт мифотворчества власти, как зрители красочного спектакля, а не как участники массовки этого имитационного действа - наши правители еще не отрешились от функции лицедеев.

Специально для Агентства Русской Информации