Власть криминала

Геннадий Водолеев

Недавно российские первочиновники рассекретили в очередной раз страшную национальную тайну: организованная преступность в России внедрилась всюду, вкупе с коррумпированными чиновниками (даже в правительственных структурах, страшно подумать, оказавшимися!) составляют вторую после ядерной войны угрозу национальной безопасности. В этой проблеме - источнике мирового национального позора России - давно ничего ни для кого, секретного почти не осталось, кроме некоторых существенных деталей, вроде: почему именно сейчас прорвало и понесло гомонить на эту тему политический «истеблишмент» страны?

Во имя каких своих целей правящие группы намерены использовать в очередной раз инспирированную кампанию борьбы с оргпреступностью и коррупцией (не для очередной ли подготовки к выборам?), какие меры готовы предпринять, а какие – нет?

Обилие откликов и комментариев по проблематике в телеэфире, в прессе со стороны «видных» политиков и общественных деятелей настолько маловразумительно, путано и противоречиво, что создается впечатление: «комментаторы» сами потерялись в догадках, иные сознательно многое умалчивают, не договаривают, бормочут что-то иносказательное, скорее всего только для того, чтобы не порождать у «широких народных масс» иллюзорных ожиданий. Но боятся они завышенных надежд людей напрасно: почти два десятилетия бессовестной, беспрерывной лжи политиков, их идеологической обслуги в СМИ, почти два десятилетия воровства и казнокрадства властвующих в сопровождении речей первочиновников – сказочников рисующих блистательные картины современной жизни «дорогих россиян», наглухо отгородили население страны от того, что творит и болтает «элита» в столице и регионах. Точно так же люди воспринимают и этот, начавшийся по отмашке «старшего», гомон - с раздражением и злобой на тех, кто держит всех людей за полных баранов.

Точнее и определеннее иных прочих высказался по теме перед телекамерами недавно Генеральный прокурор, ныне уже бывший, заявивший примерно так, что организованная преступность проникла и контролирует практически все сферы жизнедеятельности российского общества и государства, нанося невосполнимый ущерб экономике. И добавил, что так больше не будет. Дай-то Бог но даже старшеклассникам, вероятно, понятно, что желания, даже искреннего, одного Генерального прокурора, маловато будет. Ибо не в его власти ни закон нужный принять, ни аналог гестапо учредить, чтобы законы надлежаще применить к самым опасным коррупционерам - иным правительственным чинам и генералам правоохранительных органов, армии и спецслужб.

Для начала хорошо бы хотя бы в общих чертах уяснить, что же это такое «организованная преступность», которая тучами саранчи опустилась в огороды российской власти и все там опустошает? Откуда родом вся эта напасть (натуральная саранча, как известно, прилетает к нам из Ирана или Турции, в основном)?

Организованная преступность в России, несомненно, не только есть, но и сильна, пожалуй, как нигде в мире, включая зоны обитания триад, якудза или сицилийской мафии. Отнюдь не потому, что народ здесь подобрался особого качества или численностью взял. Суть прежде всего в специфике российской оргпреступности. К каковой в том числе можно отнести:

а) Почти полную координацию действий серьезных структур организованной преступности с местными органами внутренних дел, прокуратуры, спецслужб.
Вот как это может выглядеть в ряде эпизодов в одном из регионов России:
«По поступившим из конфиденциальных источников информации 6 мая сего года дела №897799, председатель правления банка «Викинг» Алексей Якубович Устаев будто бы встретился в помещении банка с известным в городе генералом, начальником регионального наркоконтроля Николаем Николаевичем Мусинским и имел с ним часовую беседу…Государственным служащим, подобных тем известным в Санкт-Петербурге милицейским генералам , генералам ФСО и ФСБ, которые не стесняясь общались с организатором незаконного вооруженного формирования Романом Цеповым. Которые, не стесняясь, показывали свои физиономии совместно с физиономиями наиболее известных и наиболее опасных питерских «авторитетов» на похоронах Романа» (Николай Андущенко «Алексей Устаев провел переговоры с Николаем Мусинским». «Новый Петербург». 22.06.2006г.).

б) Легитимность существования 9/10 структур организованной преступности (вооружения, экипировки) в виде частных охранных предприятий, служб безопасности крупных фирм, банков, корпораций.

в) Укомплектованность на 9/10 кадров структур организованной преступности бывшими армейскими спецназовцами, сотрудниками МВД, спецслужб.

г) Обилие хорошо оплаченных неделовых взаимоотношений бывших сотрудников силовых структур с действующими, позволяющее осуществлять «найм» всех видов «правоохранителей» по всему спектру их должностных полномочий с применением спецтехники, оружия, изъятием документации, компьютерных баз данных, задержаний, возбуждением или прекращением уголовных дел, регистрацией прав собственности и т.п.

д) Наличие серьезного иммунитета у многих руководителей оргпреступности против непредвиденных действий сотрудников МВД в виде статуса внештатного сотрудника МВД, спецслужб, помощника депутата, прокурора, в виде спецпропусков и спецталонов на автомобили, исключающие их досмотр и задержание. Нередко - и в виде удостоверений действующих сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры.

е) Практически полный доступ бывших сотрудников правоохранительных органов, перешедших на работу в службы безопасности корпораций, банков, частные охранные предприятия, к базам данных милицейских учетов, оперативной информации, позволяющим вести эффективную конкурентную борьбу неправовыми, преступными средствами.

ж) Обширная практика поборов, вымогательств, практикуемая большинством сотрудников правоохранительных органов, контрольных федеральных ведомств (СЭС, пожарный надзор, налоговая инспекция и др.), которая по своему «охвату» и объему изымаемых средств в сумме возможно даже превосходят практически всеохватный рэкет, именуемый в России «крышеванием». Причем, госслужащим, в отличие от бандитов, при этом не нужно демонстрировать незаконно хранимое оружие, угрожать убийством, расправами с детьми и т.п.

з) Подавляющее большинство среднего и высшего регионального и федерального чиновничества, включая правительственное, имеет свой семейный бизнес, который ими, вопреки всем законам, тщательно опекается, стимулируется.
И который обязательно «крышуется» каким-либо из перечисленных видов организованной преступности: помельче и попроще бизнес - местные бандиты, покрупнее - правоохранители, спецслужбы. Понятно, что «пожелания» охранителей своего родного бизнеса для любого чиновника – первейшее дело, перед которым какие-то там служебные обязанности, служебный долг смешная и несерьезная вещь, на которую не обращают никакого внимания.

к) Практически все многообразное чиновничество устремляется во власть не только ради поддержания семейного бизнеса, но и для вымогательства поборов, взяток, казнокрадства на современные манеры вроде траты бюджетных средств по немыслимо высоким расценкам под заказы своим семейным фирмам.

Эта тотальная обираловка стабильно разоряет, не дает развиваться нормальному мелкому и среднему бизнесу в стране.

Сокрушительных для государства и общества следствий этого новороссийского «соборного» социального явления под брендом «организованная преступность» в совокупности столько, что удивление вызывает только то, как при всем этом россияне вымирают только по 1,5 миллиона в год, а не, скажем, по 3,5 или больше.

К числу наиболее разрушительных относятся:

1. Столичное чиновничество (вкупе со своими «крышами» в силовых ведомствах) создает «каскады» своих посреднических фирм, которые, скупая по бросовым ценам уголь, зерно, мясо, рыбу и разоряя свои добывающие отрасли, фермеров, взвинчивают цены на продукты питания, услуги, тарифы, позволяющие получать дивиденды, превышающие мировые нормы прибыли в разы. Заставляя население тратить на продукты питания, оплату электроэнергии, тепла до 4/5 своих «доходов». Чем вполовину останавливают рост рождаемости в стране, способствуют разрастанию числа прослойки безграмотных в среде подростков и молодежи.
2. Надежно «крышуемые» правоохранителями и федеральным контролирующим чиновничеством торговые и иные фирмы массово завозят или изготавливают сами либо негодные по кондициям продукты питания и напитки, медикаменты, моющие, гигиенические средства, либо изготавливают и сбывают и вовсе фальсифицированные предметы массового народного потребления.

Недавние скандалы с грузинской и молдавской «фекальной» винной продукцией - пока еще только случайный эпизод по пресечению подобной десятилетней тотальной практики диверсионной против демографии собственной страны, которая породила вторую составляющую выморочного цикла, возрастающего дебилизма и доли наследственных заболеваний среди нарождающегося небольшим (относительно прежних темпов) числом российских детей.

3. Благодаря тем же посредникам и их правительственным подельникам, в том числе и в сопредельных странах фирмами, добывающими и транспортирующими нефть, газ, лес присваивается и оставляется на зарубежных счетах с последующим присвоением собственниками и топ-менеджерами суммы, многократно превышающие годовой бюджет России. В результате чего страна со 140-миллионным населением, внушительной армией, не менее внушительными по численности правоохранительными структурами живет на бюджет только примерно в 2 раза превышающий бюджет – 6 миллионной Финляндии Что позволяет власти, особо не напрягаясь, постоянно проявлять «отеческую заботу» о росте благосостояния неимущих 120 миллионов «дорогих россиян»: к грошовым пенсиям и зарплатам прибавлять 2-3 раза в год под оглушительные победные фанфары по полушке. Которую почти сразу же сжирает инфляция. В итоге такого высасывания средств из страны нет не только признаков улучшения демографии, но и всяческих предпосылок к ней: оживляющегося фермерства, мелкого и среднего предпринимательства, не говоря уж о промышленности, энергетике, развитии инфраструктуры в целом.

4. «Семейная» хищническая добыча нефти, газа, золота, алмазов, никеля, леса и других природных ресурсов вкупе с «освоением» природоохранных, водо-охранных зон всех крупных городов под коттеджную застройку нуворишами запустили процессы эрозии почв, разрушения водных балансов на территориях, равных целым европейским государствам, сокрушениями климата целых регионов.

5. Тотальное крысиное разворовывание бюджетов городского хозяйства, высочайшие и постоянно растущие траты на все более худшие по качеству и уменьшающиеся по объемам ремонты городских сетей привели к чудовищным теплопотерям, к тому, что население городов вынужденно пить непригодную к употреблению воду. В результате в стране все чаще случаются массовые отравления, вспыхивают эпидемии болезней, которые были забыты уже в недавнем прошлом веке. Болезни населения множатся, срок жизни снижается африканскими темпами.

Одновременно с этим стремительно растет число должностных долларовых миллионеров, прирастает бешенными темпами и сопоставимая уже с арабскими шейхами недвижимость, предметы роскоши:

«Евгений Ищенко предпочитал вкладывать деньги в недвижимость. По предварительным оценкам московская доля капитала волгоградского мэра составляла около 5 млн. На Мосфильмовской улице в собственности Евгения Ищенко квартира площадью 800 квадратных метров в элитном комплексе «Воробьевы горы»… В среднем квадратный метр в «Воробьевых горах» стоит 2,5- 3 тысячи долларов. Многое зависит от планировки, этажности и вида из окна. Это значит, что даже по самым скромным подсчетам ищенсковские апартаменты тянут почти на 2,5 млн. долларов.

Кроме жилплощади на Мосфильмовской в распоряжении семейства Ищенко квартира на улице Малая Полянка… Также за Ищенко числится подмосковный коттедж в поселке Суханово, что на Семфиропольском шоссе… За удовольствие стать сухановским жителем покупатели выкладывают по 800-900 тысяч долларов» (Наталья Гранинина. «Московская недвижимость мэра Волгограда. «Известия». 07.06.2006г.»).. Кроме перечисленного пресса сообщает, что в собственности у названного господина замечены личный самолет, яхта. Наверняка, как практикуется всеми уважающими себя казнокрадами и мздоимцами, имеется не менее, если не более, впечатляющая собственность за рубежами. Так что суммы выявленных должностных обретений не самого крупного российского градоначальника составляют не более чем десятую - двадцатую часть заработанного непосильными трудами. А работал он, конечно же, в составе нескольких бригад, коллег и где тоже люди обрели свою изрядную долю. А таких мэров – губернаторов в России сотни, бригад поденщиков у них уже тысячи. И все - тащат, тащат, крадут, крадут. Это и есть самая настоящая, самая опасная и разрушительная для нации стая оргпреступности.

6. Тотальная «приватизация» налоговиками, таможенниками процесса взимания причитающихся государству акцизов, налоговых сборов от практически всего спектра ввозимых товаров в размере не менее их половины, наряду с перечисленными выше факторам привели к тому, что России, по определению академика РАН Д. Львова стала страной, где рост доходов от продажи нефти и газа почти полностью ушел в карманы 5% богатого населения, снизив одновременно почти в 2 раза доходы и без того неимущих 95% остального населения. А так же к тому, что «коллективный портрет» нынешнего российского чиновника - это раскормленное до полной холености самодовольное существо в дорогом элегантном костюме, передвигающееся на новеньких моделях «Мерседесов», BMW, «Лексусов». Всегда с ясным, уверенным взором, о котором сказано: «Мочись в глаза - все Божья роса!».

Коллективный же портрет современных «широких народных масс» следует создавать с обитаталей камер следственных изоляторов, где контингент в среднем 20-21 года возраста из тех, кто в основном попался на покупке или употреблении дозы наркотика или на грабеже для получения средств на эту дозу. И которые по свидетельству недавно выступавшего в Думе министра внутренних дел, совершают год от году все больше тяжких преступлений, в том числе убийств, и все больше - с особой жестокостью. По оценке специалистов - вроде ничем не мотивированной.

7. Разнообразные «правоохранители», будучи разобраны бизнесом, бизнес-чиновничеством на разнообразное «крышевание», искренне, увлеченно занимаются разборками друг с другом: опер с опером, отдел с отделом, структура со структурой, ведомство с ведомством. Во имя защиты «своих» предпринимательских структур и от «наездов» коллег, и от правомерных попыток отдельных работников привлечь дельцов-правонарушителей к установленной законом ответственности. Не до борьбы с преступностью тут, и уж тем более – с организованной. Хотя это словосочетание довольно часто употребляется одними правоохранителями для клеймения в СМИ других - когда схватываются между собой не на жизнь, а на смерть при дележе какого-либо жирного куска.

8. Превращение разнообразных должностей в высокодоходный бизнес привело к повсеместной торговле ими как во всех правительственных, так и в правоохранительных органах и даже кое-где в спецслужбах. Особо ходко дело идет, естественно, в таможне. Расценки - не шуточные, речь идет, как правило, о сотнях тысяч и миллионах долларов. Скупают и в складчину. Ну а после такого удачного обретения разве заботы о должностных обязанностях будут?

9. Российское чиновничество в условиях, когда власть бесконтрольно и безнаказанно можно использовать себе во благо, развивая семейный бизнес, стало под любыми предлогами стремительно множиться: в сравнении с периодом СССР по оценкам социологов численность российского чиновничества возросла в 14 раз. В результате нормальные управленческие функции оказались раздроблены на множество мелких операций, что привело в целом к утрате управляемости любыми процессами, либо критическому снижению ее качества при недопустимом увеличении сроков принятия решений. При резком увеличении трат на мзду тех, кто вынужден получать какие-либо чиновные решения, разрешения.

10. Тотальные поборы в правоохранительных органах за «покупные» процессуальные решения привели к тому, что практически прекратилась карательная практика государства за любые должностные преступления, включая тяжкие. Так, по самым опасным должностным преступлениям - взяткам - в стране ежегодно возбуждается около 5 тысяч уголовных дел (в бытность СССР 10-15 тысяч). До суда доходят при этом только сотни, обвинительные приговоры выносятся только по десятку-другому дел (в бытность СССР обвинительные приговоры выносились по взяточникам практически в 100% случаев, да еще обязательно с конфискацией имущества). Это еще при том, что уголовные дела, по преимуществу, возбуждаются по инспекторам ГАИ, паспортистам и равным им по социальному статусу. И даже по этим категориям, после соответствующих проплат, дело заканчивается ничем. Подобная ситуация, тем более, просто открывает настежь ворота коррупции, что с самого начала реставрация грабительского, воровского капитализма «законодатели» отменили не только смертную казнь за взяточничество, но и всякую конфискацию имущества, собственность - чтобы гарантированно было чем откупиться ( что очень нравится «правоохранителям») и чтоб все нажитое «непосильным» грабежом, воровством, казнокрадством, мздоимством осталось при себе. И до сих пор властвующие намертво держаться за эту свою «законную» привилегию, которой нет ни у кого ни в одной нормальной страны мира.

11. Открыто, тотально мздоимствующие «правоохранители» к настоящему моменту стали той силой (которой никому нечего противопоставить), которая активно способствует внедрению во все сегменты российского внутреннего рынка (а не только в наркоторговлю) общин выходцев из Юго-Восточной Азии и Северного Кавказа. По той простой причине, что пришельцы платят больше, опасности, что обратятся когда-то в органы прокуратуры или в службы собственной безопасности - никакой. А эти общины, как известно, плотно опекает и пришлая организованная преступность, плодотворное сотрудничество с которой многих правоохранительней и создало весьма зловещую перспективу даже для отечественного криминального бизнеса. О гражданах - потребителях уже и говорить не приходится: вместо защиты от иногородческих предпринимателей, внаглую обсчитывающих, обвешивающих, можно от своих родных правоохранительных органов получить дубинкой по голове, сапогом по почкам.

Так что российская организованная преступность – не имеющий аналогов в мире многофункциональный, скорее даже универсальный по своим возможностям преступный суперконцерн, органическими неотъемлемыми составляющими которого являются высшее, включая обязательно правительственное, чиновничество (в столице и регионах), изрядная часть руководителей и сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, топ-менеджмент корпораций и банков и только в последнюю очередь - собственно руководители структур организованной общеуголовной преступности. Взаимное переплетение деловых интересов настолько тесно, прочно, долговременно, совместных тяжелейших прегрешений накопилось такое количество, что понять, кто здесь начальник, кто подчиненный, кто в крови, а кто в белой манишке с бабочкой, кто государственник, а кто «гражданин мира» определить возможности нет никакой - все сообща, координировано работают на себя. Потому число миллиардеров стремительно, как нигде в мире, растет, население (тоже как нигде в мире) вымирает. Только коррупционные доходы и внутри суперконцерна превышают по оценкам различных экспертов тридцать миллиардов долларов ежегодно, о «теневых» доходах в совокупности не берется судить никто. Этих денег с лихвой хватает на приобретение разнообразных «игрушек» ценой в сотни миллионов долларов, на заказные убийства, на покупку правительственных и генеральских должностей, на выборы в парламенты, в законодательные собрания и т.д.

Специализация «коллег» по бизнесу в этом преступном суперконцерне с неформализованными связями и структурами проста и очевидна: чиновничество направляет в совместный «корпоративный» с уголовниками и правоохранителями бизнес бюджетные средства, создает ему всевозможные привилегии, корпоративные правоохранители блокируют правоприменительную систему государства, не позволяя ей приближаться к зонам криминального и семейного бизнеса. А бандиты заняты самой грязной - привычной - работой под опекой тех же «правоохранителей». Задача банкиров «отмывать» криминальные деньги и переправлять их за рубежи, в оффшоры, размещать в надежных местах и в гарантированно прибыльных ценных бумагах и т.п. Это, так сказать, самая общая, «принципиальная» схема, реальное наполнение которой изобилует внутрикорпоративным «крысятничанием», взаимными «обносами», подлогами, жульничеством - публика подобралась что надо! Но дело, несмотря на возникающие постоянно «недоразумения» со стрельбой, арестами, судебными процессами, процветает и живет, бурно развиваясь, как гангрена. В итоге ни один мыслимый враг, кроме предпринявшего, к примеру сплошную ядерную бомбардировку России, не смог бы нанести ее населению такого губительного ущерба, как это сделали российские коррумпированные чины вкупе с общеуголовными преступными сообществами и оборзевшим вконец крупным бизнесообществом, организующим вывоз и реализацию природных ресурсов страны таким образом, чтобы 2/3 «выручки» оседало в карманах «суперконцерна», вернее, его руководящей верхушки. В итоге такой «корпоративной» криминальной деятельности, ко всему вышеозначенному, Россия, ее общество, ее экономика по результатам «деятельности» до тоски напоминает странную громадную ферму, где все подчинено откармливанию разных сортов особо породистых и крупных крыс, иных грызунов - до полного истощения и разрушения «производственного потенциала», вымирания обслуживающего персонала (вынашиваются, правда, планы замещения убыли «рабочего персонала» многомиллионными ордами мигрантов, что конечно же, на некоторое время продлит существование этой «фермы»). Антиутопия Оруэлла как аналогия не тянет здесь даже на детскую присказку.

Обилие объявившейся в России человекообразной нечисти просто поражает: откуда? Ведь до того страна вроде состояла пусть и не из самых лучших, но вполне приемлемых по своим социальным качествам людей, составлявших жизнеспособное общество. Наиболее очевидным ответом может быть только то, что людям в основной своей массе для того, чтобы вести себя в обществе приемлемо, прилично, остро нужна хорошо работающая система карающих санкций за отклоняющееся (девиантное, как говорят образованные люди) поведение. О чем вполне определенно высказался на недавнем совещании с «силовиками» стран бывший Генеральный прокурор Устинов: «Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживать только полицейский» Это не обязательно тюремное заключение на долгие годы и расстрелы (как в Китае, к примеру). Вполне достаточно четко работающей технологии «долговой ямы», конфискаций добытого «непосильным трудом» коррупционера, казнокрада. В пореформенной же России новые «законодатели» спешно отменили все мыслимые санкции для паскудничающей «элиты» и мгновенно (исторически) хищничеством властвующих уничтожили нормальное общество и вполне нормальное государство, нуждавшееся, безусловно, в модернизации. Нынешнее положение с криминальной практикой властвующих настолько безнадежно плохо, что впору возопить устами бессмертного Омара Хайама:

«Чья рука этот круг ровный разомкнет?
Кто конец и начало у круга найдет?».

Но, конечно, не это ощущение безнадежности побудило сейчас первочиновников означить проблему коррупции как одну из первостепенных. Отвечая на свой же поставленный вопрос, можно предположить, что побудительные причины тому - отнюдь не забота о нации как таковой, о выживании страны под названием «Россия».

Все, скорее всего, все проще, утилитарнее, прагматичнее: здесь определенно ведущей темой являются грядущие вскоре выборные кампании, где очень хочется закрепиться вновь уже состоявшейся властной кремлевской команде. Здесь (в этом контексте) и желание воспользоваться карательной системой, чтобы проредить когорты политических и финансовых оппонентов правящего режима, разрушив их финансовые источники. Лучшего способа, как борьба с преступностью, коррупцией придумать для этого невозможно. Вероятно, определенную роль здесь сыграло и обоснованное серьезное беспокойство российского бизнес-сообщества стремительно растущим благодаря активному сотрудничеству с российскими правоохранительными органами, спецслужбами, местным чиновничеством влияния иногородческой организованной преступности и связанных с ней чужих бизнес структур.

Скорее всего, имеет место одновременное воздействие этих и некоторых других еще не вполне очевидных факторов. О чем особенно не разговоришься. Потому невразумительно и бормочут по теме даже многоопытные и весьма информированные депутаты Госдумы, бывшие в недавнем своем прошлом многозвездными генералами МВД, спецслужб.

Но довольно скоро многое (пожалуй, даже основное) станет понятно эрудированной и подготовленной общественности, лучше удастся осознать происходящее и без них - меньше туману, двусмысленности, темных намеков. Надежд на то, что в стране высшая политическая власть вкупе с руководством правоохранителей и спецслужб по-настоящему начнет наводить правопорядок нет, практически, никаких: и начинать по науке надо «сверху» - со своих в том числе, что никак невозможно. И некем начинать - существующие кадры правоприменителей (оперативники, следователи МВД, прокуратуры, прокуроры, работники следственных изоляторов, судьи) в большинстве инкорпорированы в тот или иной криминальный бизнес властвующих и имеют впечатляющий «послужной список» на этом поприще. И, скорее всего, будут только имитировать бурную деятельность , на деле саботируя, доводя до абсурда проводимую работу. Структуры же подобной НКВД, способной быстро и качественно произвести чистку самих правоохранителей нет и в помине, и не предвидится. Натужная, тягомотная декоративная борьба с «оборотнями в погонах» годится разве что только для развлечения досужей пенсионной публики, но только не для приведения правоохранителей в приемлемые сроки хоть в сколько-нибудь пригодное рабочее состояние.

И что самое существенное, технологии быстрой и эффективной борьбы с организованной должностной и общеуголовной преступностью все известны наперечет, исторически аппробированы. Самый радикальный способ был употреблен, как известно, Муссолини: числившиеся по полицейским учетам главарями мафии были арестованы в считанные дни по всей стране, свезены на стадионы и расстреляны. Немногие, кому посчастливилось (или помогли спецслужбы и полиция) «сделать ноги», осели в США, прочно приспособив тамошнее, сплошь демократическое общество для своего полного процветания по сию пору. Практически так же решили проблему оргпреступности в СССР, в нацистской Германии. Необходимой предпосылки - тоталитарного режима, фашистской диктатуры – для повторения этого в высшей степени эффективного исторического эксперимента ни в России, ни где-либо в мире пока нет и не предвидится.

«Тунисский вариант», когда военные после учиненного ими правительственного переворота бескровно и быстро «убедили» всех именитых коррупционеров и казнокрадов вернуть все украденное в казну, альтернативно предложив бывшим правительственным упырям неприемлемую жизненную перспективу, в России тоже не может быть употреблено по причине отсутствия военного переворота или скорой перспективы такового. Итальянская технология под брендом «Чистые руки» сама по себе оказалась малоэффективной, хотя и мучительно тяжелой, долгой, дорогостоящей: итальянская мафия так и осталась одним из доминирующих факторов экономики и политики страны, а коррупционные скандалы сопровождали весь период правления недавно ушедшего с поста главы итальянского правительства Берлускони. Очень все хвалят «Сингапурский вариант», когда одних из самых коррумпированных чиновников мира удалось так обложить законами, что те вынуждены были отказаться напрочь от преступной практики, в России состояться не может однозначно: базовый для мировой антикоррупционной практики закон, запрещающий должностным лицам заниматься бизнесом, финансами в нашей стране напрочь игнорируется всем чиновничеством на всех их иерархических уровнях. Все они - в серьезнейшем, частью криминальном бизнесе, который в России без властных полномочий главы семейного корпоративного клана просто невозможен. Для того все и набились во власть, как селедки в бочку! Да и кто посмеет? Потому как всякий, даже только серьезно и вслух помысливший о том, чтобы ситуацию привести в соответствие с законом - покойник. А дураков, тем более самоубийц в нынешнем российском политическом бомонде нет ни в каком виде. А потому исполнительная власть в России настолько слаба, что не то что там какие-то национальные проекты реализовать - обычные свои служебные функции выполнять удовлетворительно едва ли в состоянии:

«В «Парламентской газете» за 4 апреля 2006 года была опубликована статья политического обозревателя Ивана Денисова с весьма многозначительными названием «Если исполнительная власть неисполнительна». Денисов пишет: «22 марта 2006 года Госдума направила председателю правительства Михаилу Фрадкову парламентский запрос, в котором нет и десяти строк. Но, думается, он поставит исполнительную власть в крайне сложное положение».

Практически любой закон мертв, пока его не объяснит подзаконными актами чиновник. А правительство возглавляемое Михаилом Фрадковым, не обеспечило подзаконными актами Несколько тысяч принятых Госдумой законов. Инициатор запроса Сергей Алексеевич Попов утверждает, что терпимость Госдумы к неисполнению правительством своих основных обязанностей оборачивается правовым хаосом, позволяющим олигархам и прочим преступникам не только безнаказанно гробить Российскую Федерацию и ее население, но и просто присваивать себе целые регионы государства» (Г. Черняев «Насколько опасна неисполнительная власть?». «Новый Петербург». 18.05.2006г.).

Есть, правда, еще очень приличный европейский опыт, когда у мздоимца, коррупционера по его осуждению на очень длительные сроки выгребает дочиста все «накопления» и потом внимательно следят за объектом после отсидки - когда он попытается открыть спрятанную и утаенную кубышку, обязательно отнимут и ее. Равно как и неправедно добытые средства, переданные детям, внукам. Слов нет, прекрасная традиция: хотя бы попавшийся негодяй там будет обречен на прозябание. Но и это для России неприменимо – некому реализовать такую технологию, буде даже если бы она и была запущена: наши практикующие правоохранители сразу начнут договариваться с осужденными о долях себе в обмен на освобождение от конфискации. И получится очередной раунд привычного грабительского правоохранительного передела чужих денег, ценностей, дорогого имущества. Который ровным счетом ничего не изменит в гробовом развитии внутрироссийской действительности.

В недавнем телевизионном интервью бывший заместитель министра внутренних дел изложил очень простую и очень оптимистичную картину оздоровления криминальной российской власти: вот, де мол, посадили олигарха Ходорковского со товарищи и все прочие «крупняки» российского бизнеса напрочь отказались от финансовых мошенничеств, нарушений налогового законодательства, прекратились многомиллиардные убытки казны. По этой схеме посадят некоторое число именитых коррупционеров, лидеров оргпреступных сообществ - и конец проблемам! Поясним для очередного политика –сказочника: мы-то ведь давно не такие дебилы, какими хотели бы видеть нас наши управленцы, парламентарии и их присные в СМИ. Всем здравым давно очевидно, что ничего существенного с осуждением Ходорковского не изменилось: грабят страну все, к то может и сколько может. И вывозят. Ну до времени увеличили несколько налоговые платежи, пока не придумали новых безопасных схем уклонения от этой унизительной и оскорбительной для себя повинности. А сутью акции осуждения олигарха стала только смена собственника - на тех, кто ближе, кто свой. Хотя сама процедура была и законной, и целесообразной, и интересной широкой публике. Что касаемо до осуждения крутых авторитетов уголовного мира в качестве действенной профилактической меры, то уж кому-кому, а милицейскому матерому генералу лучше других известно, что паханы функционируют в таковом качестве одинаково эффективно как в тюрьме, так и на воле.

Надежного же профилактического воздействия страхом на более чем 2-х миллионную массу чиновничества посадкой на нары нескольких сотен коррупционеров, включая некоторых высокопоставленных, добиться никак тоже не получится. Которое может впечатлить разве что клинически наивных людей.

Это никак не может произойти по множеству оснований. Вот некоторые:

1. Любой рационально соображающий человек всегда просчитывает вероятности для себя опасных ситуаций. Чиновники же осторожнее многих иных и делают это тщательней. А потому в состоянии прекрасно уяснить для себя чрезвычайно невысокую степень риска при мздоимствах и казнокрадствах, зная низкую «производительность» российской современной правоохранительной системы в расследовании должностных преступлений, очень щадящую практику наказания по ним и относительную легкость ополовинивания и без того небольших тюремных сроков, постановленных судом, в местах отбывания заключения.

2. Российские чиновники так же очень хорошо знают, что с помощью толковых, хорошо оплаченных адвокатов можно вполне успешно затянуть, запутать и следствие, и судебное разбирательство, оставаясь при должности и используя свои служебные полномочия, связи для ослабления позиций следователей, судей. Знают и то, как отлично работают деньги в среде правоохранителей. А потому имеют серьезный резон на такие случаи не снижать активности своих мздоимствований, казнокрадств, но многократно лишь увеличивая их интенсивность.

3. Если инспектору ГАИ еще можно отказаться от практики поборов (не из-за страха, ибо последствия - разве что только потеря службы) да и суммы не Бог весть какие, то чинам, где размеры взяток впечатляющие, психологически невозможно заставить себя от этого отказаться. Особенно памятуя, что в российском законодательстве отсутствует институт конфискации, а в правоисполнительных механизмах нет технологии изъятия собственности, ценностей, находящихся в собственности ближайших родственников. То есть, вероятность сбережения для себя неправедных денег почти стопроцентная.

4. Учитывая, что основная масса случаев казнокрадства, взяточничества происходит в составе различных «команд», где и перераспределяются полученные преступные средства, а в состав таких кодл входит, как правило, и руководители нескольких вышестоящих уровней, то мздоимцы, казнокрады знают, что могут полностью полагаться на защиту своих начальников - подельников. Которые располагают нешуточным влиянием в сфере правоприменительных структур, где, как известно, властно-аппаратные связи действуют практически безотказно.

Так что в гробу видели чиновники ваши страшилки, господа в погонах с большими звездами! Тут с риском для жизни люди со снастями прорываются через оцепления на рыхлый лед заливов, озер, когда начинается путина, идут под выстрелы пушек пограничных сторожевиков, когда маячит только просто приличный заработок на крабах, лососе, икре осетров и прочем подобном. А ваши намерения, господа хорошие, отпугнуть алчных от впечатляющих куч живых денег, да еще в валюте! Скорее они вас начнут рвать, приступи вы к реализации своих угроз. И еще не известно, кто в такой ситуации струсит и побежит первым: алчные, хищные или «служители закона».

Так что, оставаясь в «правовом поле», как любят выражаться нынешние управители страны и регионов, им ничего значимого в заявленном противостоянии коррупции и оргпреступности заведомо гарантировано сделать не удается. Кроме разнообразных впечатляющих имитаций с помощью телевидения, других СМИ, густо сдобренных статистическим враньем на потеху тем же коррупционерам, бандитам и их кукловодам.

Если реальное хоть какое-то действо будет разворачиваться в рамках российского «правового поля», то мы станем потребителями мутных потоков «тематических» телевизионных показов всевозможных задержаний чинов, бандитов, судебных процессов, слышать обилие статистических данных о стремительном росте числа возбужденных уголовных дел по должностным преступлениям, не получая никакой объективной информации ни об уменьшении оттока капитала, ни и снижении доли коррумпированных должностных лиц в различных отраслях госуправления, ни о суммах снижения бросовых трат предпринимателей на подкуп должностных лиц и увеличении размеров инвестируемого ими в бизнес капитала и т.п. Будут, безусловно, и весьма интересные уголовные дела: в преддверии близких выборов (в соответствии с реальными целями организаторов кампании борьбы с коррупцией) для «зачистки» структур и руководителей, финансирующих наиболее опасных политических конкурентов, может быть пролито и достаточно реальной крови. Достаточно реальной настолько, чтобы сокрушить 2-3 политических группировки и их лидеров, но только не для того, чтобы хоть чуть-чуть напугать действительную организованную преступность. К которой, безусловно, принадлежат по всем главным характеристикам и большинство тех, кто будет организовывать всю эту правоприменительную оперетку и «спортивные» репортажи, ее сопровождающие. Первыми признаками того, что реализуется прежде всего именно предвыборные цели, будет то обстоятельство, что объекты атаки будут предприниматься на 9/10 в столице.. Второй - что объектов таких наберется с десяток-другой, не более. Должностную «мелочь» в качестве обильного гарнира к блюду будут «мочить» в регионах.

В одном здесь можно не сомневаться: поводы для уголовных преследований будут только самые настоящие, чтобы при этом ни вопили те, кого будут «подводить под статью». Чего-чего, а криминального дерьма за каждым членом российского властно-делового сообщества водится пруд пруди.

Так что никто ничего искусственно придуманного, сфабрикованного вменять «оборотням», казнокрадам, взяточникам и уклонистам от уплаты налогов не будет – натурального у каждого из них с избытком. Ну а то обстоятельство, что организаторы кампаний, процессов сами не только не лучше привлеченных к уголовной ответственности, но, возможно, еще и хуже с правовой точки зрения значения никакого не имеет. «Прав тот, у кого больше прав». В регионах организаторы и координаторы кампаний борьбы с коррупцией и оргпреступностью тоже воспользуются ситуацией, чтобы заправить в жернова «правосудия» своих оппонентов в политике, в бизнесе, на госслужбе, в правоохранительных структурах - это естественно, по другому не бывает. Несомненно и то, что в этом процессе жертвами станут наименее опасные для общества правоприменители, доставляющие наименьший ущерб в любой своей деятельности. Наиболее же опасные, состоящие в наиболее тесных и серьезных гешефтах с теми, кто «направляет и координирует», не только останутся в безопасности, но и значительно укрепят свои позиции во власти, бизнесе, финансах, политике – оппоненты-то окажутся на нарах! Хотя определенную оторопь среди чиновной шушеры все это вызовет, как и некоторое удовлетворение «широких народных масс». Что ж: «На безрыбье – и рак рыба!».

К тому же, возникнет некоторая вероятность того, что противоречия и противоборства в процессе даже такой декоративной и достаточно выверенной по адресам и адресованной кампаний могут все-таки изрядно накалить обстановку так, что она на определенном уровне перевозбуждения сцепившихся в противоборствах может перейти в неуправляемую цепную реакцию настоящей рубки всех со всеми. Как это часто случается в больших застольных компаниях изначально вполне благоразумных людей. Хорошо бы так и произошло! Чему вполне может помочь активная работа все еще имеющихся в правоохранительных органах и спецслужбах пусть и небольшим числом когорты достойных, добропорядочных людей, служащих Отечеству действительно не за страх, а за совесть.

Настоящая же работа по искоренению прежде всего организованной чиновной коррумпированной преступности должна и начинаться и протекать по иным схемам, последовательностям действий. Главное здесь – четкая, недвусмысленная ориентация на достижение обязательных, неизбежных целей, в числе которых первостепенными являются:

1. Лишение всего сословия высших коррупционеров государства (включая обязательно всех бывших – до кого удастся дотянуться наличным ресурсом карательных структур) всех преступно, противоправно полученных средств. Это обязательно необходимо по крайней мере по двум причинам: и чтобы лишить смысла мздоимствовать, казнокрадствовать действующим и будущих чинов, предрасположенных к коррупции. В качестве же маленького «довеска» - необходимость получения обществом некоторой сатисфакции за открытое, издевательское глумление преуспевших госворов над людьми на всевозможные лады, включая показное роскошество среди моря нищеты.

Естественно, тягомотными, неуклюжими и слабыми действиями «по закону» вынуть все из этих упырей не удастся и за 200 лет изнурительной правоприменительной «деятельности». При значительном усилении нормативно-процессуальной базы дело, конечно, пойдет лучше, но сам процесс законотворчества по обычаю затянется, естественная смена лиц, олицетворяющих политический режим и его программу борьбы с коррупцией, вкупе со сменой руководителей правоохранительных служб вообще могут похоронить всю кампанию. Поэтому обязательно должна быть организована работа «специализированных» групп из оперативных работников МВД и спецслужб, которые по аналогии с подобными уже существующими неформальными образованиями, успешно занимающимися ныне «рейдерством» (отъемом собственности в том числе и у ненадлежащих или не очень эффективных владельцев) с соблюдением соответствующих правовых процедур производили бы изъятия любых обретений, «трудовых сбережений» у казнокрадов. Координация работы таких групп должна, естественно, производиться из единого центра - чтобы не превратиться из государственной целесообразной акции в вакханалию стихийных грабежей.

Исключения, возможно, есть смысл сделать для тех коррупционеров, кто толково распорядился неправедным капиталом и эффективно инвестировал его в национальную промышленность, сельское хозяйство. Потребная «производительность» такого процесса легко просчитывается: общее количество правительственных коррупционеров, объем их «приобретений» делится на сроки проведения самой кампании (не более 2-3 лет). Для выполнения «плановых показателей» здесь вполне допустимы некоторые пренебрежения наиболее медлительными, формальными юридическими процедурами, так как сам смысл проводимой акции волне нравственно оправдывает неправедный руководящий принцип карьеристов и стяжателей всех времен и народов: «целесообразность выше закона».

Для проведения такой работы строго в рамках «правового поля» в ближайшем будущем достаточно по закону ввести «долговую ямы» для чиновников, нанесших государству существенный материальный ущерб и не возместивший его по постановлению судебного органа. Само собой разумеющееся - надлежит восстановить институт конфискации для казнокрадов и мздоимцев.

2. Решительное и жестокое подавление воли к активному коллективному сопротивлению всей генерации коррупционеров (попытки подкупа, угрозы, покушения на оперативников, следователей органов внутренних дел, прокуратуры, спецслужб, на судей) путем немедленного наказания за любые вмешательства высокопоставленных покровителей, друзей коррупционеров, по которым проводятся расследования. А также путем преимущественного содержания этой категории в следственных изоляторах и исключения возможности освобождения их под залог, под подписку о невыезде. Для чего так же активно, широко использовать другие предоставленные законом меры воздействия: налоговые проверки, усиленный контроль государственных структур (СЭС, пожарнадзор и т.д.). Весьма целесообразно на основе закона создать региональные комиссии по борьбе с коррупцией из представителей парламентских партий, полномочно принимать обязательные к исполнению решения освобождения любых территориальных чиновников, уличенных в коррупции, от занимаемой должности.

3. Первостепенная очистка правоохранительных органов и спецслужб не только от коррупционеров, но и от лиц, находящихся в устойчивой связи с криминальным бизнесом и структурами общеуголовной организованной преступности. В первую очередь – на уровне федеральных и региональных генералов, а в первейшую очередь тех из них, что связан с наркомафией и производством нелегального алкоголя. Для чего без опыта НКВД в этой сфере обойтись будет трудно. Естественно, заниматься этим должна комиссия при первом лице государства, обладая при этом чрезвычайными полномочиями.

Создать, организовать и поддерживать на высоком уровне такую работу хотя бы в наиболее важных, в том числе и означенных выше, составляющих элементах по искоренению этой разрастающейся на российском государственном организме раковой опухоли по своей тяжести, опасности будет многократно тяжелей, чем протянуть десятки транснациональных газопроводов по дну морей и океанов, построить космическую станцию на Марсе, создать новые ракетные войска стратегического назначения, включающие в себя многочисленный атомный подводный флот. Вкупе с набором иных важнейших национальных экономических, демографических задач. Которые в свою очередь без удаления коррумпированного, сросшегося с криминалом в банках, корпорациях, с бандитами чиновничества никогда не будут и в малой мере выполнены. Ибо коррупционеры разворуют, извратят, переврут, безнадежно запутают, разрушат и уничтожат в конечном итоге все - и весьма быстро. Или мы - или они. С кем первочиновники государства - вскоре определим «по делам их». Хотя завышать ожидания, скорее всего, не стоит: все их ближайшие помощники в «державных трудах» сплошь или очень богатые или супербогатые люди. Чьи состояния «образовались» в мгновения ока невесть с чего. Вернее, вполне понятно откуда - все по тем же «технологиям» мздоимства и казнокрадства. Так что изнурять себя мучительными поисками коварных, искусных «оборотней в смокингах» никому из инициаторов нынешней кампании борьбы нет никакой нужды - все они на расстоянии вытянутой руки. Это - если по совести. Если по лукавому византийскому политическому расчету, то все конечно много сложнее: и списки нужны тех, кого правоохранительным «загонщикам» трогать нельзя ни при каких обстоятельствах и на основе обширной развединформации надо определиться с целями этой политико-правовой карательной акции и предпринять многое другое в плане идеологического прикрытия в ходе массированной пиар-кампании. Чтоб еще к финансовым, имущественным обретениям команд охотников прибавить симпатии возможно более многочисленных групп электората. Но дело это вполне знакомое, отработанное. Да и не очень хитрое. Ничего, правда, не меняющее. Скорее даже бетонирующее ситуацию, где бал правят коррупция и должностная оргпреступность.