Угадай тринадцать различий (Что отличает нормальных управленцев от российских имитаторов-казнокрадов-мздоимцев)

Геннадий Водолеев

В очередном своем комментарии, как всегда содержательном и интересном, текущих событий Юлия Калинина так диагностирует состояние российской власти: «Между тем уже сейчас у нас на глазах разваливаются все государственные структуры, работники которых не имеют широких возможностей подрабатывать, то есть брать взятки либо оказывать услуги населению за дополнительную плату» (Московский Комсомолец, 08.09.2001 «Болонка по имени Рекс»). Оценка объективная, точная, хотя и составленная в весьма деликатных, щадящих выражениях.

Вместе с тем данная оценка все-таки неполная по ряду существенных параметров описываемого процесса. Следует прежде всего отметить, что мы наблюдаем не развал – скорее внутреннее перерождение природы государственных структур, их мутацию. При сохранении всех внешних привычных атрибутов: зданий, вывесок, наименований, перечня должностей, обслуживающего комплекса и легионов носителей должностных титулов, интенсивно мельтешащих в столице, в стране, в мире. Перерождение радикальное: функции управления выхолощены до бесполезной подготовки и пересылки разнообразных «казенных» бумаг. Зато главное содержание каждодневной деятельности практически любого чина - открытая торговля своими должностными полномочиями. Либо использование их для вымогательства, шантажа, денежных средств, чужой собственности и т.п. Да еще и для максимально возможного разворовывания государственных средств. То, что не удается украсть, тратят на приобретение служебных иномарок, евроремонты кабинетов, суперсовременную компьютерную технику, средства связи и др.

Должность для нынешнего российского чиновника – прежде всего средство обогащения в наибольших по возможности размерах. Это, пусть и в разной мере, удается всей армии этих должностных оборотней - на всех условиях, практически во всех сферах власти и управления. Описана только упрощенная схема процесса: технологии, приемы, используемые средства чрезвычайно разнообразны, хитроумны.

За значимые должности, сопряженные с большими властными возможностями в распределении ресурсов, распоряжении имуществом, представлении налоговых и прочих льгот, бьются целые корпорации, банковские группы – чтоб усадить на них и «своих». «Бьются» – подкупают тех, кто назначает, дискредитируют в прессе конкурентов, инициируют уголовные преследования, шантажируют, угрожают и т.п. В безвыходных ситуациях нанимают киллеров. А там, где есть бурлящая орда покупателей «грибных» должностей, обязательно и наличие их продавцов, многие из которых после акта купли-продажи становятся кроме того и «арендодателями»: взимают с назначенцев регулярную плату за «пользование» должностью.

Трансформация всех правительственных органов, региональных властных структур по описанной схеме состоялась стремительно и давно – в начале 90-х годов. Менялось и постоянно меняется только людское наполнение этих должностных мест. Посему в «демократической» России нет органов власти в общепринятом смысле – присутствуют на их месте только муляжи, под прикрытием которых идет беспрестанное расхищение ресурсов жизнеобеспечения, воспроизводства народа, общества, сопровождаемое вымиранием населения целых регионов, деградацией всех основных социальных групп.

Автор статьи высказывает обоснованное предположение, что власти спохватятся, когда ситуация будет плачевной: «Но когда тюрьмы останутся охранять три алкоголика, а паспорта проверять – одна пенсионерка на пол- ставки, до правителей начнет доходить, что управляют они страной не вполне эффективно».

Увы, правителей в общепринятом смысле этого слова в России давно нет – есть только должностные пользователи ее ресурсами. А уж попользовавшись они и те, кто был до них, весьма и весьма «эффективно». Достаточно бегло просмотреть списки самых богатых людей мира, которые регулярно публикуются за рубежом. И также взглянуть, как роскошно, по каким мировым стандартам потребления, с какой купеческой впечатляющей удалью живут эти особи. Никто из этих неуличенных и ненаказанных «управителей» себя не обделил, шанс свой урвать не упустил.

Что же касается «спохватятся», то этого не произойдет никогда. Потому, что в силу известных закономерностей, причины любых состоявшихся катастроф кроются в деятельности предшественников, а не нынешних сановников. Здесь действующие чины всегда оказываются невиновны. Когда же происходят беды по их вине, как правило этой «команды» (то есть кодлы) уже у власти не будет. Не «спохватятся» наши правители еще и потому, что любое сколь угодно плохое состояние государства, общества – для них только новые условия, удобный повод для организации очередной акции казнокрадства, «увода» в свои карманы большой доли бюджетных выплат или заимствований, предназначенных для «решения национальных проблемы».

Одна из привычных ныне схем обогащения чинов точно описана и автором статьи применительно к решению руководства ГУВД г. Москвы поменять парк служебных автомобилей: «Потому что деньги на это мероприятие уйдут огромные, а жизненный опыт подсказывает, что ни одна закупка товаров и услуг государственным структурам не обходится без того, чтоб процентов двадцать (а то и больше) от выделенных на закупку денег не ушло в кармашки руководства».

По этой схеме работают все «управленцы» России. Разнятся они только процентами «комиссионных».

Долженствующая остановить чиновное хищничество карательная практика российских «правоохранителей» давным-давно ушла в небытие: «борьба с должностными преступлениями» – только «законный» промысел силовиков, жестко вырывающих свою долю у других хищников и отпускать их затем вновь нагуливать жирок - до очередной процедуры «стрижки». Немного мелких чиновников посадят за какую-нибудь ерунду для отчетов – результаты в цифрах еще пока нужны. Так что «спохватываться» просто некому, другим заняты люди: работают «вахтовым» методом – потрошат все мыслимые оставшиеся «прииски» России.

Сильно облегчает воровской промысел ныне властвующих плотная околочиновная среда, состоящая из «цвета» россиян: бывшие сановные казнокрады (ныне – процветающие «предприниматели», депутаты, учредители околоправительственных фондов), бывшие генералы спецслужб, МВД, армии, прокуратуры, бывшие уголовные авторитеты – ныне владельцы финансово –здесь же - промышленных групп, банков, сетей казино, ресторанов, супермаркетов. Орды «джентельменов удачи», преуспевших «новых» из всех закоулков России, откупающих у московской элиты за изрядную долю места в региональных правительствах, концессии, «лицензии» на беспощадный ввоз акцизов, отлов ценных пород рыб и т.п.

Эта единая, озверевшая от безнаказанности грабежа, все прибывающая и прибывающая числом орда мечется по России, отшвыривая прочь редких честных законников – охранителей, уничтожая немногих достойных порядочных журналистов, судорожно хватая и запихивая в свои ненасытные чрева все, что подворачивается под руку. Эта агрессивная биомасса никогда ни о чем не сожалеет, и ни о чем не «спохватывается»: всем этим особям важнее всего успеть вовремя смыться с обобранного места и в числе первых оказаться на новом доходном «прииске», именуемом часто на московском жаргоне «грибным местом». Да еще - не попасть «под статью» по собственной неосторожности или по стечению обстоятельств.

Особенно ценимы этой породой масштабные, затяжные войны, любые впечатляющие стихийные бедствия, на которые направляются в условиях спешки и бесконтрольности громадные денежные и иные ресурсы государства. Ущерб, наносимый собственными казнокрадами, здесь зачастую превышает потери, наносимые врагом, стихиями. Нынешний рукотворный, беспрерывный, беспредельный демократический бардак в России создал для этого племени извечных природных мародеров такие благоприятные условия, каких нет сейчас нигде в мире. В течение прошедших полутора десятков лет у нас появилась такая генерация упырей – управленцев, которая в корне отлична от обычной, в меру вороватой, породы чиновников в любом другом месте.

К примеру, в любой стране, где экономика порушена или разорена, как в России, чины оплачиваются скудно, выглядят, как обычные люди, ездят на городском транспорте. В России же – ездят по преимуществу на новых престижных иномарках, владеют коттеджами, отличными квартирами, отдыхают на лучших зарубежных курортах. Видом – холены, одеты по европейской моде, надменны, безмерно уверенны в своей особой ценности, принадлежности к богоизбранным. Абсолютно равнодушны, брезгливо снисходительны к «черни».

Если мировая практика формирования корпуса чиновников – отбор только с приличными человеческими качествами через тестирования, с учетом служебных характеристик, то в нынешней России – просто продают должности тем, кто «достойно» заплатит.

В мире судимость, пребывание в тюрьме – непреодолимое препятствие для чиновной карьеры на всю оставшуюся жизнь. В России – наилучшая рекомендация для включения во «властные команды», включая самые высокие уровни государственного управления.

В нормальной стране публичный скандал для чиновника – обязательное немедленное увольнение. В России норма, когда судят вице-губернатора за взятки, хищения, а он продолжает пребывать в должности, понося в СМИ правоохранителей, оказывая давление на следователей, суд, мобилизуя «подельников» в московских коридорах власти.

В газетной публикации «Последнее дело Наварро» (МК, 10.09.2001) рассказано, как высокопоставленный чин правительства провинции Испании был немедленно уволен по заявлению русских проституток, даже не являющихся гражданами этой страны. Кроме того, возбуждено уголовное дело, и если вина будет доказана, хотя бы по одной из инициируемых против него статей уголовного кодекса – бывший чин вполне может загреметь еще и в тюрьму. При таком подходе к опеке «управленцев» большинство из них будет прежде всего думать о службе, а не о казнокрадстве, что и должно быть в нормальном государстве.

Представить же, что сейчас в России чиновника любого ранга могут уволить за такую малость, как прелюбодеяние, а тем более посадить в тюрьму – немыслимо. Пригрози этим российскому чиновному лицу этим – расхохочется в лицо.

Единственные известные два примера – Ковалев и Скуратов – редчайшее исключение, только эпизоды схваток враждующих элитарных группировок, а отнюдь не во-первых, во-вторых - борьба с нарушителями должностной этики. Чего в России нет и в помине и не предвидится. Обычному чиновнику для успешной карьеры потребны высокая работоспособность, хорошие результаты, нелживость, соблюдение (хотя бы внешне) служебной этики и общественных приличий. Российскому аналогу этот «мусор» ни к чему: нужны только изощренное холуйство, постоянное изъявление преданности, а главное – регулярная передача начальнику изрядной доли украденного, полученного в виде мзды.

Любое проявление честности при исполнении служебных обязанностей, если это нанесет ущерб «хорошим людям», может оказаться поводом не только для немедленного увольнения, но и для привлечения к уголовной ответственности за мифическое правонарушение, проступок.

Везде в мире чиновничество инстинктивно – не по инструкциям - ограждает и охраняет интересы соплеменников в любых спорах с инородцами. Но только не в России: интернациональные до лютости российские чинодралы невыносимо обожают любых иностранных искателей их услуг. Но только не русских, не соплеменников, которые только и могут занудно «качать права». Инородцы же всегда с готовностью платят мзду, а брать у них безопасно: никогда не донесут, официально не заявят в полицию, в прокуратуру.

Любой русский человек, живущий ныне в России, по личным впечатлениям без труда продолжит этот перечень уродливых отличий и вытекающих из оных губительных для всех нас последствий.

Громоздясь на вершине такой пирамиды извращенной власти, нынешние управители России, даже в своих иных искренних устремлениях, все свои «программы» и «реформы» гарантировано обрекают быть пустым вздором, камуфляжем неувядающей, процветающей тотальной всероссийской чиновной воровайки, сжирающей 2/3, а то и более, скудных доходов нации, всех ее богатейших в мире природных ресурсов.

Нежелание высшего политического руководства страны приступить к радикальному решению проблемы этой всероссийской чумы – не только простое свидетельство политического безволия, трусости. Это – тяжелейшее должностное преступление, которое сродни отказу начать войну с вторгшимся в страну агрессором. Ибо по потерям, разору, деградации русского этноса десятилетие разгула чиновного грабежа нанесло вред, превышающий все ущербы понесенные в Великую Отечественную. Продолжающееся «успешное» существование этого ненасытного паразита в русском народе в сотни раз опаснее бед, творимых всем «мировым терроризмом», о котором с таким упоением живописуют разнообразные российские политики и с которым призывают нас биться насмерть, не щадя своего живота и крови. Готовы даже благословить США на атомные бомбардировки Афганистана, лишь бы потусторонними ужасами отвлечь русских от осмысления и попыток избытия собственной отчаянной беды.

Нежелание высшего руководства заняться этим бедствием тем более ничем не оправдано, что от него вовсе и не требуется повторять технологию И.В. Сталина, жестокой рукой НКВД пресекшего всякие вольности элиты в тогдашнем СССР. Вполне достаточно было бы жестко на борьбу с должностными преступлениями ориентировать (и постоянно контролировать) чиновников среднего, высшего уровней власти и управления органы прокуратуры, МВД, суды. И не столько по части выдачи длительных сроков отсидки, сколько для выявления и конфискации преступно обретенного казнокрадами и взяточниками. Даже год – два упорной работы здесь до неузнаваемости изменили бы и облагородили российские государственные ландшафты.

Был бы отработан и мог бы быть введен в действие так страстно желаемый многими действенный институт гражданского контроля структур власти и управления с реально исполнимыми и простыми технологиями функционирования: около двух лет назад учеными юридического факультета Петербургского Госуниверситета был разработан законопроект, в котором предусмотрено создание комиссий из представителей парламентских партий; в их компетенцию входит право отстранить любое должностное лицо на подведомственной им территории от занимаемой должности при наличии убедительных свидетельств злоупотребления чиновником своим служебным положением.

Одного этого и уже существующей нормативной базы с избытком хватило бы на кардинальное изменение ситуации с чиновным произволом в России, естественно, при одном – главном – условии: наличии у нынешнего высшего руководства единственно необходимой для этого политической воли.

Если таковая так и не отыщется у них в ближайшее время – делайте выводы, принимайте, какие только возможно, меры. Желательно, конечно, «легитимные».