Российская гражданственность: кто против?

Геннадий Водолеев

В свое время еще Бисмарк мудро и точно сказал славословящим его военный гений: «Войны выиграл немецкий учитель!». Это утверждение справедливо применительно к любой стране, любому обществу.

Качество элементной человеческой базы социума закладывается, прежде всего, в семье, в школе. Слава Богу, нам есть чьими руками, сердцами и головой взращивать достойных граждан страны. Есть обширная, всесторонняя, начиная с Конституции Российской Федерации, законодательная база воспитательно-образовательной педагогической деятельности. В современной России как никогда охотно и в изобилии производятся разнообразные и весьма неплохие законы. Они, бесспорно, нужны, но сами по себе – только предпосылка полноценного воспитания гражданских качеств человека, не более. В основе всякой доброкачественной системы образования и воспитания в социуме, прежде всего, должно лежать достаточное экономическое обеспечение и финансирование, опирающееся на своевременные и хорошо предусмотренные политические решения. Достаточно вспомнить, что сделано администрацией США после опережающего прорыва в космос СССР: сотни миллионов долларов были направлены, прежде всего, для улучшения всей системы школьного образования Америки, которая и без того отнюдь не находилась в упадке.

Состояние школьного, да и вузовского образования в России десятками тысяч педагогов, вышедших недавно на митинги протеста по всей стране, оценено как критическое, запредельно худое. Ведь даже нищенская по всем меркам зарплата учителей не выплачивается вовремя, не говоря уж об остальном. Пожалуй, ни одна страна так называемого «цивилизованного мира» не переживает и близко такого упадка, деградации всей системы социализации человека, как нынешняя Россия. Здесь-то как раз ни одна из проблем, которые в совокупности остановили процесс воспитания, не может быть разрешена без сильных политических решений.

Как, к примеру, можно организовать процесс воспитания гражданина в обществе, где официально 40 % людей находятся за чертой бедности? Причем, самое прискорбное, что в категорию нищих попали, по сути, все школьные учителя. То, что платят нашим педагогам, кроме как издевательством назвать нельзя. Чтобы физически выжить, наши учителя вынуждены прирабатывать, как только придется, пускаясь зачастую во все тяжкие. Ситуация нуждается в кардинальном улучшении. Это возможно только с помощью высшей политической власти государства. Ресурсные возможности для этого в России есть. Так, в СССР изрядная часть бюджетных поступлений, сопоставимая со всем нынешним российским бюджетом, шла от реализации алкогольной продукции. В нынешней России объем потребления алкогольных напитков превышает тот, который реализовывался в СССР: с 8 литров чистого спирта в год на среднестатистического человека той поры потребление возросло до 15 литров чистого спирта на «душу». А в российскую казну от этого гнусного промысла поступает ныне только 2 миллиарда долларов! Остальное (сумма сопоставимая с прежними 200 миллиардами долларов) растаскивается проворными ручками владельцев алкогольных производств и властвующими по своим бездонным карманам, тратится на предметы суперроскоши, на уму непостижимое суперпотребление. Наведение порядка только в этой сфере, в строгом соответствии с существующими ныне законами, позволило бы, по крайней мере, утроить бюджет, в котором безо всякого напряжения и сановного геройства можно было бы найти 2-3 миллиарда долларов, чтобы увеличить хотя бы в 3-4 раза нынешнюю издевательскую зарплату учителя. Реализовать эту возможность по плечу только сильной, зрелой политической власти, движимой насущными национальными интересами.

Далее. Наше подрастающее поколение по числу и масштабам отклонений от нормы вряд ли имеет аналоги в европейских странах. Имеются в виду масштабы подростковой беспризорности, безнадзорности, где счет идет на многие миллионы. И так же на многие миллионы идет счет наркоманам в подростковой и молодежной среде. Понятно, что названные категории – вне сферы любого воспитания, но в сфере самого концентрированного и разрушительного антивоспитания, которое позволяет считать большую часть представителей этих категорий невозвратимыми потерями российского общества. Причем потерями постоянно возобновляющимися, растущими. Подтверждение тому – и опережающие темпы роста тяжкой подростковой преступности. Средний возраст пребывающих в следственных изоляторах страны составляет немногим больше 20. Повсеместно открыты дополнительные следственные изоляторы для несовершеннолетних. В Санкт-Петербурге под СИЗО переоборудована целая тюремная больница. Какое воспитание в местах лишения свободы получают подростки – известно.

Десятки тысяч подростков и молодых людей этой категории ежегодно умирают только от передозировки. Причем, в расцвете лет, когда только пришло время активной социальной деятельности. Здесь тоже давно уже слово отнюдь не за педагогикой – только за политикой. Некоторые обнадеживающие шаги, похоже, приняты недавно президентом: создан Государственный Комитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Здесь есть где развернуться по данному вопросу: по данным МВД двухлетней давности, в России за год реализуется в героиновом эквиваленте 500 тонн наркотиков. Что это такое, легче понять в сравнении: в Японии, где примерно такая же, как в нашей стране, численность населения, реализуется в год только около трех тонн героина при намного более благоприятных социально-экономических условиях жизни общества и многократно более эффективной политике борьбы с наркоманией.

Важно только то, насколько эффективной будет работа вновь созданного узкоспециализированного государственного органа: если его «продуктивность» будет сродни недавно упраздненной федеральной службе налоговой полиции, у которой до судов доходило не более 0,7 % всех возбуждавшихся уголовных дел их подведомственности, то политическое решение результатов не даст. Основания для опасений, и весьма убедительные, есть: мировая практика свидетельствует о том, что с появлением новых спецслужб для борьбы с наркотиками интенсивность наркотрафика возрастает в разы! Остается только истово надеяться, что такого у нас не случится.

Известно, что любые национальные проблемы, задачи, разрешаются (если таковое происходит) и организуются национальной элитой, которую тоже нужно, в свою очередь, надлежаще образовывать и воспитывать. В России этот процесс практически изъят из ведения школьного и вузовского образования. Имеется в виду то обстоятельство, что наша нынешняя элита – политическая, финансовая, деловая – категорически предпочитает образовывать и воспитывать преемников своего элитарного статуса в престижных европейских центрах по непомерным для прочих «дорогих россиян» расценкам. Дело, конечно, не в цене, которую российская элита регулярно выплачивает на сторону и десятой части которой вполне хватило бы для того, чтобы десятикратно увеличить выплаты национальной профессуре, пригласив ее дополнительно в качестве домашних учителей с большущей пользой для своих бесценных чад.

Плохо другое: новая генерация ныне сущей российской квазиэлиты формируется на системе ценностей, чуждых российской культурной традиции, на системе, относящейся к национальным задачам и целям как категориям низшего порядка в сравнении с модной ныне глобальной парадигмой. Все это еще многократно усиливается примером родительским, который никак не поможет нам увидеть в этих претендентах на роли вождей нации высокие гражданские качества, способные обернуться успехами национального развития: из 100 ведущих предпринимателей России 60 практически постоянно проживают за границей, где находится их собственность, и где совершенно иной жизненный уклад. Как правильно заметил известный российский публицист Павел Вощанов, эта публика давно уже рассматривает Россию только как грязный цех, где можно зарабатывать, но жить не следует. Из 100 ведущих политиков страны 40 ведут точно такой же образ жизни. Нормально ли это для нас, приемлемо? Конечно же, нет: когда страной управляют временщики-визитеры, это уже не национальная элита, а лишь разновидность колониальной администрации, цели которой утилитарны: побольше выкачать из страны, бросив ее и население потом, как выеденную яичную скорлупу. Это еще одна из множества насущных политических проблем России и ее граждан.

Таким образом, воспитание гражданина России даже у нулевой отметки, где предстартовый перечень проблем подавляет воображение. Этой позиции еще только предстоит достичь, предоставив разрушительные, деградационные процессы в российском обществе, во главе которых, к прискорбию, вся нынешняя так называемая «элита» с ее практикой непотребств, непомерного потребления и роскошества. И полного пренебрежения к России, русским, любым их национальным проблемам.

Пока же единственное, к чему стремится вся эта разрушительная генерация – безмерное обогащение любой ценой, прежде всего ограблением людей, где успехи очевидны всему миру: недавно российское телевидение порадовало электорат, что аналитики американского журнала «Форбс» с глубоким удовлетворением констатировал рост числа миллиардов в мире вообще и в России в частности, которые по этому показателю заняла уверенное третье место. И если финансовая столица самой богатой страны мира Нью-Йорк «имеет» 31 миллиардера, то столица страны с одним из самых нищих в мире населением Москва «приютила» 23 сверхбогача, чьи наворованные в России капиталы и находятся за ее пределами и работают против нее.

Не остановив любой ценой это разрушительное хищничество орды московских упырей, говорить всерьез о воспитании полноценных граждан страны – свидетельство безнадежного непонимания российской действительности, при котором не может состояться никакой положительной социальной практики.