После послезавтра

            Как правило, у каждого самостоятельно действующего человека к концу текущего дня порядок жизни на завтрашний день определен. Грядущие «телодвижения» выстроены в определенном порядке. А у некоторых неопределенностей намечены варианты их преодоления. Это – в отношении намерений. А вот к каким результатам приведут запланированные действия ясно далеко не всегда. В иных ситуациях человек может пребывать в мучительных неопределенностях. И на манер известного литературного героя: «Что день грядущий нам готовит?». У поэтического персонажа это состояние порождала предстоящая дуэль: «Паду ли я, стрелой пронзенный, Иль мимо пролетит она?». И ситуаций, когда вариантов предстоящего завтра немного, в реальной жизни случается достаточно. В анекдотической редакции это может выглядеть примерно так: перед предстоящим утром тяжелым сражением человек просчитывает варианты: «Завтра в атаку. Два варианта: убьют или не убьют. Если убьют попаду в ад или рай. Если в ад – два варианта: сожрут черти или не сожрут. Если сожрут – выход один».

            Таким образом, варианты событий дня завтрашнего бывают более-менее определены. Ситуация послезавтрашнего и последующих дней уже иная. Даже если человек определен на длительные сроки пребывать в одиночной тюремной камере. Например, могут отправить по каким-то соображениям по этапу в другие тюрьмы. Или, к примеру, близкий к руководству местами лишения свободы писатель получит разрешение поработать для сбора материала с чем-то интересным ему зеком. А может состоятельные подельники, пребывающие еще на воле, проплатили послабление тюремного режима. Возможны и внезапные землетрясения или еще что-то из этого ряда. Даже какие-то  подвижки в высшем руководстве страны или правоохранительных органов вызывают в душах многих «сидельцев» надежды. Пусть и иллюзорные, но меняющие умонастроение.

            Уходят желания поразмыслить о днях грядущих разве что у постаревших людей. Которым уже в зеркало посмотреть на себя лишний раз не особо хочется. И поневоле мысли смещаются в сторону посмертного  существования души вообще. И своей – в частности. Тема нерадостная и не богатая вариантами. О чем тосковал и поэт в сове время:

«Не правда ль странно:
Сколько до сих пор
Ушло людей в неведомый простор
И ни один оттуда не вернулся:
Все б рассказал – и кончен был бы спор».

            А и вернулся б кто-то и рассказал – кто б ему поверил?

            В самых общих чертах люди по отношению к своему будущему относятся к разным группам. Наиболее многочисленную составляют те, кто живет по воле сложившихся жизненных обстоятельств. Каковые формируют социальные уклады, проблемы эпохи, климат, события мирового или национального масштаба. Девизом этой категории служит вековая умудренность: «Даст Бог день – даст и пищу». Основными заботами для этой категории пожизненно остаются хлопоты о хлебе насущном сегодняшнего и завтрашнего дней. Да еще о самочувствии и здоровье, если возникли с этим какие-то проблемы. При их щадящем напоре – некоторые хлопоты об организации своих интересных, содержательных досугов. С возрастом все больше внимания требуют проблемы детей, семьи.

            Те, кого гнетут бытовые неустрои, скудость жизненных ресурсов, обычно начинают проявлять активность по поиску выходов из неблагоприятных жизненных ситуаций. Решительные и волевые натуры обычно прибегают к разного рода радикальным способам и путям разрешения своих трудностей. Часто – с рисками для себя и разного рода огорчениями, ущербами для окружающих. Нередко с последующими возмездиями, превышающими полученные обретения, выгоды. О чем и вариант «народной мудрости»: «Кто не рискует, тот не сидит». Имеется в виду «сидение» по приговору суда прежде всего. Обычно рискованных людей воспринимают положительно. Но прежде всего потому, что успехи рискованных людей часто на виду. А обильные числом разного рода жизненные неудачи у них замалчиваются, их предпочитают не упоминать по понятным причинам.

            Честолюбивые и энергичные выходцы из нестатусных социальных слоев, лишенные практически вспомогательных ресурсов, возможности выбора престижных социальных ролей, вынуждены браться за выполнение разного рода рискованных профессий. Вроде подводников, летчиков истребительной авиации, бойцов групп захвата вооруженных преступников, телохранителей и ряда подобных других.

            Выходцы из хорошо образованных сословий обычно предпочитают подвизаться в науке, творчестве (при наличии нужных способностей). Не чураются политической деятельности и политических карьер. А так же охотно принимают предложения стать сотрудниками спецслужб (если здоровье позволяет при отсутствии вредных привычек и склонностей к ним). Дети богатых, высокостатусных семейных кланов, понятное дело, становятся, в основном, наследниками родительских обретений. Продолжая и по возможности приумножая их достояния и промыслы. Иного им и не нужно: «От добра добра не ищут».

            Возможности для достижения успехов на жизненных поприщах у этой категории – самые благоприятные (что, конечно, не гарантирует вечные успехи и иногда оборачивается для иных «баловней судьбы» трагедиями). Тенденция эта устойчива во времени и пространствах. О чем – и устойчивое общественное мнение, воспринимающее отпрысков знатных и богатых семей как особей, родившихся с «золотой ложкой во рту». Статистика подтверждает обоснованность такой оценки. Иное – только как исключение, досадная оплошность. Либо результат каких-либо дефектов со здоровьем у наследников. А то и вовсе бездетность по стечению неблагоприятных жизненных обстоятельств.

            Наибольшую работоспособность, энергичность в более благоприятном развитии своей судьбы проявляют именно хорошо образованные, активные по складам своих характеров люди из необеспеченных, небогатых социальных групп. Каковые по численности хоть и многократно уступают малообразованным «широким народным массам», но все же наличествуют в социумах достаточным числом. Полня прежде всего категории научно-технических работников основных отраслей производства в обществах. Они же являются постоянным источником пополнения управленческих кадров. Как государственных органов управления, так и корпоративных. Именно эта категория народонаселения пожизненно стремится к осмысленному, обдуманному жизнестроительству своих судеб. А занимая статусные должности в структурах власти, в государственных исследовательско-аналитических центрах занимается «конструированием» как ближайшего, так и отдаленного будущего своих социумов. Другие их «коллеги» материализуют часть  своих планов (наиболее разумную, пригодную к воплощению) в реальную практику власти, жизнедеятельность общества. При этом неукоснительно работает «в автоматическом режиме» еще один неписанный принцип: «Всякую цель люди понимают иначе нежели человек, ее указующий». Причем, «иначе» - на самые разные манеры.

            По другому не бывает по многим причинам: и потому, что «мыслители» редко имеют достаточный опыт практической жизнедеятельности, да и их знания во многом ограничены. И потому что их знания не универсальны, а их мировоззрение содержит немало заблуждений, домыслов. Общий же принцип здесь прост и понятен: «Все знают все». И только все. Но процесс этот непрерывен: наука развивается, постижение ею мира продолжается. И конца – края этому не видно. Есть еще одна немаловажная особенность процесса постижения мира: множащиеся знания творят новые проблемы. Как правило, все более сложные и неподъемные для разрешения имеющимися средствами: «Множащий знания – множит скорби». Это заметили еще наши просвещенные предки давным-давно. Но новые проблемы вынуждают предпринимать новые «героические» усилия по их одолению. И это погонялово мыслителям и разного рода творцам передохнуть не дает. Остановить цивилизационный забег можно разве что только погрузив все человечество в полноценное, непроходимое невежество. Эта задача по силам, разве что, марсианам или иным инопланетным пришельцам, для которых земная цивилизация окажется мусором: ломать не строить.

            Мечта же о «светлом будущем всего человечества» благополучно скончалась вместе с идеологами заполошных советских партийцев. Нынешние же их последователи в лице китайских коммунистов о будущем всего человечества благоразумно не фантазируют. Сосредоточились на реализации «великой китайской мечты», сформулированной их незабвенным «великом кормчим». И здесь они последовательны даже в мелочах: тот же покрой их партийной униформы воспроизводит покрой кителя их вождя. А наиболее благоразумные из их лидеров действуют проще, методом тыка. И что получается приемлемого на выходе какого-либо социального  проекта объявляют запланированным и ожидавшимся результатом.

            Устойчивость таких устремлений «китайских товарищей» в смене поколений их партийных вождей не имеет никакого отношения к «великой силе идей» их вождя. Дело гораздо проще: все новые плеяды партийных функционеров проникнуты этими идеями не более иных сельских тружеников. Карьерный управленческий люд по инерции действует по установившемуся некогда алгоритму. Чего вполне достаточно, чтобы устойчиво оставаться в достигнутом статусе и продолжать по мере сил и возможностей свое прижизненное карьеростроительство.

            Каковое и составляет (как и для всех прочих людей) главную цель и смысл их существования. А образ их «великого кормчего» - лишь фирменный бренд, флаг, за которым нет обычно никакого исчерпывающего внятного содержания. Тотальная же партийность (членство в КПК) – серьезнейший ресурс управления и контроля китайского чиновничества. Который позволяет вышибать с любой должности любого чина без формальных тягомотных процедур с возможными ненужными последующими длительными судебными разбирательствами. «Китайские товарищи» это прекрасно осознают и стараются контролировать себя сами. Что несравнимо эффективнее любых технологий административного контроля. Это оборачивается устойчивым достаточно высоким качеством управления китайским обществом. Именно это и лежит в основе нынешней успешности Китая в сравнении с благополучными «цивилизованными странами». Это преимущество несовместимо и недоступно социумам с рыночными «демократическими» укладами. У элит которых вся надежда только на военное решение проблемы, да на происки и подлянки своих спецслужб. Успешность  усилий которых если и случается, то обычно не в том виде и объеме, что ожидалась. И по закону случайности, то есть почти непредсказуемо (хотя и предполагаемо и ожидаемо). А потому и предвидеть что-то с высокой степенью вероятности это никогда и нигде не позволяет. Вот и пользуются высокие чины разведок и контразведок (наряду со своими политиками) услугами ясновидящих, прорицателей с хорошей «родословной» (сравнительно высокой долей сбывающихся пророчеств). Которых спецслужбы стараются опекать и прикармливать по возможности. Многим из самих же прорицателей помогают (кроме природных «нестандартных» дарований и способностей) природный ум и хорошее, всестороннее образование. Позволяющее предвидеть многие естественные события ближайшего будущего. Что нередко приносит мало радости, если неизбежное предстоящее сопряжено со страданиями, утратами. Тем более, что неведение во многих случаях выполняет и охранительную функцию для иных специфических профессий: «Кто ничего не знает – не проболтается». И ему не придется «отвечать за базар» самым роковым для него образом. Мешает руководствоваться этим благоразумным спасительным правилом только собственное природное неуемное любопытство. Несмотря на очевидные реальные риски. По известной присказке: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Правда, с иными любопытствующими и многознающими разбираются совсем не на «базарах»: их отстреливают в подъездах домов, сбивают автомобилями, потчуют отравленной выпивкой или закуской. Или специально подобранными лекарствами. В числе основных инициаторов запуска таких технологий «селекции элит» почти всегда – ближайшие соратники, деловые друзья. Что известно давным-давно и побудило одного из французских королей возопить: «Господи! Спаси меня от друзей, а с врагами я сам справлюсь». Ничего с тех стародавних времен не изменилось. И не изменится: за небольшим исключением люди пребывают друзьями друг другу, пока дело не доходит до дележа денег, состояний, должностей. В соответствии с другим вековым принципом: «Дружба дружбой, а денежки врозь». Примерно так же дела обстоят и при усилиях пробиться к сердцу любимой и желанной женщины. Не лучше ситуации и при достижении карьерных интересов. Есть и на сей счет устойчивые мнения: «Хочешь потерять друга – дай ему взаймы крупную сумму денег». Или сам возьми у него в долг.

            И уж совсем нелепы рассуждения и попытки выстраивать отношения на основе таких иллюзорных понятий как «дружба народов», «духовное родство наций». Чем грешат в своих речах иные политики. В реальности могут иметь место, как правило, только совпадения геополитических интересов, общность проблем. Да и то лишь на некоторое время. На чем выстраивать долгосрочные планы здравым политикам в голову не придет. Ну а если кому-то и взбредет в голову вещать о таких явлениях, то это вызывает у нормальных людей только сильные подозрения, а не вознамерился ли чужой вождь что-нибудь оттяпать у родного отечества. Исторический опыт тому научил: льстят в бизнесах и политике только чтоб притупить бдительность оппонента. Если у того, естественно, маловато жизненного и профессионального опыта. На эту тему еще одно справедливое умозаключение: «Друзей нельзя купить, но можно продать».

            Посему искренние, доверчивые люди не выживают ни в политике, ни в коммерции, ни тем более в финансах. О спецслужбах даже и не речь: здесь введение в заблуждение окружающих и подельников является основным фундаментом жизнедеятельности. Заранее же планировать свои действия с учетом наличия или отсутствия удачи во взаимных обманываниях никому в здравую голову не придет.  Руководствуются в самых общих чертах еще одним тезисом: «Поживем - увидим». Если, естественно, доживем.

            В разных жизненных обстоятельствах (разных социальных укладах, периодах социальной, геополитической нестабильности, стихийных бедствиях и т.п.) у людей и различные возможности более-менее обоснованно предвидеть развитие событий и результаты своих поступков, решений. Ну а иным закоренелым оптимистам поэт давних времен благоразумно рекомендовал:

«Никто не победил грозящей силы неба
И не насытилась навек дарами хлеба.
Гордишься рано ты, что цел и невредим -
Еще съедят тебя, когда придет потреба».

            В более простой и очевидной форме о том же: «Человек предполагает – Господь Бог располагает». Прежде всего смешивая, являя разного рода обстоятельства, в которых вынуждены приспосабливаться жить люди и социумы. Правда, люди разные, и по-разному норовят одолевать и решать свои жизненные проблемы. Не соблюдая при этом (или не особо церемонясь) чужие интересы, если за это не грозит получить по морде или пострадать иным манером. Удается это должным образом далеко не всем, особенно тем, кому не хватает ума, знаний и сноровок. Да и запросы у людей разные: одним подавай все полной мерой и сразу, да и меры своей редко кто знает. Другие довольствуются малым: «Не до жиру, быть бы живу». От беспорядочных свалок в процессах распределения и потребления социумы спасают нормы, устанавливаемые законами, и правоохранительные и властные органы, приглядывающие (более-менее) за их соблюдением. Пропуская при этом вперед «элиты» (и себя любимых). Стараясь (обычно удовлетворительно) не допустить тотального обворовывания, объедания «широких народных масс». Что чревато разрушительными кровопролитными бунтами и революциями. В которых головы сыпятся с плеч и у разного рода «элитарных». Кое-как это удается. И тем лучше, чем образованнее и «элиты» и «широкие народные массы» социумов. Особенно отчетливо это разница заметна при сравнении европейских и латино-американских стран. Но не в пример дело лучше поставлено в Китае, где правящая компартия опирается на основные институты социалистического уклада. Не отбрасывая при этом целиком и хищнические рыночные принципы частной собственности (в отличие от практики КПСС, отвергавшей  и подавляющей устойчивые природные склонности людей к обогащению).

            Судьбоносным преимуществом социалистических укладов во главе с компартией является то важнейшее обстоятельство, что горизонт планирования будущего возможно измерять многими десятилетиями.  В то время как в частнособственнических укладах интересы будущего измеряются предполагаемым сроком властвования, жизни наиболее влиятельных «элитарных» групп или отдельных особей во власти и собственности. А они обычно руководствуются все теми же рыночными критериями бытовой жизни: кормежкой людей, их бытовым обустройством, состоянием здоровья и т.п. Но никак не духовно-нравственной эволюцией людей. Им потребен человек – производитель, сочетающий в себе потребителя с широким спектром оттенков этого свойства. А «прогресс человечества» имеет вид научно-технического развития, подгоняемого прежде всего  стремлением создавать востребованные, конкурентноспособные товары и услуги. С одновременным развитием вооружений как главного средства обеспечения рыночной экспансии и защиты рыночных обретений.

            На этом магистральном направлении с глубокой колеей, из которой и при желании не выскочить, и будет структурироваться будущее нынешней рыночной цивилизации. Что позволяет с высокой вероятностью предвидеть главные события в мире и в отдельных странах, по крайней мере, ближайших десятилетий. И проектировать их на жизненные уклады населения, в том числе и отдельных особей. С учетом, естественно, их социальных статусов, уровней технико-технологического развития и образования. Так, к примеру, выходцам из низших социальных слоев в периоды экономических спадов, разрух гарантированы безработица и бескормица. С сопутствующими болезнями, конфликтами. А в периоды масштабных войн – призыв в действующую армию с вероятностью остаться в живых только в случае тяжелого ранения и связанного с ним увечья. Да и в благополучное, спокойное время у этой категории вполне прогнозируемая судьба: увлечения спортом, половыми игрищами в молодости. Плавно переходящими в рыбалки-охоты, тусовки со сверстниками на трибунах стадионов под пиво и умеренное потребление крепких спиртных напитков. И регулярное потребление недорогих сигарет. С непременным постоянным просмотром приглянувшихся телевизионных передач. С отвлечениями на возню с внуками, обслуживанием постаревшего супруга с его немощами. И эпизодическим участием в некоторых политических событиях, вроде выборов высших органов власти и руководителей государства. Вроде бы непритязательная, малопривлекательная жизнь, но люди из этой категории за нее упорно держатся. По крайней мере, в этой среде нет статистически приметного числа суицидов – только несчастные случаи, чаще всего по пьянке.

            Вполне прогнозируема и судьба членов других «типовых» социальных групп. Но с учетом уже иных закономерностей. Так, обитатели сословия богатых, пребывая в непрестанной напряженной и рискованной борьбе за сохранение и приумножение своих состояний, бизнесов, политических карьер, достаточно регулярно получают инсульты-инфаркты, регулярно отстреливают сами себя. Или их отстреливают другие.

            Выгоднее всех перспективы старости у политиков, статусных чинов силовых ведомств и спецслужб: можно исписать тома воспоминаний, не особо боясь последствий. Проверить, опровергнуть иные их курьезные домыслы некому и нечем. Если, конечно, кому-то не нанесена  мемуарами глубокая обида. Но, как правило, мемуаристы народ весьма здравый и осторожный по этой части. А если где и хватят через край, то только по части похвал и хвалебных гимнов в адрес здравствующих и еще действующих «очень важных персон». За это, понятное дело, по «морде лица» не бьют, а премировать на какой-либо манер могут. Правда, читателей у мемуарной литературы обычно не много, а становится все меньше: публика перешла на потребление электронных текстов в интернет-изданиях. А это уже совершенно иной вид творчества с иными нормами и правилами и иной судьбой творческой продукции. Новизны мало беспокоят только людей истинно религиозных: их совершенно не заботит память потомков. Важно только то, что ждет их души по смерти. К чему люди отношения уже никакого не имеют и влияния оказать никакого не могут: гнусным административным практикам властвующих там нет места.

            Зная же основные обстоятельства, в которых пребывает ныне человеческая цивилизация, и ухватки всех этих «элитарных» уже возможно с очень высокой степенью вероятности представить себе ближайшее грядущее и как оно может сказаться на судьбах множеств вполне конкретных людей. Прежде всего «дорогих россиян».

            Отсутствие в системах управления страной органа, аналогичного бывшему Политюбюро ЦК КПСС и нынешнему Политбюро ЦК КПК, оставляет весь громадный чиновничий аппарат РФ без присмотра и контроля. Что уже само по себе гарантирует сохранение густопсовой коррупции и безнаказанности чиновников за просчеты и ошибки любого масштаба. То есть, власть в России останется прежде всего кормушкой для должностных лиц, действующих без оглядки на возможное  наказание за плохую работу, казнокрадство и мздоимство. И непрерывное вранье. Оптимизм оценок благоденствующего российского чиновничества худого положения людей в стране понятен, неколебим и не подвержен никаким «поправкам» критическими публикациями: «Официальный уровень безработицы в РФ определен в 3,7%, а уровень теневой, реальный, но скрытый, по мнению экспертов, раз в пять больше…

В экспертном сообществе давно пришли к выводу, что жалкие социальные пособия и пенсии рождаются не от бедности государства. И даже не от жадности чиновников. Просто малоимущие обездоленные люди зависят от «милостей» власти, вынуждены ее поддерживать в надежде на лучшее». (Павел Максимов. «Это не жадность, а политика». «Мир новостей». 15.02.2023г.).

Благодаря  чему Россия устойчиво будет пребывать  в качестве сырьевой, ресурсной базы для зарубежных транснациональных корпораций, рынком сбыта их продукции. С худосочной системой образования, декоративной армией и правоохранительными органами. И все лучшее человеческое будет стремиться уехать из России в более благоустроенные зарубежья. Еще одно из губительных для будущего страны следствия неуправляемого, нерегулируемого в своем хищничестве российского чиновничества – стабильно ухудшающаяся демография:

«Убыль населения для России давно перестала быть новостью. Его численность падает уже 30 лет подряд. И этот процесс только ускорился в последние годы. Эксперты (как зарубежные, так и наши) утверждают, что тенденция продолжится». (Вячеслав Костиков. «Нерожайные годы». «Аргументы и Факты». №45, 2022г.).

Уровень, качество системы общего образования здравоохранения будут так же падать вместе со стагнацией, разрушением их инфраструктуры. А болтуны из так называемой «правящей партии» будут продолжать гундосить о новых и новых достижениях российской науки, экономики. Да и то преимущественно только в периоды выборных компаний. Это состояние рождает ощущения сродни тем, что описал когда-то русский поэт:

«Как ни тяжел последний час
Та непонятная из нас
Истома смертного страданья.
Но для души еще страшней
Следить, как умирают в ней
Все лучшие воспоминания».

Молодому поколению это не грозит: это разлагающееся болото социальной жизни для них – естественная среда, в которой они родились и пребывают. Иного им и не требуется. Что дает возможность чувствовать себя вполне уверенно и спокойно нынешним «элитарным»: бузотерами в социумах выступают прежде всего молодежь. И чем жиже ее общий интеллектуальный и духовно-нравственный уровень, тем спокойнее живется (казнокрадствуется и мздоимствуется) сословию управленцев и властвующих. Каковые при этом еще и исправно пополняются малопригодным для качественного управления обществом человеческим материалом. Духовно-нравственная эволюция такого социума надежно купируется. Наглухо. Российский социум ныне устойчиво находится именно в таком состоянии. Безо всякой надежды (зная правду о тех, кто во власти) на выход из этого болотного состояния в обозримом будущем. Зато все понятно, устойчиво. Рыночно. Что надежно обеспечено подавляющим господством в высших управленческих структурах самого низкопробного кадрового управленческого состава. Неуправляемое хищничествующее, мздоимствующее российское чиновничество устами своих лидеров, статистических органов, неспособное обеспечить хотя бы удовлетворительное развитие экономики, общества, стабильно дезинформирует население  о результатах своей деятельности, об истинном положении дел. А они, эти дела, иные, чем «нарисованные» властью, например в оценках отношения к ней «дорогих россиян»:

«Нежелание многих наших сограждан вакцинироваться… выявило высокую степень недоверия населения к власти.

Какие сегменты властной вертикали затронул кризис доверия? Речь, как правило, идет об отношении к вышей бюрократии. Соцопросы показывают, что интересы чиновничества и интересы общества все больше расходятся. О расхождении этих интересов говорят сегодня 71% опрошенных». (Вячеслав Костиков. «Когда снимаешь розовые очки». «Аргументы и Факты». №48, 2023г.).

Размышления, даже вполне обоснованные, как все это состоялось, практического значения уже никакого не имеет. Устойчиво работает неодолимый закон селекции: «Подобное – к подобному».

Развитие же населения Китая, Индии продолжается. Осмысленно, целенаправленно. Там есть кому осмысливать, целеполагать и направлять. И там есть потому уверенные надежды на достойное будущее.  

Апрель 2023 г.