Какая спецслужба нужна России еще

Вопрос, казалось бы, неуместный - все сферы социальной жизнедеятельности находятся в зоне внимания (в большинстве - и “обслуживания”) спецслужб.  Находятся-то они находятся, да толку от этого часто или мало, или нет вовсе. Так дело обстоит и с главной проказой российской власти - кормлением должностью. Которое включает коррупцию (взяточничество, казнокрадство), использование служебных полномочий в личных целях, включая взаимовыгодный “обмен услугами” с коллегами из других сфер управления. В качестве “довеска” - халатное, формальное исполнение многих служебных функций чиновниками без оглядки на низкие результаты такого “управления”, а иногда - и их отсутствие.

            Кто только у нас ни борется с той же коррупцией: и ФСБ, и СМИ, и руководители государства, народу в них работает множество. Не участвует в этом разве только духовенство. Результаты этой “борьбы” нам известны: примеров для иллюстрации наличия этой борьбы вроде бы хватает, проку же как не было, так и нет. Все напоминает потешную игру, именуемую “борьба нанайских мальчиков”: риски незначительные, наказания не особо пугающие, а прибыль - громадна, очевидна, реальна. И ею можно гарантированно пользоваться уже не будучи на должности. Так и пребудет: и потому что “верхняя” власть не требует от правоохранителей и спецслужб реально искоренить коррупцию и не хочет наделять эти “органы” особыми полномочиями и необходимыми средствами для этого. И потому еще, что борьба с коррупцией и для самих этих “борцов” - один из наиболее прибыльных источников “приработков”. Нередко значительно превосходящих официальное должностное “довольствие”. Коррумпированной же власти нет дела до забот, ни до геополитических интересов нации, ни до качественного развития населения страны. Им достаточно пустопорожней, ни к чему не обязывающей к реальной работе и не поддающейся никакой проверке болтовни на эти темы. Других подходов не усматривается. Из недавнего прошлого нашей страны известен только один сравнительно короткий период в высшей степени эффективной борьбы с коррупцией, когда этим занимался НКВД под руководством Лаврентия Павловича, вдохновляемого Иосифом Виссарионовичем. О котором и поныне статусные коррупционеры вспоминают с содроганием и всячески поносят эту технологию и  тех, кто ее использовал. Слов нет: технология кровавая, варварская. Но, по всему, другие способы впечатлить коррупционеров не могут: психотип алчных ревнителей наживы (а коррупционеры - сплошь такие) един во все времена - за 300% (как учил основоположник теории) обретатели прибылей готовы сломать себе шею. На судьбы людей, страны им при этом глубоко наплевать. Но и население не жаждет иметь дело, обретаться рядом с действующей генерацией рыцарей истязателей и расстрелов “без суда и следствия” (или по самой упрощенной их процедуре). Тем более, множество реальных людей и ныне с готовностью пойдут на госслужбу и будут по полной программе при этом использовать свои должностные полномочия в лично-корыстных целях.

            Надежд на появление во главе государства фигуры подобной Сталину, способной бороться с варварством коррумпированной России варварскими, жестокими репрессивными мерами, нет никаких. И от “верхней” власти никто на искоренение такого разложения управленческой системы не пойдет - народ там сплошь - трусливые единомышленники коррупционеров. Нужна только особая структура, с особыми полномочиями, близкая по технологии работы ГПУ-НКВД. Но только респектабельная. Людей достойных во всех отношениях,  готовых такой работой заняться и обладающих для этого необходимыми волевыми и деловыми качествами в российском обществе достаточно. Необходимо их только на это мобилизовать.

            В качестве первого шага надлежит привести в пригодное для борьбы с коррупцией состояние наши спецслужбы и правоохранительные органы, у которых в наличии и необходимые ресурсы, и полномочия для настоящей работы по борьбе с коррупцией в структурах госуправления. Для этого не надо принимать дополнительные законы и создавать  новые контролирующие органы - эта тягомотина ни к чему не приведет, а породит еще одну декорацию к тем,  что уже есть в изобилии. Идти следует другим путем. К примеру, на основе президентского указа создать группы по соблюдению этики руководителями правоохранительных органов. Ввести в них молодых “отставников” из числа сотрудников МВД, прокуратуры, судов, у которых хорошая репутация. А таких там достаточно. И наделить их правом рекомендовать освобождать от занимаемой должности тех действующих руководителей, на которых достаточно компрометирующей информации. Рекомендации таких групп должны исполняться обязательно и следить за этим могут представители президента. Доскональное знание специфики спецслужбы, собственная нравственная позиция - достаточный ресурс и гарантия, что работа будет выполняться качественно. А достаточная собственная пенсия позволит обойтись без оплаты их труда, то есть без существенных бюджетных трат. Им можно поручить делать обзоры результатов работы правоохранителей по борьбе со злоупотреблениями власти (включая и самих правоохранителей). Накапливаемый опыт такой деятельности позволит достаточно быстро упорядочить и оптимизировать работу этих групп. С учетом достаточно независимого положения членов таких групп влияние на их работу статусного чиновничества будет предельно минимизировано. А чувство служебного долга присущее этой категории бывших служителей правоохранения и порядка, от которого невозможно избавиться, будет служить им неиссякаем мотивирующим ресурсом: “Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!”.

            Накопленный опыт поможет, возможно, выработать и другие незатратные и эффективные технологии, способы очищения властвующего сословия от нынешней проказы, поразившей российскую власть. А заодно - подвигнет достойных людей личным участием избыть нынешнюю поганую ситуацию. Без создания новых спецслужб “спецнадзора за спецконтролем”.

Г.С. Водолеев

январь 2022