Императивы эволюции: HOMO FABER
Принято считать, что человек – творец и создает свой мир. Настал тот этап этого творчества, когда созданное человеком техносфера прочно перехватило эту функцию и само творит этого человека.
Человеческая цивилизация стала давно технотронной и продолжает стремительно беспрерывно «перевооружается» с помощью новых научных открытий, изобретений технологий. «Прогрессивное человечество» европейской модификации умчалось за горизонт, оставив большую часть населения планеты далеко позади, предоставив ей пользоваться фрагментами научно-технических достижений в виде спутникового телевидения, средств связи, Интернета, кока-колы и сигарет «Мальборо», что тоже не так уж и мало. Но даже отдаленно несопоставимо с жизнью европейцев и американцев, являющих образцы совершенно иного социального типа, уже вовсю погруженного в атмосферу информационных технологий, шагу не делающего без компьютеров с их разнообразными программами адаптированными практически ко всем видам современной жизнедеятельности. И в таковом качестве снисходительно воспринимающих прочих людей как пребывающих в пещерном младенчестве с которыми надлежит обращаться осторожно, осмотрительно, не провоцируя агрессию. Как это рекомендуется посетителям национальных африканских заповедников, когда вблизи оказываются стада горилл, иных приматов. Получается это у многих очень неважно, в результате жители Юго-Восточной Азии, арабского Востока, даже южной Америки, многих европейцев, американцев вообще люто ненавидят. Ну а сами ревнители и пользователи техносферы не только полностью беспомощны вне её и без неё, но и воспринимают мир во многом с позиций императивов этой самой техносферы. О чем сложены целые анекдоты. Как, например, повествующий об американце, оказавшемся на Красной площади Москвы с сыном, наблюдающих за работой художника у мольберта: «Посмотри, сынок, как мучается человек, у которого нет «Поляроида»!
Императивы техносферы сводят в большинстве жизненных ситуаций нравственный выбор современного homofaber, к тривиальному расчету, где финансовый ущерб меньше, но только отнюдь не к соображениям как спасти чужие человеческие жизни в чрезвычайных ситуациях, предпочитающих давить людей на тротуарах, лишь бы не столкнуться с встречным автомобилем и не пострадать самому. Сочетание информационных технологий с человеческой психикой, сформированной в ходе бесчисленных и бесконечных компьютерных войн, создало психотип, который как в игре также азартно нетрепетно расстреливает живых людей, а в деловых отношениях, не колеблясь, «кидает» любого соратника, если не опасается с его стороны жестокого возмездия. Этот же новоявленный массовый социальный психотип – homo faber - уже зримо отличается от заявленного ученой публикой «человека разумного» по значительному перечню признаков.
К примеру, традиционный «человек разумный» , массово изображенный литературой, театром, кино, социальными науками, в своем естественном состоянии никогда не гадит там, где живет. (северные народы, в тундрах, сибирское население в тайге, бедуины в пустынях и .т.д.) Homo faber делает это повсеместно, в устрашающих масштабах , да еще так, как не мог этого делать человек в средние века: загаживая моря и океаны нефтепродуктами, при очистке емкостей танкеров, выбрасывая в атмосферу в чудовищных объемах продукты горения, сбрасывая в реки промышленные отходы, содержащие все что угодно, часто в высшей степени ядовитое и т.п. Конечно, жители городов средневековья обильно выбрасывали нечистоты на улицы, превращая их в сточные канавы, до тех пор, пока не довели дело до эпидемий чумы. Но делали это по-своему дремучему невежеству - микроорганизмы, в том числе болезнетворные, не были тогда и известны и ученым. А акушеры, принимая роды, понятия не имели, что надо мыть руки и стерилизовать свои корявые инструменты. Современные осквернители своей собственной среды обитания отлично осведомлены, что творят, что из этого следует в будущем.Но соображения ответственности за общую судьбу, необходимости сохранить и улучшить условия жизни будущих поколений, в числе которых и собственные потомки, необходимости соблюдения обычных приличий - не гадить где живешь - полностью подавлены в homo faber соображениями получения более высоких доходов путем исключения издержек на поддержание в здоровом состоянии окружающей среды. Причем, это предпочтение настолько бесспорно, настолько «естественно», что едва ли найдется изрядное число людей в любом современном «цивилизованном» социуме, которые бы испытывали хотя бы слабые уколы совести от своих экологических паскудств.
Есть и еще один веский «аргумент» вести себя по отношению к природе неусомнительно, неколебимо, по-свински, не разорять экономически такой «набор» сокрушительных мотиваций социально целесообразного поведения homo faber не оставляет надежды на спасение цивилизации. Если, конечно, вынужденно не будут созданы глобальные карательные структуры с непомерно свирепыми полномочиями. Что крайне маловероятно.
Даже каннибалы употребляли в пищу тела своих поверженных врагов. Но при этом были убеждены, что подобная практика подобна и приятна их богам. Японские самураи иногда съедали печень убитого врага, но убивали оного не для дегустации его ливера. Нынешний homo faber из самых респектабельных социальных слоев неусомнительно платит сумасшедшие деньги для пересадки себе чужого здорового органа, прекрасно осознавая то, что он может быть изъят из специально для этого похищенного и убитого чужого ребенка. И практика эта только процветает и множится.
Homo sapiens побежденное население гнал в рабство, продавал пленных как товар, но и некотором образом заботился о сохранении качества этого «товара», думая, правда, только о выручке от его продаж.
Homo faber древности в лице командира американского бомбардировщика, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, восторженно поздравил членов экипажа с тем, что они стали знаменитыми, что вполне соответствовало реальности: сотни миллионов их соотечественников именно так и восприняли их боевой «подвиг», ибо люди техногенной цивилизации уже не в состоянии даже сочувствовать сотням тысяч тех, кто испарился, обуглился, изуродовался в пекле первого атомного локального Апокалипсиса. Надежд, что подобное восприятие этим новым видом человека, порожденного технической цивилизацией, чужих страданий, все-таки изменится под воздействием воспитания или еще чего-то, нет. Никакие нынешние сокрушительные по своему вооружению воители даже не видят чужой крови, оторванных рук-ног, голов - нажал кнопку пуска ракеты… успешное … команды и отдыхай, жди данных спутниковой разведки. Можно даже расстегнуть несколько ремней не летном скафандре и слегка расслабиться. Примерно так же, как это делал в детстве бессчетное число раз на собственном игровом компьютере.
Мировые державы, являясь типичными творениями homo faber , искренне гордятся своей военной мощью: залп, к примеру, атомного подводного крейсера способен уничтожить все живое на целом континенте. Единственной заботой теперь этой публики является «гуманистическое» стремление сделать так, чтобы удавалось уничтожать только людей (животных, растения, естественно, тоже). Оставляя в целостности и сохранности все материальные ценности, инфраструктуру общества. Вот такие получились отформатированные техногенной цивилизацией «гуманисты». И другими они уже быть не смогут: их досуги их рабочее и свободное время целиком заполняют заботы о бесперебойном функционировании обслуживаемых технических систем, агрегатов, машин, о ремонте своих личных автомобилей, телевизоров, холодильников, компьютеров, встроенных в организм в предметы быта микрочипов. К ним беспрерывно добавляются все новые и новые подобные «заботы» по борьбе новомодными тяжелейшими болезнями, вроде СПИДа одержимое стремление противостоять с помощью вновь изобретенных лекарственных средств старению, предпринимаются бесконечные попытки добиться омоложения с помощью дорогих технологий. К этому же – страстное желание восстановить в старом теле молодую потенцию, опять же с помощью чудодейственных (и дорогих) медицинских препаратов, лечебных процедур. Так что, искусственно воспроизведенному по частям человеку новой, более сложной модификации homo faber не только просто недосуг, но и совершенно непривычно раздумывать о нравственной составляющей своих поступков, реагировать на невразумительные и неразличимо слабые сигналы голоса собственной, практически угасшей, совести.
Это сильно изменяет (часто – до полной неузнаваемости) все описанные в литературе , воспроизводимые в драматургии, кинематографии традиционные наборы алгоритмов жизнедеятельности среднестатистического члена общества.
БРЕМЯ СЛАВЫ.
Век-другой тому поприща для честолюбивых и одаренных были не столь уж и многообразны: карьера художников, композиторов, музыкантов, дирижеров, писателей, драматургов. Для дворянского служивого сословия - еще и ратное призвание. Прямо скажем, обрести здесь славу и все, что к ней прилагается, было ох как трудно - десятилетия уходили на образование, воспитание с младенчества, долгие годы на изнурительное творчество, преодоление всяческого противодействия конкурентов, завистников. Но и этого, подчас, было мало - нужно было везение в виде ли случайного стечения благополучных обстоятельств, в виде ли своевременной поддержки мецената-вельможи, крупного сановника. И все это при наличии бесспорного для всех яркого дарования.
Симбиоз стремительно эволюционирующей техносферы с творческими особями изменил привычную ситуацию донельзя: писатели, композиторы, художники организуют свои творческие коллективы, где наемные чернорабочие «творят» музыкальные, литературные произведения, полотна, которые после некоторой «доработки» выходят в свет, тиражируются уже под авторством «маэстро», чей вклад - только деньги и работа управленца – заказчика. При угрызениях совести допустимо успокаивать себя мыслью, что творчество в виде замысла, организации самого процесса и его корректировки все-таки здесь присутствует. Да еще и с элементами благодетельства - людям, хоть и одаренным природой чем-то, но неспособным реализоваться самостоятельно в практической жизни, дается шанс осуществить и некоторым образом развивать свои способности.
Еще забавнее дело обстоит с эстрадными певцами: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая техника оказались ныне настолько развиты, что позволяют синтезировать вполне красивый и сильный голос варьируемых тембров даже для вполне заурядных исполнителей, чье обычное исполнение может даже терзать музыкальный слух окружающих. И этими технологиями ныне весьма широко пользуются для вознесения вполне бездарных исполнителей на вершины мировой известности, славы среди поклонников жанра.
Наряду с техническими средствами для «раскрути» творческих имен массированно применяется реклама на телевидении, по радио, в печатных СМИ, в наружном оформлении городов. Что тоже позволяет сбывать в промышленных масштабах вполне заурядные продукты разнообразного «творчества». Причем, подобные «мелочи» почти никак не снижают высочайших самомнений таких «творцов», не умаляют их спесь, их веры в свою «богоизбранность» и их неутомимое тщеславие, требующих от поклонников бесконечных, беспрерывных знаков обожания.
Важнейшими средствами обретения славы, широчайшей известности в мировом спорте, особенно игровом, является проплаченное благоприятное судейство, рулетка жеребьевок, которые личные способности решительно отодвигают на задний ряд работающих на успех пара метров.
Для восхождения на олимпы политической власти ныне, прежде всего, нужны только очень большие деньги - десятки, сотни миллионов долларов, иногда и того больше. Все остальное делают оравы политтехнологов, пиарщиков, обязательная интенсивнейшая реклама с помощью электронных и печатных СМИ. Единственное действительное дарование от очередного кандидата у губернаторы, премьеры, президенты, которые здесь потребно, чутье, да еще способность жестко спросить с «подрядчиков» за качество работы, за то, чтобы не обобрали без проку и результатов. Потому-то нынешняя генерация политиков, рекрутируемых по законам техногенной цивилизации из …homo faber так изворотлива, воровата, лжива, способна к лицедейству и так малопригодна функционально: ни обществу, ни государству служения здесь нет. Даже замеры собственной значимости в качестве политических «вождей» приспособились производить «безразмерными» технологиями социологии, применяемыми проплаченными угождающими специалистами, чей заработок полностью зависит от наличия «научно выверенных» подтверждений благоприятных для ожиданий заказчиков.
Практическую управленческую работу выполняют кучи специалистов, на долю же самих политиков остается только убедительно лицедействовать, безошибочно цитировать тщательно подготовленные тексты выступлений, и пожинать плоды своей тщательно срежиссированной таким образом «славы». Оставаясь при всем при том, прежде всего в нравственно-духовном плане - то есть в самом что ни на есть главном компоненте «человека разумного» homo faber. Без чего названный безраздельно доминирующий ныне социальный тип все более и более являет в себе «практические навыки» неандертальца, восседающего за компьютерным пультом управления АЭС, атомной подлодки, пусковой шахты стратегической ракеты и т.п. По своим же ухваткам, уверткам, изворотливости, набору жизненных программ - являя сущих мелких, средних бесов, для которых в любых жизненных ристалищах - играх совесть в каких угодно её проявлениях категорически противопоказана как родовой ущерб, врожденное уродство. В лучшем случае - свидетельство умственной неполноценности.
Творческие поприща, где более всего сподручнее произрастать и прирастать человече кой духовности музыкой, литературой, поэзией, в силу закона времени для Homo faber почти повсеместно заросли чертополохом: «гениальными» футболистами, хоккеистами, шутниками-чечеточниками, топ-моделями и тому подобным эта скукотища и на дух не нужна.
Природа обретаемой славы не имеет практического значения - одинаково хорошо любая. Несколько, правда, предпочтительнее слава именитого кровавого гангстера, кокаинового и героинового короля: бешеные деньги в сочетании с беспредельной жестокостью делает их обладателей во многих генерациях homo faber особенно романтичными, пленительными, беспредельно обожаемыми образцами подражания. С ними сотрудничает, участвует в их бизнесе генералитет спецслужб, полиции, их поддержки ищут влиятельные политики, их живописуют кинематографисты, литераторы, СМИ. Примерно так же дело обстоит (по убывающей) с лидерами местных региональных оргпреступных сообществ, владельцами современных прототипов публичных домов, казино, любых иных индустрий человеческих непотребств, паскудств. Даже слава преуспевающего удачливого казнокрада и мздоимца с сильными связями вполне хороша, сильно облегчает деловые отношения с бизнесменами, финансистами, работниками прокураторы и судов. В особом почете ныне в среде творческой и не очень творческой интеллигенции общенациональная известность, добытая на нивах пропаганды извращенного и традиционного секса, особенно педофилии, созданием тягомотных сериалов из жизни забавных недоумков, агрессивных невежд, одно существование которых уже губительно для нормального социума.
ЛЮДИ ЧЕСТИ.
Так именуют себя «бойцы» итальянской мафии. Повсеместно позиционируют себя таковыми и члены наиболее известных традиционных корпораций : масоны, сотрудники спецслужб, воры в законе, работники некоторых правоохранительных структур. В милиции, к примеру, до сих пор еще существуют суды офицерской чести, которые издавна полностью утратили хоть какое-то практическое значение.
Кое-какие элементы, связанные с традиционными корпоративными (везде- разными) толкованиями чести кое-где еще сохраняются, неким образом работают. Исключительно, правда, во внутрикорпоративных отношениях: за пределами очень узкого круга «своих» даже эти убогие нормы неприменимы ни при каких обстоятельствах.
Наиболее детально разработанными и действенными были кодексы дворянской, офицерской, самурайской чести, где их действия ограничивались тоже только рамками своего сословия. Свою попранную поруганную честь или честь членов своей семьи (дочерей, сестер, братьев) предписывалось защищать лично в поединках, организовывавшихся обычно под контролем известных в обществе людей. Далеко не всегда в них побеждали более благородные и правые, но для каждой стороны существовала примерно равная вероятность быть раненым или убитым. Изрядной мере стимулировало соблюдать (на всякий случай) внутрисословные правила должного поведения.
Из всех известных и некогда весьма неплохо работавших общинных кодексов чести до сих пор вполне удовлетворительно сохранился и работает институт кровной мести. Но только, правда, в обществах, сложившихся на семейно-клановой основе, не причисляемых ныне к «цивилизованному» миру.
В странах нынешней европейской цивилизации деловой мир (наиболее значимый, ценимый и уважаемый) отбросил в своих взаимоотношениях как ненужный хлам любые предписания практически всех известных сословно-корпоративных «кодексов чести». Последними рухнули в России «понятия» «воров в законе», на смену которым пришли «беспредельщики».
Работающими принципами взаимоотношений людей нового социального психотипа стали немногие, весьма простые положения, вроде: «умри ты сегодня, я - завтра», «победителей не судят», «прав тот, кто стреляет первым», «не я его так он - меня» и т.п. То есть практикуются и всячески превозносятся как раз такие поступки, которые в более ранние эпохи и были категорически запрещены в том числе и религиозными нравственными предписаниями. Старомодная и эфемерная «защита чести и достоинства» для обычных граждан передана судам общей юрисдикции и проходит по категории «дел частного обвинения»: сам нанимаешь адвоката, ему платишь, сам и организуешь исполнение приговора суда (буде таковой состоится). По сложившейся в России судебной практике данной категории дел «честь и достоинство» обычного гражданина стоит натуральные копейки. Жизнь - чуть дороже. Посему жажда в защите «чести и достоинства» даже с помощью судебных процедур стремительно уходит.
Homo faber смертельно оскорбляется только в одном - единственном случае: сильно «обносят» на деньги. В большинстве остальных ситуаций «мочись в глаза - все божья роса». Субкультура этой новой доминирующей социальной генерации предписывает, рекомендует, утверждает правильность поведения тех, кто «может посмеяться над собой». Вместе со всеми прочими, естественно. Ну а уж над другими - само собой разумеется. И не просто посмеяться - высмеивать, издеваться, глумиться. Недовольные могут затевать пустопорожние, тягомотные судебные тяжбы – пороху на поединок на ножах за оскорбление хватает у немногих: честь свою восстанавливать кровью «цивилизованные люди» отвыкли восстанавливать. Все больше норовят по-обезьяньи действовать: от хищника побыстрее на дерево, а уж оттуда - бананами в него. Да еще плюнуть, помочиться, покрутить голым задом да рожи построить! Свою честь этим не защитить, а вот чужую малость загадить можно, приведя зверюгу в бессмысленное неистовство. Ну чем не сатисфакция для слабого и трусливого! Того же жанра распространение в человеческой среде наветов, злобных измышлений, посмертных исторических клеветнических исследований, анекдотов и тому подобного, чем так богата субкультура интеллектуалов, творческой интеллигенции. Их же руками многие ничтожества – политики прижизненно переписывают историю «под себя», восстанавливая свои «честь и достоинство», «попранные» некогда в прошлой реальности «тиранами - самодурами». Чего, естественно, не было, а было только бессовестное добровольное холуйство, готовность служить туалетной бумагой «великим» и многократное использование угодничавших в оном качестве.
Честь и достоинство в их изначальном виде, как это понималось, к примеру, родовитым дворянином или вождями племени индейцев - ирокезов и все, что было принято совершать по их защите, в эпоху преобладания субкультуры межличностных отношений homo faber более в социальной практике не существуют. Все происходит по другим сценариям: обиженный главарь оргпреступного сообщества вида не покажет, слова бранного не произнесет - сдержит себя. А спустя некоторое время подошлет наемных убийц и на похоронах своего обидчика произнесет самые проникновенные слова в его «светлую память», да еще может вполне натурально всплакнуть при этом. Чтоб потом легче было вести разговор со следователями или друзьями покойного. У кого такой возможности восстановить пусть даже многократно попранное достоинство нет (буде еще сохранилась способность обижаться) - будут копить годами обиду и при удачном стечении обстоятельств постараются тут же втоптать в дерьмо своего давнего поносителя, уже давно, возможно, забывшего все свои неприличные шутки, действия по отношению к кому бы то ни было. Те же, кто состоит во впечатляющей власти чинят расправу над своими обидчиками исключительно путем найма подчиненных сотрудников правоохранительных, фискальных и иных контролирующих органов. Чьими усилиями разрушается бизнес, расстраиваются финансовые и иные дела неугодных лиц. Безо всякого личного риска для страждущего сатисфакции.
Это, конечно, не красочный и зрелищный поединок на шпагах или пистолетах при секундантах, враче, и стоящих поодаль конных экипажах. Но тоже кое-что. По крайней мере, из этого получаются вполне сносные и достаточно зрелищные телесериалы, детективные романы, даже театральные постановки в жанре мюзикла. И на том спасибо нынешним ревнителям своей репутации.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ.
В изначальном своем смысле и эти понятия в исполнении homo faber стали карикатурно неузнаваемы, по сути превратились в некий рудимент. Но все еще достаточно часто употребляются в лексике в процессе публичной деятельности, по крайней мере, политиков и той интеллектуальной прослойки, что обслуживает их.
Справедливость как социальная категория всегда была трудно применимой в человеческой практике: у делящих и получающих хоть какие-то блага, прибытки представления о справедливом практически никогда не совпадали. Даже при социализме в СССР провозглашавшийся главный принцип социальной справедливости «от каждого - по способности, каждому - по труду» в своем практическом воплощении, в форме удовлетворявшей хотя бы большинство населения реализован так и не был. Кого- то при этом коробили спецраспределители, спецсанатории или больницы, кого-то возмущали убогие квартиры без очереди для «номенклатуры» или продажа остродефицитных книг на партийных конференциях, съездах. Одним словом, недовольных творимыми несправедливостями по мелочи и в ту пору тоже была масса. Капиталистический же принцип социальной справедливости, когда предприимчивые оборотистые, хитрые и сообразительные получают столько, сколько удастся захапать, лишь бы налоги платили - превращает даже «доходы» от ограбления банка справедливыми: затрачивается «труд», смекалка, даже профессионализм «медвежатников», бандитов, судя по западным фильмам удачливые налетчики на банки - настоящие симпатяги - герои на которых множеству молодых очень хочется походить. Идеологи капитализма вообще избегают определять явления и процессы в своих социумах в категориях «справедливо - несправедливо»: гораздо функциональнее рассматривать распределение благ в обществе в контексте оптимизации. Так, полагается, что если «децильный коэффициент» (соотношение доходов 10% беднейшего населения к доходам 10% богатейшего) не выходит за пределы1:8 то общественные отношения между даже антагонистическими социальными группами достаточно устойчивы и не угрожают социальному миру.
В нынешней России наплевали даже на такой ублюдочный аналог понятия «социальная справедливость»: российский преуспевающий новоявленный homo faber исповедует в своей практике только принцип морских бандитов грабь, хапай все, что возможно. Сколько при этом убито, искалечено, утоплено, разорено – значения никого не имеет. Утвердившиеся ныне в российской власти и собственности иного принципа уже исповедовать не собираются, по крайней мере, до тех пор, пока не начнут расстреливать или вешать за казнокрадство, мздоимство в особо крупных (долее 10 долларов) размерах. Но до этого дела может и не дойти (на что эта публика и уповает). Все, без исключения российские крупные собственники, тем более «олигархи», «олигархята» - состоялись в таковом качестве только воровством, казнокрадством, мздоимством, обязательно впечатляющими злоупотреблениями должностными полномочиями в любых властных статусах. То есть не просто нарушили, а нагло попрали тщательно оберегаемый традиционной высшей прослойкой homo faber западной цивилизации принцип законности. И с этих позиций взирающих на своих российский родственничков как на беспробудно пьяных или вовсе ненормальных. Ибо с позиции классического homo faber уход за сложными агрегатами, техническими системами, тех нелогическими линиями, комплексами должен быть безукоризненно точным по всем предписываемыми многочисленными нормативами. Иначе техносфера может быть разрушена в своих важнейших фрагментах, что обернется катастрофами с бесчисленными жертвами, неисчислимыми разрушениями. Соблюдению принципов законности в странах европейской цивилизации традиционно уделяется самое серьезное внимание в том числе и в сфере налогообложения, финансов, где за выявленные правонарушения отмеряют такие тюремные сроки и штрафы, что мало никому не кажется. Среди же российских нуворишей породы homo faber как-то не сложилось устойчивой традиции неукоснительно следовать алгоритмам исчисленного оптимального (отнюдь не справедливого), техногенного поведения во избежание всяческих катастроф.
Наши новоявленные придатки техносферы не успели, да и вряд ли успеют дозреть до такой кондиции, тем более, тем более, что при неблагоприятном развитии событий подготовили обстоятельные схемы немедленного бегства на благоустроенный Запад. Где их еще не принято выдворять назад, чтобы исправлять свои паскудства до того, как они захлестнут Европу.
Один из всемирных социальных законов прост и един на все времена: чем меньше уровень нравственности и духовности населения социума, тем обильнее и жестче должны быть регулирующие общественную жизнь законы. Тем более жестокими и неотвратимыми должны быть санкции за их нарушения. Потому как, за редким исключением, законы - только костыли для нравственных калек, уродов. Не более. И работает эта конструкция неплохо, если элементная база для формирования карательных, законоприменительных структур государства достаточно доброкачественна в силу чего правоприменители не трансформируются в мародеров, как это произошло в нынешней России.
При всей казалось бы простоте контроля за соблюдением правил эксплуатации любых фрагментов техносферы, очень часто человеческие лень, невежество, упование на «авось» не позволяют дотягивать многим «человекам» до образцового homo faber: перебегают где попало транспортные пути, ездят в автомобилях в нетрезвом состоянии, совершают дорожно-транспортные происшествия с немалым числом жертв и т.п. Есть уже технологические нарушения и с более страшными последствиями: Чернобыль, гибель АПЛ «Курск», других подобных плавсредств с ядерным оружием, не взорвавшимся только по чистой случайности. Так что психотип homo faber - плохая гарантия от мировых техногенных катастроф по причине неустранимой предрасположенности множеств людей к иррациональным действиям, поступкам, недопустимым, неприемлемым для техногенной цивилизации. Похоже, что в скором будущем во имя безопасности все более техногенной человеческой цивилизации нынешний тип homo faber придется усовершенствовать, к примеру, обязательной имплантации системы микрочипов, блокирующих немотивированные (инструкциями по эксплуатации, правилами поведения) поступки человека. Что, безусловно, резко повысит уровень законности правопорядка в «цивилизационных» социумах. Нежелающих принимать такой порядок вполне могут переместить в природную резервацию к папуасам. А где еще прикажете содержать нежелающих социализироваться в полностью техногенном обществе? Все-таки, резервация куда предпочтительнее тюрьмы, или концлагеря с крематорием и душегубками. Глядишь, тогда и российский homo faber достигнет предела своего совершенства - полной пригодности гармонично сочетаться с техносферой любой сложности. В обмен, возможно, на полную заменяемость всех органов, частей тела на искусственные –надежные и вечные аналоги. Не удастся, разве что, трансформировать только совесть. Но она и не понадобиться – компьютеру такое дополнительное «программное обеспечение» ни к чему. В любых же жизненных, промышленно-производственных процессах, включая войны, полностью адоптированный к техносфере homo faber намного предпочтительней: он может не уставать не испытывать страха, гнева, подавить в себе инстинкт самосохранения. Одним словом, да здравствует грядущий совершенный homo faber - основа грядущего еще более «цивилизованного» общества!
Эта качественно иная элементная база общества открывает практически неограниченные возможности для экспериментального социального строительства: «Твари, выдумывай, пробуй!» Что обязательно и будет происходить: стремление снижать производственные издержки на зарплату и соцобеспечение – обязательная составляющая развития техносферы. Сами homo faber, которым отведена роль наемного персонала возможно будут стараться этого не допустить. Не исключены их бунты и восстания. Но уже с применением ядерного, лучевого оружия – примерно, как это уже попытался показать Голливуд. Одним словом, и в обозримом будущем скучать народу не придется. Даже сообществам все более бездуховного и примитивного homo faber.
ВОЦЕРКВЛЕННЫЕ
С этим у новой модернизации социального человека все в полном порядке: воцерквление - почти стопроцентное, отношения с клиром – наипрекраснейшие. По причине вполне понятной: чем больше гнусностей, подлостей и преступлений совершает homo faber на пути к власти, деньгам, славе, тем более впечатляющи его пожертвования, поддержка церкви. Тем громче голоса клира, во здравие и процветание щедрых жертвователей, вне зависимости от степени их житейской приверженности практическому сатанизму. Главное здесь, чтоб после каждого прегрешения аккуратно денежно каялся: и в посвященных в сан человеческое, как правило, берет верх над духовным. К вящему непреходящему удовлетворению обеих сторон.
И если сохранится такой принцип взаимоотношений (видимых причины его пересмотра пока не наблюдается), то богатеющему, множащемуся числом племени homo faber в обмен на все более впечатляющие пожертвования и вспомоществование церкви с ее стороны будет гарантированно благословение и восславление. При любых масштабно разрастающихся чинимых ими паскудств, какой бы вид Апокалипсиса это ни предвещало (ядерный, бактериологический и т.д.). Свидетельством тому примеры, когда за хорошие пожертвования клир готов не замечать любые глумления даже над верой, над церковью. Подтверждением может служить эпизод, о котором повествовалось в традиционной субботней телевизионной передаче «Постскриптум» от 04.11.2006 г. Ведущий программы рассказал, что молодой российский упырь-банкир потратил недавно на свою свадьбу 40 млн. $, где одной из серьезных статей расходов стали разборка в России, перевозка, монтаж в Париже церкви для венчания молодоженов и последующей процедуры разборки, перевозки и восстановления храма на традиционном месте уже опять в России. Самым постыдным здесь является отнюдь не растрата на кураж миллионов долларов, высосанных из разоренной этими упырями России, а угодливая готовность клира за большие деньги опускаться до откровенного холуйства, сопряженного с самым настоящим глумлением над церковью как институтом общества. По силе разрушения это событие вполне может быть сопоставимо с печально известным россиянам фактом венчания за мзду в православной провинциальной церкви гомосексуалистов. Для самих же «верующих» из генерации homo faber в подобном отношении к клиру нет ничего особенного: есть «бизнесструктура», обслуживающая «интересы» прихожан, есть у неё прайслист «услуг», и почему бы и не договориться по индивидуальной цене на несколько необычную форму обслуживания, своего рода деловую новацию, расширяющую коммерческие возможности клира. Вполне в духе эпохи дикого капитализма в российской модели XXI века.
Очередной российский интеллектуал, защищая неоспоримый цивилизационный прогресс, корил неоднократно коллег за их безосновательные печали и плачи по поводу постоянно падающей нравственности. Прав сей мыслитель лишь отчасти: действительно, подобные плачи безосновательны. Но отнюдь не из-за постоянно падающей нравственности - падать-то, слава богу, совершенно нечему. Практикуемая в разные века нравственность, прежде всего значимых социальных групп и так никогда не поднималась на уровень выше плинтуса. С такой высоты, понятное дело, падать некуда. Но всегда имело место совершенно иное: появлялись новые, совершенно необычные, не практиковавшиеся ранее формы и способы человеческих паскудств и непотребств. Что и давало обильные, вновь и вновь воспроизводившиеся в новых поколениях поводы обличать падение человеческих нравов. Хотя на самом деле имело место простое переползание большей части социумов из одной привычной духовной помойки в другую – непривычную пока всем. Это, похоже, тоже неотъемлемая составляющая общецивилизационного эволюционного процесса.
Тому, что эта тенденция не прервется, доколе требует нынешняя цивилизация, надежнейшей гарантией остаются:
а) Неустранимая ничем, устойчиво воспроизводимая в столетиях технология селекции элит социумов, по которой «лучшими людьми» всегда становились в подавляющем числе случаев только самые оборотистые, хитрые, лицемерные и подлые люди со всеми проистекающими последствиями для всех сфер жизнедеятельности человеческих сообществ.
б) Глухая закрытость «элит» в собственной субкультуре, своей внутригрупповой «моде» на все, соревновательности только с себе подобными в обретениях, развлечениях, непотребствах. Неусомнительная уверенность в своем «естественном» праве на всяческую «богоизбранность» и проистекающий из этого произвол.
Такова реальность. Замысел публикации отнюдь не в том, чтобы обличить еще раз новое падение нравов новой социальной породы homo faber, а в другом - помочь нравственным людям снизить по возможности порог духовной боли, , неизбежной при лицезрении того, что массово творят новые «герои нашего времени».
И будут творить на новые лады в новых социальных и природных условиях, когда и сроки жизни можно будет удваивать, учетверять в зависимости от наличия денег, и использовать антигравитационные двигатели покрывая с сумасшедшими по нашим меркам скоростями любые расстояния. Когда можно будет в считанные минуты загружать свой мозг любыми потребными профессиональными знаниями, включая иностранные языки, и черт знает что еще. Но на порядок более сложная, качественно иная техносфера цивилизации неизбежно породит великое множество новых жесточайших императивов, властно программирующих социальное поведение людей - ее обслуги, а не господ - потребителей как это представляется мечтателям. Что уже само по себе не только не облагородит нынешние непотребные качества типичного homo faber, но скорее всего еще больше их снизит, либо трансформирует в какие-то иные формы проявления, способные у совершенно нормального человека вызвать тошноту. Доминирующие ныне в наиболее преуспевающих особях алчность, тщеславие, устремление к прибылям, карьерным взлетам, впечатляющим обретениям любой ценой будут проявляться еще более масштабно на новых поприщах, в качественно новом технико-техническом исполнении. Но будут сопровождаться теми же животными, инстинктивными чувствами удовольствий, удовлетворений, что возникали от веку в душе всякого аборигена, дорвавшегося до обильной пищи, сексуальных утех, возлияний и т.п.
Останутся и будут во всем блеске проявляться и иные качества современного homo faber: «Неумение предвидеть отдаленные результаты своих поступков, непонимание своей ответственности за их последствия, присущи почти всем. Исследования показали, что почти все бюрократы и многие администраторы… не способны ни на какие более конструктивные действия, чем те, которое подсказывали прямолинейное мышление» (В. Литвинов «Эффект обезьяньей лапы», «Политический собеседник», №1, 1991 г.)
Так что типичный человек техногенной цивилизации в любой социальной функции способен воспроизводить только те формы социальной жизни, которые адекватны его мировоззренческим, духовным ущербам в любом другом грядущем времени.
Если, конечно, наличествующие в каждом социуме люди духовные, привычно уступающие инициативу homo faber, не организуются и решительно не возьмут в свои руки судьбу своих наций, фильтруя homo faber на дальних подступах к любым значимым социальным ролям, изводя их племя до приемлемо малых величин, необходимых для поддержания минимально необходимой техносферы.
Принято считать, что человек – творец и создает свой мир. Настал тот этап этого творчества, когда созданное человеком техносфера прочно перехватило эту функцию и само творит этого человека.
Человеческая цивилизация стала давно технотронной и продолжает стремительно беспрерывно «перевооружается» с помощью новых научных открытий, изобретений технологий. «Прогрессивное человечество» европейской модификации умчалось за горизонт, оставив большую часть населения планеты далеко позади, предоставив ей пользоваться фрагментами научно-технических достижений в виде спутникового телевидения, средств связи, Интернета, кока-колы и сигарет «Мальборо», что тоже не так уж и мало. Но даже отдаленно несопоставимо с жизнью европейцев и американцев, являющих образцы совершенно иного социального типа, уже вовсю погруженного в атмосферу информационных технологий, шагу не делающего без компьютеров с их разнообразными программами адаптированными практически ко всем видам современной жизнедеятельности. И в таковом качестве снисходительно воспринимающих прочих людей как пребывающих в пещерном младенчестве с которыми надлежит обращаться осторожно, осмотрительно, не провоцируя агрессию. Как это рекомендуется посетителям национальных африканских заповедников, когда вблизи оказываются стада горилл, иных приматов. Получается это у многих очень неважно, в результате жители Юго-Восточной Азии, арабского Востока, даже южной Америки, многих европейцев, американцев вообще люто ненавидят. Ну а сами ревнители и пользователи техносферы не только полностью беспомощны вне её и без неё, но и воспринимают мир во многом с позиций императивов этой самой техносферы. О чем сложены целые анекдоты. Как, например, повествующий об американце, оказавшемся на Красной площади Москвы с сыном, наблюдающих за работой художника у мольберта: «Посмотри, сынок, как мучается человек, у которого нет «Поляроида»!
Императивы техносферы сводят в большинстве жизненных ситуаций нравственный выбор современного homofaber, к тривиальному расчету, где финансовый ущерб меньше, но только отнюдь не к соображениям как спасти чужие человеческие жизни в чрезвычайных ситуациях, предпочитающих давить людей на тротуарах, лишь бы не столкнуться с встречным автомобилем и не пострадать самому. Сочетание информационных технологий с человеческой психикой, сформированной в ходе бесчисленных и бесконечных компьютерных войн, создало психотип, который как в игре также азартно нетрепетно расстреливает живых людей, а в деловых отношениях, не колеблясь, «кидает» любого соратника, если не опасается с его стороны жестокого возмездия. Этот же новоявленный массовый социальный психотип – homo faber - уже зримо отличается от заявленного ученой публикой «человека разумного» по значительному перечню признаков.
К примеру, традиционный «человек разумный» , массово изображенный литературой, театром, кино, социальными науками, в своем естественном состоянии никогда не гадит там, где живет. (северные народы, в тундрах, сибирское население в тайге, бедуины в пустынях и .т.д.) Homo faber делает это повсеместно, в устрашающих масштабах , да еще так, как не мог этого делать человек в средние века: загаживая моря и океаны нефтепродуктами, при очистке емкостей танкеров, выбрасывая в атмосферу в чудовищных объемах продукты горения, сбрасывая в реки промышленные отходы, содержащие все что угодно, часто в высшей степени ядовитое и т.п. Конечно, жители городов средневековья обильно выбрасывали нечистоты на улицы, превращая их в сточные канавы, до тех пор, пока не довели дело до эпидемий чумы. Но делали это по-своему дремучему невежеству - микроорганизмы, в том числе болезнетворные, не были тогда и известны и ученым. А акушеры, принимая роды, понятия не имели, что надо мыть руки и стерилизовать свои корявые инструменты. Современные осквернители своей собственной среды обитания отлично осведомлены, что творят, что из этого следует в будущем.Но соображения ответственности за общую судьбу, необходимости сохранить и улучшить условия жизни будущих поколений, в числе которых и собственные потомки, необходимости соблюдения обычных приличий - не гадить где живешь - полностью подавлены в homo faber соображениями получения более высоких доходов путем исключения издержек на поддержание в здоровом состоянии окружающей среды. Причем, это предпочтение настолько бесспорно, настолько «естественно», что едва ли найдется изрядное число людей в любом современном «цивилизованном» социуме, которые бы испытывали хотя бы слабые уколы совести от своих экологических паскудств.
Есть и еще один веский «аргумент» вести себя по отношению к природе неусомнительно, неколебимо, по-свински, не разорять экономически такой «набор» сокрушительных мотиваций социально целесообразного поведения homo faber не оставляет надежды на спасение цивилизации. Если, конечно, вынужденно не будут созданы глобальные карательные структуры с непомерно свирепыми полномочиями. Что крайне маловероятно.
Даже каннибалы употребляли в пищу тела своих поверженных врагов. Но при этом были убеждены, что подобная практика подобна и приятна их богам. Японские самураи иногда съедали печень убитого врага, но убивали оного не для дегустации его ливера. Нынешний homo faber из самых респектабельных социальных слоев неусомнительно платит сумасшедшие деньги для пересадки себе чужого здорового органа, прекрасно осознавая то, что он может быть изъят из специально для этого похищенного и убитого чужого ребенка. И практика эта только процветает и множится.
Homo sapiens побежденное население гнал в рабство, продавал пленных как товар, но и некотором образом заботился о сохранении качества этого «товара», думая, правда, только о выручке от его продаж.
Homo faber древности в лице командира американского бомбардировщика, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, восторженно поздравил членов экипажа с тем, что они стали знаменитыми, что вполне соответствовало реальности: сотни миллионов их соотечественников именно так и восприняли их боевой «подвиг», ибо люди техногенной цивилизации уже не в состоянии даже сочувствовать сотням тысяч тех, кто испарился, обуглился, изуродовался в пекле первого атомного локального Апокалипсиса. Надежд, что подобное восприятие этим новым видом человека, порожденного технической цивилизацией, чужих страданий, все-таки изменится под воздействием воспитания или еще чего-то, нет. Никакие нынешние сокрушительные по своему вооружению воители даже не видят чужой крови, оторванных рук-ног, голов - нажал кнопку пуска ракеты… успешное … команды и отдыхай, жди данных спутниковой разведки. Можно даже расстегнуть несколько ремней не летном скафандре и слегка расслабиться. Примерно так же, как это делал в детстве бессчетное число раз на собственном игровом компьютере.
Мировые державы, являясь типичными творениями homo faber , искренне гордятся своей военной мощью: залп, к примеру, атомного подводного крейсера способен уничтожить все живое на целом континенте. Единственной заботой теперь этой публики является «гуманистическое» стремление сделать так, чтобы удавалось уничтожать только людей (животных, растения, естественно, тоже). Оставляя в целостности и сохранности все материальные ценности, инфраструктуру общества. Вот такие получились отформатированные техногенной цивилизацией «гуманисты». И другими они уже быть не смогут: их досуги их рабочее и свободное время целиком заполняют заботы о бесперебойном функционировании обслуживаемых технических систем, агрегатов, машин, о ремонте своих личных автомобилей, телевизоров, холодильников, компьютеров, встроенных в организм в предметы быта микрочипов. К ним беспрерывно добавляются все новые и новые подобные «заботы» по борьбе новомодными тяжелейшими болезнями, вроде СПИДа одержимое стремление противостоять с помощью вновь изобретенных лекарственных средств старению, предпринимаются бесконечные попытки добиться омоложения с помощью дорогих технологий. К этому же – страстное желание восстановить в старом теле молодую потенцию, опять же с помощью чудодейственных (и дорогих) медицинских препаратов, лечебных процедур. Так что, искусственно воспроизведенному по частям человеку новой, более сложной модификации homo faber не только просто недосуг, но и совершенно непривычно раздумывать о нравственной составляющей своих поступков, реагировать на невразумительные и неразличимо слабые сигналы голоса собственной, практически угасшей, совести.
Это сильно изменяет (часто – до полной неузнаваемости) все описанные в литературе , воспроизводимые в драматургии, кинематографии традиционные наборы алгоритмов жизнедеятельности среднестатистического члена общества.
БРЕМЯ СЛАВЫ.
Век-другой тому поприща для честолюбивых и одаренных были не столь уж и многообразны: карьера художников, композиторов, музыкантов, дирижеров, писателей, драматургов. Для дворянского служивого сословия - еще и ратное призвание. Прямо скажем, обрести здесь славу и все, что к ней прилагается, было ох как трудно - десятилетия уходили на образование, воспитание с младенчества, долгие годы на изнурительное творчество, преодоление всяческого противодействия конкурентов, завистников. Но и этого, подчас, было мало - нужно было везение в виде ли случайного стечения благополучных обстоятельств, в виде ли своевременной поддержки мецената-вельможи, крупного сановника. И все это при наличии бесспорного для всех яркого дарования.
Симбиоз стремительно эволюционирующей техносферы с творческими особями изменил привычную ситуацию донельзя: писатели, композиторы, художники организуют свои творческие коллективы, где наемные чернорабочие «творят» музыкальные, литературные произведения, полотна, которые после некоторой «доработки» выходят в свет, тиражируются уже под авторством «маэстро», чей вклад - только деньги и работа управленца – заказчика. При угрызениях совести допустимо успокаивать себя мыслью, что творчество в виде замысла, организации самого процесса и его корректировки все-таки здесь присутствует. Да еще и с элементами благодетельства - людям, хоть и одаренным природой чем-то, но неспособным реализоваться самостоятельно в практической жизни, дается шанс осуществить и некоторым образом развивать свои способности.
Еще забавнее дело обстоит с эстрадными певцами: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая техника оказались ныне настолько развиты, что позволяют синтезировать вполне красивый и сильный голос варьируемых тембров даже для вполне заурядных исполнителей, чье обычное исполнение может даже терзать музыкальный слух окружающих. И этими технологиями ныне весьма широко пользуются для вознесения вполне бездарных исполнителей на вершины мировой известности, славы среди поклонников жанра.
Наряду с техническими средствами для «раскрути» творческих имен массированно применяется реклама на телевидении, по радио, в печатных СМИ, в наружном оформлении городов. Что тоже позволяет сбывать в промышленных масштабах вполне заурядные продукты разнообразного «творчества». Причем, подобные «мелочи» почти никак не снижают высочайших самомнений таких «творцов», не умаляют их спесь, их веры в свою «богоизбранность» и их неутомимое тщеславие, требующих от поклонников бесконечных, беспрерывных знаков обожания.
Важнейшими средствами обретения славы, широчайшей известности в мировом спорте, особенно игровом, является проплаченное благоприятное судейство, рулетка жеребьевок, которые личные способности решительно отодвигают на задний ряд работающих на успех пара метров.
Для восхождения на олимпы политической власти ныне, прежде всего, нужны только очень большие деньги - десятки, сотни миллионов долларов, иногда и того больше. Все остальное делают оравы политтехнологов, пиарщиков, обязательная интенсивнейшая реклама с помощью электронных и печатных СМИ. Единственное действительное дарование от очередного кандидата у губернаторы, премьеры, президенты, которые здесь потребно, чутье, да еще способность жестко спросить с «подрядчиков» за качество работы, за то, чтобы не обобрали без проку и результатов. Потому-то нынешняя генерация политиков, рекрутируемых по законам техногенной цивилизации из …homo faber так изворотлива, воровата, лжива, способна к лицедейству и так малопригодна функционально: ни обществу, ни государству служения здесь нет. Даже замеры собственной значимости в качестве политических «вождей» приспособились производить «безразмерными» технологиями социологии, применяемыми проплаченными угождающими специалистами, чей заработок полностью зависит от наличия «научно выверенных» подтверждений благоприятных для ожиданий заказчиков.
Практическую управленческую работу выполняют кучи специалистов, на долю же самих политиков остается только убедительно лицедействовать, безошибочно цитировать тщательно подготовленные тексты выступлений, и пожинать плоды своей тщательно срежиссированной таким образом «славы». Оставаясь при всем при том, прежде всего в нравственно-духовном плане - то есть в самом что ни на есть главном компоненте «человека разумного» homo faber. Без чего названный безраздельно доминирующий ныне социальный тип все более и более являет в себе «практические навыки» неандертальца, восседающего за компьютерным пультом управления АЭС, атомной подлодки, пусковой шахты стратегической ракеты и т.п. По своим же ухваткам, уверткам, изворотливости, набору жизненных программ - являя сущих мелких, средних бесов, для которых в любых жизненных ристалищах - играх совесть в каких угодно её проявлениях категорически противопоказана как родовой ущерб, врожденное уродство. В лучшем случае - свидетельство умственной неполноценности.
Творческие поприща, где более всего сподручнее произрастать и прирастать человече кой духовности музыкой, литературой, поэзией, в силу закона времени для Homo faber почти повсеместно заросли чертополохом: «гениальными» футболистами, хоккеистами, шутниками-чечеточниками, топ-моделями и тому подобным эта скукотища и на дух не нужна.
Природа обретаемой славы не имеет практического значения - одинаково хорошо любая. Несколько, правда, предпочтительнее слава именитого кровавого гангстера, кокаинового и героинового короля: бешеные деньги в сочетании с беспредельной жестокостью делает их обладателей во многих генерациях homo faber особенно романтичными, пленительными, беспредельно обожаемыми образцами подражания. С ними сотрудничает, участвует в их бизнесе генералитет спецслужб, полиции, их поддержки ищут влиятельные политики, их живописуют кинематографисты, литераторы, СМИ. Примерно так же дело обстоит (по убывающей) с лидерами местных региональных оргпреступных сообществ, владельцами современных прототипов публичных домов, казино, любых иных индустрий человеческих непотребств, паскудств. Даже слава преуспевающего удачливого казнокрада и мздоимца с сильными связями вполне хороша, сильно облегчает деловые отношения с бизнесменами, финансистами, работниками прокураторы и судов. В особом почете ныне в среде творческой и не очень творческой интеллигенции общенациональная известность, добытая на нивах пропаганды извращенного и традиционного секса, особенно педофилии, созданием тягомотных сериалов из жизни забавных недоумков, агрессивных невежд, одно существование которых уже губительно для нормального социума.
ЛЮДИ ЧЕСТИ.
Так именуют себя «бойцы» итальянской мафии. Повсеместно позиционируют себя таковыми и члены наиболее известных традиционных корпораций : масоны, сотрудники спецслужб, воры в законе, работники некоторых правоохранительных структур. В милиции, к примеру, до сих пор еще существуют суды офицерской чести, которые издавна полностью утратили хоть какое-то практическое значение.
Кое-какие элементы, связанные с традиционными корпоративными (везде- разными) толкованиями чести кое-где еще сохраняются, неким образом работают. Исключительно, правда, во внутрикорпоративных отношениях: за пределами очень узкого круга «своих» даже эти убогие нормы неприменимы ни при каких обстоятельствах.
Наиболее детально разработанными и действенными были кодексы дворянской, офицерской, самурайской чести, где их действия ограничивались тоже только рамками своего сословия. Свою попранную поруганную честь или честь членов своей семьи (дочерей, сестер, братьев) предписывалось защищать лично в поединках, организовывавшихся обычно под контролем известных в обществе людей. Далеко не всегда в них побеждали более благородные и правые, но для каждой стороны существовала примерно равная вероятность быть раненым или убитым. Изрядной мере стимулировало соблюдать (на всякий случай) внутрисословные правила должного поведения.
Из всех известных и некогда весьма неплохо работавших общинных кодексов чести до сих пор вполне удовлетворительно сохранился и работает институт кровной мести. Но только, правда, в обществах, сложившихся на семейно-клановой основе, не причисляемых ныне к «цивилизованному» миру.
В странах нынешней европейской цивилизации деловой мир (наиболее значимый, ценимый и уважаемый) отбросил в своих взаимоотношениях как ненужный хлам любые предписания практически всех известных сословно-корпоративных «кодексов чести». Последними рухнули в России «понятия» «воров в законе», на смену которым пришли «беспредельщики».
Работающими принципами взаимоотношений людей нового социального психотипа стали немногие, весьма простые положения, вроде: «умри ты сегодня, я - завтра», «победителей не судят», «прав тот, кто стреляет первым», «не я его так он - меня» и т.п. То есть практикуются и всячески превозносятся как раз такие поступки, которые в более ранние эпохи и были категорически запрещены в том числе и религиозными нравственными предписаниями. Старомодная и эфемерная «защита чести и достоинства» для обычных граждан передана судам общей юрисдикции и проходит по категории «дел частного обвинения»: сам нанимаешь адвоката, ему платишь, сам и организуешь исполнение приговора суда (буде таковой состоится). По сложившейся в России судебной практике данной категории дел «честь и достоинство» обычного гражданина стоит натуральные копейки. Жизнь - чуть дороже. Посему жажда в защите «чести и достоинства» даже с помощью судебных процедур стремительно уходит.
Homo faber смертельно оскорбляется только в одном - единственном случае: сильно «обносят» на деньги. В большинстве остальных ситуаций «мочись в глаза - все божья роса». Субкультура этой новой доминирующей социальной генерации предписывает, рекомендует, утверждает правильность поведения тех, кто «может посмеяться над собой». Вместе со всеми прочими, естественно. Ну а уж над другими - само собой разумеется. И не просто посмеяться - высмеивать, издеваться, глумиться. Недовольные могут затевать пустопорожние, тягомотные судебные тяжбы – пороху на поединок на ножах за оскорбление хватает у немногих: честь свою восстанавливать кровью «цивилизованные люди» отвыкли восстанавливать. Все больше норовят по-обезьяньи действовать: от хищника побыстрее на дерево, а уж оттуда - бананами в него. Да еще плюнуть, помочиться, покрутить голым задом да рожи построить! Свою честь этим не защитить, а вот чужую малость загадить можно, приведя зверюгу в бессмысленное неистовство. Ну чем не сатисфакция для слабого и трусливого! Того же жанра распространение в человеческой среде наветов, злобных измышлений, посмертных исторических клеветнических исследований, анекдотов и тому подобного, чем так богата субкультура интеллектуалов, творческой интеллигенции. Их же руками многие ничтожества – политики прижизненно переписывают историю «под себя», восстанавливая свои «честь и достоинство», «попранные» некогда в прошлой реальности «тиранами - самодурами». Чего, естественно, не было, а было только бессовестное добровольное холуйство, готовность служить туалетной бумагой «великим» и многократное использование угодничавших в оном качестве.
Честь и достоинство в их изначальном виде, как это понималось, к примеру, родовитым дворянином или вождями племени индейцев - ирокезов и все, что было принято совершать по их защите, в эпоху преобладания субкультуры межличностных отношений homo faber более в социальной практике не существуют. Все происходит по другим сценариям: обиженный главарь оргпреступного сообщества вида не покажет, слова бранного не произнесет - сдержит себя. А спустя некоторое время подошлет наемных убийц и на похоронах своего обидчика произнесет самые проникновенные слова в его «светлую память», да еще может вполне натурально всплакнуть при этом. Чтоб потом легче было вести разговор со следователями или друзьями покойного. У кого такой возможности восстановить пусть даже многократно попранное достоинство нет (буде еще сохранилась способность обижаться) - будут копить годами обиду и при удачном стечении обстоятельств постараются тут же втоптать в дерьмо своего давнего поносителя, уже давно, возможно, забывшего все свои неприличные шутки, действия по отношению к кому бы то ни было. Те же, кто состоит во впечатляющей власти чинят расправу над своими обидчиками исключительно путем найма подчиненных сотрудников правоохранительных, фискальных и иных контролирующих органов. Чьими усилиями разрушается бизнес, расстраиваются финансовые и иные дела неугодных лиц. Безо всякого личного риска для страждущего сатисфакции.
Это, конечно, не красочный и зрелищный поединок на шпагах или пистолетах при секундантах, враче, и стоящих поодаль конных экипажах. Но тоже кое-что. По крайней мере, из этого получаются вполне сносные и достаточно зрелищные телесериалы, детективные романы, даже театральные постановки в жанре мюзикла. И на том спасибо нынешним ревнителям своей репутации.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ.
В изначальном своем смысле и эти понятия в исполнении homo faber стали карикатурно неузнаваемы, по сути превратились в некий рудимент. Но все еще достаточно часто употребляются в лексике в процессе публичной деятельности, по крайней мере, политиков и той интеллектуальной прослойки, что обслуживает их.
Справедливость как социальная категория всегда была трудно применимой в человеческой практике: у делящих и получающих хоть какие-то блага, прибытки представления о справедливом практически никогда не совпадали. Даже при социализме в СССР провозглашавшийся главный принцип социальной справедливости «от каждого - по способности, каждому - по труду» в своем практическом воплощении, в форме удовлетворявшей хотя бы большинство населения реализован так и не был. Кого- то при этом коробили спецраспределители, спецсанатории или больницы, кого-то возмущали убогие квартиры без очереди для «номенклатуры» или продажа остродефицитных книг на партийных конференциях, съездах. Одним словом, недовольных творимыми несправедливостями по мелочи и в ту пору тоже была масса. Капиталистический же принцип социальной справедливости, когда предприимчивые оборотистые, хитрые и сообразительные получают столько, сколько удастся захапать, лишь бы налоги платили - превращает даже «доходы» от ограбления банка справедливыми: затрачивается «труд», смекалка, даже профессионализм «медвежатников», бандитов, судя по западным фильмам удачливые налетчики на банки - настоящие симпатяги - герои на которых множеству молодых очень хочется походить. Идеологи капитализма вообще избегают определять явления и процессы в своих социумах в категориях «справедливо - несправедливо»: гораздо функциональнее рассматривать распределение благ в обществе в контексте оптимизации. Так, полагается, что если «децильный коэффициент» (соотношение доходов 10% беднейшего населения к доходам 10% богатейшего) не выходит за пределы1:8 то общественные отношения между даже антагонистическими социальными группами достаточно устойчивы и не угрожают социальному миру.
В нынешней России наплевали даже на такой ублюдочный аналог понятия «социальная справедливость»: российский преуспевающий новоявленный homo faber исповедует в своей практике только принцип морских бандитов грабь, хапай все, что возможно. Сколько при этом убито, искалечено, утоплено, разорено – значения никого не имеет. Утвердившиеся ныне в российской власти и собственности иного принципа уже исповедовать не собираются, по крайней мере, до тех пор, пока не начнут расстреливать или вешать за казнокрадство, мздоимство в особо крупных (долее 10 долларов) размерах. Но до этого дела может и не дойти (на что эта публика и уповает). Все, без исключения российские крупные собственники, тем более «олигархи», «олигархята» - состоялись в таковом качестве только воровством, казнокрадством, мздоимством, обязательно впечатляющими злоупотреблениями д