Идеи, овладевшие массами…

             Полная формула этого «откровения» смотрится впечатляюще: «Идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой». И в истории тому есть подтверждения разного рода: крестьянские восстания против феодалов, восстания рабов, громивших целые государственные системы. Но при этом неизбежны разного рода оговорки. Явленные этими историческими феноменами мощные силы, как правило, носят только разрушительный характер. И совсем не соответствуют идеям, выраженным в разного рода гимнах в честь победного шествия «масс», которыми овладели великие идеи. Так, в хорошо известном «Интернационале» есть тезис:

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья. А затем
Мы наш, мы новый мир построим
Кто был никем, тот станет всем».

            Намерение разрушить «мир насилья», то есть наличествующий социальный уклад, обычно восставшим большим числом удается вполне и достаточно быстро. Уже после разгрома полицейских сил и оставшихся верными политическому режиму армейских подразделений властвующее сословие стремительно разбегается по ближним и дальним зарубежьям. А вот с созданием «нового», «своего» уклада ситуация складывается часто неразрешимая. И потому что у разных группировок победителей старого  свои представления и проектные наработки этого самого «нового мира». И потому еще, что у вождей победителей и их соратников, как правило, нет и быть не может необходимых насущно знаний в сфере госстроительства. Да и сами идеи, способные «овладеть широкими народными массами», с учетом, в лучшем случае, самого невысокого уровня образования этих самых «масс», обычно носят чисто бытовой, житейский характер. Вроде, «отнять и поделить». Но и в этом все складывается далеко не все просто: если на стадии «отнять» присутствует полное единодушие, то уже на следующей стадии – «поделить» - возникают нередко неразрешимые проблемы. Часто провоцирующие новые жестокие и кровавые конфликты. Каковые могут тянуться очень долго и с немалыми жертвами.

            Да и строительство любого нового мира, как правило, сталкивается с похожими проблемами. Прежде всего – с появлением новой генерации бюрократии, довольно быстро обрастающей своими интересами, которые она удовлетворяет прежде всех прочих, в ущерб этих самых «широких народных масс».

            И новые сословия новых власть имущих неизбежно начинает внедрять наследственность в процессах воспроизводства власти и собственности. Как правило, вполне успешно: технологии здесь простые, надежные, выверенные вековыми практиками. И песенный вариант «нового мира» обычно проявляется в виде сохранения основных компонент старого. Но с наполнением несколько другим человеческим материалом. А обещание «мы свой, мы новый мир построим» выполняется только в части построить «свой мир» новой элитой. Где бенефициарами становятся во многом вожди и вождята победивших «революционных масс». А сами эти массы победителей возвращаются к почти прежнему, привычному мироукладу. В котором основным для них остается обеспечение средствами к существованию  себя и своей семьи. По не самым обильным нормам: власть придержащие, наличествующие (их новая генерация) не слишком большим числом в сравнении с подвластным населением, тем не менее потребляет все лучшее, что производится в социуме по произвольно высоким нормам. А то и вовсе безо всяких норм – столько, сколько удается захапать и обратить в многомилионные вклады и дорогущую собственность по всему миру. Не обращая при этом уже никакого внимания на собственную нацию, народ, частью которого они сами недавно были. То есть, полностью и необратимо перевоплощаясь в породу социальных хищников и паразитов со своими корпоративными, классовыми интересами. Такое окончательное перевоплощение совершается относительно быстро – в течение даже одной смены слоя новых властвующих.

            Есть, конечно, в рядах этих «пламенных революционеров» некоторое незначительное число истинных, искренних, устойчивых борцов за социальную справедливость. Но основная масса новых руководителей из числа этих «пламенных революционеров» - вполне обычный по своим духовным установкам карьерно-обретательский люд. Каковой и образует иную, несколько модифицированную (в частностях) генерацию новой элиты. Каковой свойственны все традиционные ценности особей во власти, для которых неизменным в веках и революциях остается вполне обывательский принцип: «На то она и власть, чтобы пожить всласть». Надежно обосновывает такую «мировоззренческую» позицию любых приходящих во власть особей глубокая, неоглашаемая, но неискоренимая внутренняя убежденность в своей особой ценности. Превосходящей значимость не только населения в целом, но и большинства соратников и сослуживцев. Что же касаемо идей, которые могут овладевать «народными массами», то устойчивой здесь сохраняется одна и та же на все времена тенденция: «широкие народные массы» в идеях не нуждаются. Руководящим началом для них служат естественные физиологические потребности. Каковые после их удовлетворения достаточно быстро восстанавливаются в прежнем или даже возросшем объеме. И эти самые потребности невозможно одолеть или отменить иначе, кроме как только их воспроизводимым удовлетворением. О чем никогда с некоторой горечью обмолвился поэт:

«В мире есть царь.
Этот царь беспощаден:
Голод названье ему».

            Проведенными в свое время нацистскими учеными Германии опытами над заключенными лагерей установлено, что через 5 дней полного года подавляющее большинство людей теряют человеческий облик, превращаясь в оголодавшее вконец зверье. А если в похожей ситуации оказываются «широкие народные массы» целой страны (пусть и не очень большой по народонаселению) толпы обезумевших от голода людей громят все в поисках пропитания. И остановить их можно только с помощью массовых отстрелов. Если, естественно, нет никакой возможности накормить и есть кому массово отстреливать.

            Именно угроза такой страшной опасности жестко вынуждает властвующие элиты любой степени паскудности (по своим качествам и практикам) этот параметр своего властвования полностью соблюдать. Даже ценой жестокого принуждения некоторых наиболее оголтелых групп своих «братьев по классу». То есть, наиболее оборзевших хищников во власти и собственности (каковых там всегда - полно).

            Неким отдаленным подобием «идеи, овладевшие массами» может служить постоянно возникающая и уходящая мода на манеру одеваться, стричься, выбор марки автомобиля и т.п. Но «идейного» в этом или вовсе нет, или неприметно мало: здесь большее значение имеет инстинкт подражания, стремление к подражанию какой-либо оригинальной новизне.

            Кроме упомянутого осознанного «увлечения» той же нацистской символикой, которой бывают подвержены временами иные группы молодежи во вполне благополучных и благоразумных (в целом) социумах.

            И получается, что «широким народным массам» идеи не нужны ни в их сытом, ни тем более в голодном состоянии. Но определенные идеи им все-таки стараются навязать со стороны разного рода «идейные вдохновители». Обычно в ситуациях, когда этим «идейным вдохновителям» позарез нужны большим числом те, кто за деньги или посулы скорых впечатляющих обретений готов воевать под руководством этих самых «вдохновителей». Естественно за цели и интересы таких «идеологов». Но эти интересы генерация новоявленных «пламенных революционеров» обычно довольно умело и искусно камуфлируют под «интересы народа», нации. Или хотя бы обездоленного во всем класса пролетариев. Один из многовариантных образцов тому: «Пролетарию нечего  терять, кроме своих цепей. Взамен они обретут весь мир». При этом походя умалчивается одна важнейшая деталь: пролетариату действительно нечего терять. Кроме собственной жизни в больших, а то и вовсе неисчислимых количествах. А на неопределенно долгом пути борьбы «за светлое будущее человечества», пути, на котором будут впечатляющие побоища с массовыми жертвами, можно угробить не одно поколение не только пролетариев, но и близких им по статусу и мировосприятию других социальных групп. Чем нетрепетно и вполне профессионально занимаются генерации «элитарных» упырей, наличествующих в каждом социуме.

            Устойчиво повторяемая, воспроизводимая в разные времена и в разных странах болтовня об «идеях, овладевающих массами» - не более чем худосочный, худоскроенный камуфляж извечных хищнических практик разнообразных паразитарных «элит». Идеологи и кукловоды которых способны генерировать измышления  любой степени нелепости. И массово «вбивают» их в сознание «широких народных масс», делая вид, что их бредовые измышления «овладели массами».  Каковые, по своей сути, всегда предрасположены к разве что разного рода грабежам. Каковые и подаются идеологами «элит» как проявление «классового сознания», «классовой ненависти». Хотя в подоплеке любых таких «классовых сражений» в качестве единственного путеводного мотива остается: «Отнять и поделить». Лучше всего и быстрее именно в ходе массовых грабежей в условиях социального хаоса. На что идут одни кодлы «элитарных» в процессе схваток с другими такими же хищными «элитарными» кодлами. Неразрешимой проблемой иногда становится невозможность «поделить» отнятое. Например, крупные предприятия, элементы национальной инфраструктуры. И тогда чужая крупная собственность тихой самой переходит в руки новой генерации высшей бюрократии. Знаменуя собой завершение извечного цикла срастания крупной собственности и носителей высшей власти в новом государственном укладе. Пусть только еще формирующимся. При этом достаточно легко создать видимость того, что «идеи овладели массами»: с помощью современных многообразных и технически высокооснащенных средств массовой информации, включая телевидение, силами орд наемных специалистов в области информации без особых ухищрений удается создавать убедительные по своему правдоподобию картины мира, не имеющие ничего общего с реальностью. Практически любые процессы, порождаемые возбудившимися «массами», можно умело подавать с помощью СМИ под любым соусом. В зависимости от насущных интересов, потребностей противоборствующих (или номинально властвующих) «элит». Для чего вполне годятся и постоянно часто используются такие жанры, как анекдоты, «народные» песни, издевательские частушки, рисунки и надписи на заборах и в подъездах домов и т.п.

            Весь этот инспирированный интеллектуальный мусор и выдается как фрагменты «пробуждающегося классового сознания». Хотя сами «широкие народные массы» этим не проникаются, а разного рода припевки с элементами «классовой ненависти» толкуются как моменты овладения идей «народными массами» в толковании только публицистов-интеллектуалов. Не более. Чаще всего – как «идеологическое» пугало.

            В реальности самыми устойчивыми «идеями», постоянно присутствующими в «сознании широких народных масс», как правило,  являются в реальном времени лицезрение спортивных командных состязаний (футбол, хоккей, занятие рыболовством, охотой, огородничеством) перемежаемые застольями или просто выпивками «по случаю» с сослуживцами, друзьями.

            Власть придержащим порой приходится изощряться на разные лады, чтобы хоть как-то, хоть в чем-то привести свои «народные массы» в состояние, похожее хотя бы на то, что этими «массами» овладела какая-то идея. Чаще всего это приходится делать, когда возникает острая нужда загнать молодое мужское население в окопы войны. Тут же гвалт поднимается невообразимый, со всех сторон. Даже очереди в военкоматы из страстно желающих повоевать показывают. Глухо умалчивают при этом об интенсивном оттоке в зарубежные нейтральные страны детей «элиты» призывного возраста. На обережение этих детей от любых опасностей «элитарные» употребляют все свои возможности, ресурсы, грубо нарушая (и даже попирая) важнейшие законы. А в случаях, когда это удается – пристраивание своих чад в штабах армий у друзей – генералов. Что еще удачнее: позволяет потом более успешно конструировать карьеры своих детей, делая упор на их «славное боевое служение Отечеству».

            Доминирующей в веках идеей, достаточно популярный у «широких народных масса» остается во всех социумах стремление к успешной карьере. Каковая «автоматически» и ощутимо влечет за собой подъем получаемых при этом благ и возможностей для личной инициативы в этом направлении. Для наименее же образованных «широких народных масс» основной руководящий идеей остается пожизненное занятие все более благополучным и обеспеченным основными средствами существования обустройством собственной жизни и жизни членов своей семьи. На чем неколебимо стоит и воспроизводится практически вся человеческая цивилизация. Периодическое же участие этих самых «широких народных масс» в разного рода социальных свалках всегда провоцируется отнюдь не какими-то «идеями, овладевшими массами», а только активной и достаточно умелой организаторской (а не пропагандистской вовсе) работой политических дельцов по втягиванию отдельных групп населения в масштабные социальные конфликты. Во имя своих корпоративных шкурных (других не бывает) интересов. А для камуфляжа таких целей используются разного рода измышленные лживые идеологические «конструкции». Но при этом всегда в результате любых «победных пролетарских революций» все главные обретения, блага получают только сословия руководителей в таких свалках. А «широкие народные массы» только кое-какие косметические улучшения. Вроде ограниченного (более короткого рабочего дня), оплачиваемых больничных и отпусков. Каковые в первую очередь служат интересам самих благодетелей – собственников: они позволяют сохранять здоровье и работоспособность производителей главных материальных ценностей и услуг. Но и здесь не обходится без плутовства «элитарных» упырей: даже когда их вынуждают улучшать условия наемных работников, эта публика «тихой сапой» (повышением постепенным цен, ухудшением качества продукции и т.п.) неизбежно возвращает свою «норму прибыли» к прежнему уровню. А чтобы это осознать  с чье-то помощью (обычно из числа вечно недовольных жизнью интеллектуалов) организоваться на понуждение «элитарных» к уступкам, требуется долгое время. Нередко смены одного – двух поколений. В любом случае свобода  действий всегда у «элит», а разного рода «борцам за социальную справедливость» нужны годы и годы, чтобы осмыслить, проанализировать прошедшие (инициативно) перемены, выработать «программы действий», организовать им поддержку и т.д. По крайне мере, безработица разного рода борцам «за светлое будущее всего человечества» (или хотя бы какой-то его части – обычно за счет других) не грозит ни при каких обстоятельствах. Что гарантирует хотя бы сохранение этого подвида далеко не худшей части генерации «человека разумного».

            Следует, однако, особо подчеркнуть, что идеи, которым не нужно  овладевать сознанием «широких народных масс», чтобы стать мощной (и даже сокрушительной) силой, несопоставимо больше в практическом обиходе. К примеру, идея создания атомной бомбы, не нуждалась ни в какой «всенародной поддержке». Достаточно было проникнуться ее важностью только нескольким головам военных, руководителей спецслужб и ведущих политиков государства. То же самое – и в ситуациях с биологическим, климатическим оружием. От которых этим самым «широким народным массам» может при случае наступить полный кирдык.

            Ко всему этому следует добавить, что самые популярные и насущно интересные идеи для «народных масс» одномоментно несут в себе великую опасность в случае отказа от их реализации. Так, отлично известный «элитарным» принцип для успешности, устойчивости функционирования их власти – «хлеба и зрелищ!» - в случае его глубокого  нарушения становится спусковым крюком для разрушительных массовых беспорядков. В которых обычно никакой властный режим уцелеть не может. К подобным результатам могут привести и попытки власти взять под полный контроль или запрет потребление алкоголя. Без регулярного потребления которого жизнь человеческих множеств социального дна теряет смысл, к ней утрачивается интерес, ею не дорожит.

            Единственным практическим результатом провозглашаемых каких-либо идей является то обстоятельство, что люди, слышащие эти идеи безо всякого к ним интереса, тем не менее допускают, что кому-то идеи понятны, интересны. А может и служат неким руководством к действию. То есть, создаются пусть и не жизнеспособные, маложивущие иллюзии. Наподобие эха в горных местностях.

            Главной же и бесспорной ценностью любых идей является то, что даже самые вздорные, а то и преступные, или вовсе тупые из них включают осознание и тех, кто эти идеи продуцирует, и тех, кто вынужден их воспринимать. Или им противоборствовать. То есть работают эти идеи Как провокаторы мыслительной деятельности ряда социальных групп.

            Наиболее популярная во времени и пространствах идея - «отнять и поделить» по своей сути никакой идеей не является: это врожденное свойство практически всех высокоорганизованных организмов. Когда более сильный отминает еду у более слабого, часто еще и калеча обобранного. Но именно так действуют и все захватчики-победители с человеческими обличиями. Подавляющее большинство «идей», приверженности которым приписывают время от времени разного рода «широкими народными массами» - суть измышления разного рода статусных хапуг и захватчиков из «элитарных». Которыми они маскируют свои бесчисленные и бесконечные межхищнические схватки, войны. Неколебимо и равнодушно втаптывая в грязь любые нравственные прописи, включая религиозные. Часто при этом стараясь вовлечь в отдельные грабительские побоища некоторые часть наиболее бессовестной разновидности голотьбы из этих самых «масс». В которых недостатка не бывает во всех социумах.

            Точно такой же  природы и уже упоминавшаяся широко распространенная «идея» (скорее – тоже из породы природных инстинктов): «Хлеба и зрелищ». Под «хлебом» здесь понимается многообразная еда досыта, что тоже требует постоянных организационных усилий со стороны «элитарных». Что касаемо «зрелищ», то с этим несопоставимо проще. Особенно в нынешнее время с его развитыми телекоммуникациями. А разного рода скоморохов и циркачей среди любого населения – всегда только переизбыток. Особенно среди регулярно употребляющих разнообразное спиртное. И по мере научно-техникотехнологического развития цивилизации и увеличения времени досугов этот процесс только расширяется. Что уже превратило сферу маскультуры в одну из самых обширных по охвату и мощных по используемым ресурсам видов индустрии в человеческой цивилизации.

            Никакую идейность, духовность эта «индустрия» не развивает, не внедряет в сознание «широких народных масс». Ее предназначение – заполнять возрастающее время досугов. Хоть чем-то, хоть как-то, лишь бы занимало внимание населения. Вполне естественно, что какой-либо творящей, производящей материальной силой масскультура не является, являя собой одну из индустрий коммерческих услуг. Без которой цивилизация при необходимости существовать может без каких-либо ощутимых потерь, чего не скажешь об индустриях производства алкогольной или табачной продукции: их полное отсутствие из-за запретов вызывало мощнейшие массовые бунты. Перекраивающие целые социальные уклады. А вот полное и длительное отсутствие клоунад, циркачества, да и любых «широких народных гуляний» таких последствий не вызывало: «Не до жиру – быть бы живу». Хотя долгая всеохватная тоска в социумах чего-то полезного тоже не являла.  А потому в тусклые времена управители старались каким-то образом оживлять индустрию массовых развлечений. Что проще всего получалось с развитием игровых видов спорта, хорошо зарекомендовавших себя как зрелища. И при полном отсутствии рисков перерасти в массовые беспорядки с целою свержения действующей  генерации властвующих. Для надежного купирования возникновения нежелательных идейных движений, устремлений в современных социумах все действующие массмедиа надежно надежно контролируются, управляются, рецензируются разнообразными способами и средствами. И при каком-либо недосмотре «ошибки» быстро устраняются. Оставляя простор только идеям, призванным стимулировать законопослушное поведение «широких народных масс». А неисправимых, невразумляемых творцов и носителей общественно опасных идей научились изолировать более эффективно и изящно. В сравнении с громогласными публичными расправами в прежние времена, что добавляло иным «пламенным революционерам» популярности и даже славы борцов за народное счастье. Теперь эту публику стараются квалифицировать как психически нездоровых и без шума помещать в стационары для неизлечимо душевнобольных. Иногда делая их образы в сфере массовой информации (если уже по-тихому их невозможно убрать) карикатурными, в бытовом плане – «неадекватными».

            Что привело к тому, что время случайной неуправляемой генерации  и распространение идей окончательно закончилось и началось время научно-обоснованных приемов и технологий управления сознанием «широких народных масс» по заранее разработанным проектам с заранее заданными целями. Разумеется, речь идет о ведущих государствах мира, а не странах Африки или Латинской Америки. Но сфера общественного сознания остается во многом непостижимой и таковой и пребудет. А потому речи о надежных способах и средствах управления сознанием человеческих масс с помощью сколь угодно научно выверенных способов и средств не идет. И в обозримом будущем идти не будет: человеческий ум амбициозен, но ничтожен и немощен перед Создателем. Какие бы чудеса и техники и технологии им ни были освоены. Что касается степеней, уровней, глубины «овладения сознанием масс» разного рода идеями, то в наибольшей мере это зависит не столько от глубины, смысла, содержательности конкретной идеи, сколько от профессионального мастерства различных идеологов и эффективности используемых средств. И в еще большей степени – от мощи используемых на это ресурсов, настойчивости и упорства «внедрителей идей». А нередко – от беспощадности и жестокости используемых при этом методов и средств «убеждения». Как это, к примеру, происходило с коллективизацией сельского населения в СССР, когда нежелающих вступать в колхоз аттестовали как «подкулачника» (синоним «враг народа»). И обходились, естественно, сурово как с «классовым врагом». А потому желающих критиковать и поносить открыто идею коллективизации это означало подписать себе смертный приговор. Сейчас подобное нигде не практикуют: выработанные наукой технологии манипулирования сознанием населения и используемые для этого средства позволяют успешно решать эту задачу без подобного рода крайностей. Умелое, профессиональное изготовление основных массивов информации в открытом доступе с учетом уровня образования, культурного развития основных слоев населения позволяет добиваться от поведения людей желательного управителям социума результатов. Несостыковки имеют место быть, но в их основе – конфликтность, разность интересов, противоборствующих групп в среде «элит». И это неприятное обстоятельство почти неустранимо. С ним справляются только режимы довольно суровой диктатуры или монопольная власть политических партий типа фашистских с единственно «правильной» идеологией, мировоззрением. Но «широкие народные массы» и это почти не заботит: случающиеся временные неудобства, когда нешуточным административным принуждением сгоняют население на разного роде «митинги солидарности», «демонстрации в поддержку» люди переносят спокойно. При неоглашаемом, но обязательным условием: наличии прилично оплачиваемой работы, достаточной для нормального пропитания семей.

            Власть придержащим случается списывать на одержимых идеями людские множества свои компании по «чистке рядов» в своих социумах. Для более-менее правдоподобного камуфляжа таких действий можно, к примеру, создавать эпизодически использовать для «охраны общественного порядка» в нужном властям контексте те же «народные дружины» или «оперативные отряды» молодежи создаваемой в помощь правоохранительным органам. Можно организовать и другие имитации «поддержки» каких-либо непопулярных, болезных действий властей со стороны отдельных групп населения. Подкрепляя это заранее приуготовленный статистикой такой «всенародной поддержки» и профессионально изготовленными видеорядами. Равно как и изданием массовыми тиражами литературных или публицистических произведений «дружественных» властям авторов. Неплохо зарекомендовало себя в этом отношении и изготовление образов разного рода «друзей народа» из полезных «элитам» деятелей науки, искусства. Прежде всего средствами кино, телевидения.

            Любые вложения впечатляющих средств в массированную пропаганду насущно необходимого «элитам»  мировоззрения, мировосприятия обязательно приносят манипуляторам положительные результаты хоть в каких-то пропорциях. Одной из причин тому – известный закон формирования каждым человеком своего мнения с обязательной оглядкой на мнения окружающих, большинства. За которое относительно легко выдаются идеологические конструкции, широко и интенсивно подаваемые в СМИ. А это уже – чистейший ресурс властвующих «элит».

            Еще более надежным приемом, нежели «изготовление» идей на потребу «широких народных масс» с целью их использования какой-либо материальной силы, является сознательное, спланированное и организованное погружение этих масс в какую-либо жестокую нужду. Самым популярным приемом, используемым враждебными «элитами» является организация глубоких длительных экономических кризисов в «недружественных» странах. В результате чего там развивается массовая устойчивая безработица и бескормица «широких народных масс». С полностью предсказуемыми разрушительными последствиями для всего социума.

            Такого рода идеи являют собой силу, по своей разрушительной мощи иногда превосходящую имеющиеся у «развитых стран» арсеналы и регулярные вооруженные армии. Это известно профессионалам в сфере госуправления. И потому почти в каждом государстве в составе их спецслужб всегда наличествуют едва ли ни самые сильные и оснащенные структуры, специализирующиеся только на «идеологических диверсиях».

            Традиционно же «идейные враги» особо не заморачиваются, не изощряются в поиске наиболее эффективных средств и способов ведения таких «идеологических войн». Чаще всего акценты делаются на изыскании приемов и путей поддержания в «широки народных массах» устойчивой тяги к регулярному, как можно более массовому потреблению спиртных напитков. Для чего устойчиво и непрерывно используются примеры «надлежащего поведения» в этом смысле любимых, популярных актеров кино, других, подобных им «авторитетов». Этому противостоять административными средствами властям (даже при сильном их желании, что бывает очень редко) практически невозможно. Работает неодолимо старый закон: «Слова назидают, примеры - влекут». И влечение примером через зрительный образ не менее чем на порядок сильнее (и неодолимее) чем назидания словесами. Даже если эти словеса – из уст руководителя администрации президента или иного «вельможного пана».

            Конечно, идею искусной чечеткой не передашь и, естественно, не внушишь. А вот песней, да еще задушевной, проникновенной удается гораздо лучше. Пусть и не непосредственно, сразу и не так, как это в песенном тексте. Выслушав, к примеру, пламенный песенный призыв:

«Смело товарищи в ногу
Духом окрепнем в борьбе
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе».

            Люди, естественно, не спешат выстраиваться в маршевые революционные колонны. Но готовы воспринимать взбунтовавшихся по каким-то причинам как реализующих свое право на «царство свободы». Путем революционного насилия со стрельбой и трупами. Чему самым естественным образом способствуют многие особенности человеческой психики: неудовлетворенности своим положением, устремлениями к познанию, неприятие социальных несправедливостей и многое другое. У идей (любых, даже самых несуразных) есть еще одно важное качество: будучи трудно в полном объеме осознаваемы и понимаемы (по замыслу автора идеи), они, тем не менее, стимулируют, активизируют работу собственной головы (хотя бы у части внимающих идее) человека воспринимающего. Мотивируя его к каким-либо действиям, чаще – к словесному оскорблению какого-либо автора идеи. Потому как если и случается полное согласие с иными «идеологами», то только в редчайших случаях. Гораздо чаще возникают желание набить автору «морду лица». Но даже и такое «восприятие идеи» включает работу собственного сознания, активизируют волевые импульсы и мотивирует в ряде случаев к активной деятельности. Вроде написания своей версии желательного прочтения чужой вздорной (по мысли читающего) идеи. На еще более утилитарном уровне любая активизация собственной умственной деятельности неизбежно сопряжена с затратами энергии человека. А это рождает стремление ее восполнить. Обычно – путем приема вкусной и калорийной пищи. Хотя бы в образе бутерброда, если и не с красной икрой, то хотя бы с докторской колбаской. В любом варианте реализуется не очень одобряемая ситуация: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Хуже или лучше от этого человеку, да и человечеству как таковому, - неведомо доподлинно. Но ситуация подмечена верно. Точнее, мыслить человек начинает в другом, привычном направлении: где, как, что можно обрести, накопить для себя. И кого, как, по какому поводу возможно «кинуть». Без высокого риска болезненного или вовсе сокрушительного возмездия, отмщения. Особенно в ситуациях, когда в «обиженных» могут оказаться чины силовых ведомств, управленческих структур. Или того хуже – структур организованной преступности. Последний вариант особенно опасен: можно из-за мелочи лишиться всего, а то и собственной головы.

            Народ в уголовной среде щепетилен по этой части и обидчив. А чувство собственного достоинства и этика сообщества не позволяет мафиози прощать даже мелкие обиды: уголовная честь ценится здесь выше чужих жизней. Заслуженное уважение «коллег» по ремеслу здесь то же самое, что высокие правительственные награды нормальным людям. А уровень авторитетности здесь практически тот же, что и высшие офицерские или генеральские звания в правоохранительных органах или спецслужбах. Закрытость же организованной преступности от проникновения в ее структуры «чужеродных элементов» сродни закрытости дворянских сословий. Неколебимой основой чему – изустная (и письменная – в протоколах следователей и решениях судов) легендарная история своей жизни. Где главными достойнейшими компонентами – «ходки в зону» на длительные сроки, успешные дерзкие налеты на банки, «мокрухи», впечатляющие «высокодоходные» акции с фальшивыми ценностями или деньгами и др. подобное.

            Традиционными технологиями внедрения идей в «широкие народные массы» были и остаются разного рода трюкачества «творцов идей». Когда на складывающуюся (или уже сложившуюся) ситуацию в социуме натягивается с помощью массированных оплаченных услуг СМИ какая-либо «идеология», которую двигают очередные рыночные «околотронные» кодлы. Изобразить «всенародную поддержку» этому процессу особого труда не составляет – потребны только достаточные финансовые ресурсы. Что обычно заранее рассчитывается и предусматривается в сметах организационных расходов. В целом же ситуация такова: «широким народным массам» идеи не нужны напрочь. Их извечно заботят и ведут только заботы собственного обеспечения. Причем, эти заботы одолевают не всех скопом, сообща, а каждую особь из «широких народных масс» в отдельности. И по отдельному индивидуальному набору таких житейских нужд, пусть и содержащему индивидуальные предпочтения. Тезис о той или иной «идеей, овладевшей массами» начинает интенсивно и широко озвучиваться, когда какой-либо влиятельной правящей кодле (в столице или в регионах) потребно обосновывать то или иное жизненно важное для нее решение. Обычно по поводу дележа (или присвоения) высшей власти или национальных достояний. В особо ответственных и рискованных ситуациях этот извечный подлог протаскивают через сложную и хитроумную схему «всенародного волеизъявления».

            Более-менее верное проявление процесса овладения идеями умами больших масс людей являют только масштабные гражданские войны. Когда люди более-менее самостоятельно решают для себя, за кого идти воевать – за «красных» или за «белых». И надо ли идти воевать.

            Но и здесь невозможно достичь «чистоты опыта»: многие люди принимают для себя такие решения не на основе идейных симпатий, предпочтений, а из соображений, где лучше платят, лучше возможности обретений, сохранения накопленного «непосильными трудами».

            В остальных же традиционных жизненных обстоятельствах практически всякие идеи и их комбинации воспринимаются подавляющим большинством числом населения любого социума как привычный шум городского транспорта за окнами. А разного рода прибаутки – присказки на темы «идей, овладевших массами» - суть только придумки идеологических маркетологов разного рода и вида. Каковым – несть числа в любом обществе с мало-мальски образованным населением. Так и пребудет: торговцы идеями, как и все прочие их собраться по этому ремеслу, всегда активны, настырны, навязчивы. Всегда впереди всех (кроме редких ситуаций, когда случается в каком-либо социуме «охота на ведьм», то есть «инакомыслящих»). Но при первых же признаках опасности эта публика первой и разбегается по разного рода норам. А оставленное ими общество «без идей» продолжает жить обычной жизнью под чьей-то властной десницей. Осеняемой одной или несколькими «великими идеями», являющимися одновременно и не подлежащими нарушению «правилами дорожного движения». Социального, естественно. Подавляющее же большинство носителей разных идей вполне добровольно подряжаются «служить верой и правдой» официально утвержденной и одобренной властью идеологии. Нисколько при этом не сожалея об утраченной свободе мнений и суждений: наиболее «правильна» всегда та идея, которая лучше кормит рати таких «идеологов». Проблема здесь только в том, что у кормила власти всегда не хватает места для всех идеологов по причине их извечной многолюдности. И пребывающие в бескормице идеологи ищут разнообразные иные возможности прокормиться своими «вероучениями». Некоторые из них временами впадают в крайности с рисками для своей головы. Но не оттого, что их услышали «широкие народные массы» и качнулись в их сторону. Задолго до такого  варианта контролирующие сферу идей властвующие чиновники стремятся вовремя (или заранее) санировать идеологическую сферу. И на всякий случай выметают (чаще  вместе с идеологами) и идеологический мусор и стоящий идейный материал. Следуя вековой парадигме чиновничества, озабоченного прежде всего обеспечением собственной безопасности: «лучше перебдеть, чем недобдеть». Кроме того, наиболее ретивые и карьерные идеологические ассенизаторы во имя своих успешных должностных возвышений, не прочь преувеличивать, приукрашивать опасности, проистекающие, по их мнению, зачастую от вполне безобидных умозаключений. Особенно много ненужной (и весьма дорогой) шумной суеты создают хорошо проплачиваемые (почему-либо) идеологические чины, каковые зачастую и придумывали мнимые идеологические опасности и угрозы. Кроме того, в любых ситуациях чиновники не сидят сложа руки – их руководители грузят их своими идеями и замыслами. В точном соответствии с известным и вполне корректным наблюдением за ними: «Чиновники дают работу друг другу». Идеологические чиновники тут впереди всех своих «братьев по классу»: вздорных, пустых, надуманных, воспринимаемыми как «враждебные» идей всегда у них пруд пруди. На любой вкус любого руководящего чина. То есть, чем больше в структуре власти идеологических чинов – тем больше будет угроз и опасностей, с которыми они будут сражаться «не щадя живота своего».

            При полном равнодушии и неучастии «широких народных масс», для которых все эти идеологические непрерывные сражения попросту не существуют. Что ни в малой мере не беспокоит и орды самих идеологических защитников отечеств. Лишь бы им деньги платили, чины им шли и статусные должности сохранялись в возможно большем числе. Для чего в первую очередь всем этим «бойцам идеологического фронта» нужны их коллеги из противостоящего лагеря. Именно об этой ситуации, вероятно, мыслил и русский поэт:

«Подлунный мир устроен так,
Что нам и дорог и полезен
Самой природой данный враг».

            Ситуация эта тем более удобна, что все эти идеологические баталии не сопровождают ни стрельба, ни взрывы снарядов и мин. Ни погибших и изувеченных. Нет потерь и среди всех этих идеологов. Нередко такие идеологические схватки служат даже вполне занимательным развлечением, потешают публику. То есть, вполне справляются с функциями театральной или киношной клоунады. Гарантированной защитой от возможного неожиданного вреда, который способны причинить некоторые наиболее заполошные и агрессивные идеологи (в том числе и пребывание во власти) во все времена являлось обыденное сознание людей (подавляющего большинства из них). Отличительной (одной из главных) особенностей которого является так называемый «здравый смысл». То есть, устойчивая установка реагировать на проявление окружающей реальной действительности. А не на гомон в СМИ, с трибуны разного рода ассамблей, съездов.

            Но несмотря на невостребованность «широкими народными массами» регулярные потребители «идеологической» продукции имеются. Прежде всего, это спецслужбы и чиновники государственных структур, занятых (профессионально) изучением и анализом всякой, в том числе мусорной, идеологической продукции. Но результаты такого анализа вовсе не те, на которые рассчитывают сами идеологи. Эта работа имеет результатом то, что редкие удачные, полезные идеи отбираются для попыток их делового использования. А выявленные бесспорно опасные идеи становятся на разные манеры (нередко – вместе с их авторами) гонимыми, изводимыми.

            Несколько удачливее бывают творцы идей, которые их генерируют с  учетом заранее внимательно изученных настроений «широких народных масс», предрасположенности к устремлениям к интересным для них целям.

            Еще успешнее это дело идет у тех «идейных», кто сумел взгромоздиться на достаточно высокие (лучше – на самые высшие) уровни госвласти. Такие «идеологи» могут  свои идеи понудить включить в учебные программы школ, вузов, создать (и финансировать) деятельность для продвижения своих идей в «широкие народные массы», устойчивые политические партии, общественные организации. Куда всегда устремляется многочисленное (в большинстве – безыдейное и почти бессовестное) племя честолюбцев, видя для себя в этом реальные возможности выстраивания успешной карьеры. Один из самых впечатляющих исторических примеров тому – стремительное становление и рост популярности нацистской партии у немцев времен зарождения гитлеризма. Не останавливали даже чинимые нацистами зверства в европейских странах и потом в период второй мировой войны. Которую приуготовили и развязали тоже немецкие нацисты. И немецкий народ массово валил в эту партию. А чуть позже – элиты оккупированных немцами европейских стран. Главнейшей мотивацией всех этих орд новоявленных нацистов была вполне обоснованная надежда на личный впечатляющий успех. Вне зависимости от того, что им бы пришлось исполнять по «велению партии»: хоть изничтожать в концлагерях евреев или другие «неполноценные» народы. В истории подобное бывало не раз: сначала определяется цель какой-либо уже доминирующей господствующей группировки. Цели такие – на один и тот же манер: усилить, сделать монопольным свое доминирование в важнейших сферах жизнедеятельно, в регионах мира. Под цели разрабатываются планы, мобилизуются ресурсы. На эти ресурсы создаются организационные структуры, которые с привлечением профессионалов начинают обретать свое влияние и позиции в органах власти, в спецслужбах, в СМИ. Продвигаемые ими идеи, как правило,  мало соответствуют (а то и вовсе индифферентны) истинным намерениям и целям творцов генеральных сражений. Они чаще всего используются как камуфляж реальных действий разного рода кукловодов, «режиссеров». Не говоря уж о спецслужбах и военных, которые  вообще предпочитают больше помалкивать. Нужды у них в многоговорении нет никакой – орды вещающих на все лады и без них держат население по части информации в гвалте непрерывного птичьего базара. Многим в этом есть какой-то интерес, еще большему числу людей привычно. Как, к примеру, проживающим у моря извечный шум морских волн разной интенсивности. А разного рода идейные приливы-отливы неизбежно затихают, забываются. И на их месте возникают все новые и новые, со столь же повторяющейся невзрачной судьбой.  Силой они почти никогда не становятся – только прикрывают, служат макияжем, камуфляжем разного рода иным, реальным силам. Обычно силам денег, вооружений. То есть, силам разного рода финансовых, политических кодл, которые ими управляют. А образуют такие кодлы от веку и поныне – только люди с самыми приземленными, животными интересами и устремлениями. Каковые в идейном смысле ничего предложить не в состоянии, да это им и не нужно ни в каком виде. А все, что фонтанирует в качестве идей – производится на их средства, по их воле, служат их интересам. В том числе и в качестве надежного и известного камуфляжа их неприглядной сущности.

В итоге: «Кто платит – тот и музыку заказывает». На свой вкус и потребу.

            Устойчивой тенденцией в жизнедеятельности социумов является то обстоятельство, что наличествующие в них определенным (не очень великим) числом искренние носители и сторонники ценных идей, как правило, первыми и гибнут на ранних стадиях борьбы за свой вариант «светлого будущего». Немногих выживших из них позже «доедают» новые управители нового (или радикально преобразованного) социального уклада.  

Июнь 2023 г.