Есть ли хоть какие-то надежды на реализацию цивилизационного проекта?

Геннадий Водолеев

Неоднократно многими известными, в том числе и уважаемыми людьми убедительно разъяснялось, что одной из великих целей демократических преобразований в России является построение гражданского общества. Смысл которого популярно (и вполне корректно) сформулирован в одной из газетных публикаций: «Убрать «вот этих», коррумпированных безразличных к людским нуждам, безответственных. С целью наладить аудит власти. Потому что аудит власти со стороны обычных людей – это и есть гражданское общество…». (Сергей Белановский «Политик отличается от пива.» - «Известия» 18.12.2001г.) Душевное определение.
Очень и очень хотелось бы иметь такое общество. Особенно здесь, в России с ее уникальной, невиданной нигде в мире властью, воплотившей в себя черты неандертальца, уголовника, карточного шулера, циркового иллюзиониста, эстрадного куплетиста и многого подобного.

Есть ли хоть какие-то надежды на реализацию такого цивилизационного проекта? По теории – безусловно «да». По жизни - если очень повезет. Но только пока не в России, где, как говорят знающие люди, судьба постоянно отрабатывает свои самые неблагоприятные сценарии для человеческих сообществ. Всегда – при молчаливом покорном согласии русских людей. Вроде все в стране есть для нормальной жизни: и природные ресурсы отмерены Создателем щедрее, чем многим; и люди не бесталанные. Только за тысячелетия не научились присматривать за властью, попавшись, вероятно, на крючок спорного от веку утверждения: «Несть власти, еще не от Бога!». Оказалось, что эту самую власть нужно было бы стеречь пуще, нежели конвой стережет каторжников на этапах. Иначе она, как это уже не однажды происходило в России, пустит подвластное население на фарш для собственных псов.

С чего бы надо было бы начинать «аудит власти» гражданам России ныне в первую очередь? Здесь сомнений нет никаких – изничтожить тотальную коррупцию, всероссийскую чиновную воровайку, эту раковую опухоль нынешнего режима власти.
Слов нет, самый быстрый и всеохватный «аудит» для нынешней ситуации во власти – всеобщее вооруженное восстание всех дееспособных граждан и последующее перемещение всех должностных лиц среднего и высшего уровня в тюремные камеры (включая и всех бывших с 1991 года). С целью восстановить средствами следствия всю картину совершенных преступлений, последующего возврата украденного и обязательного примерного наказания виновных так, чтобы неповадно было иным прочим в ближайшие поколения. Однако при всей привлекательности этого сценария быстрого и полного решения проблемы, реализовать его без сокрушительных последствий из-за бедственного нынешнего состояния общества не удастся: в разоренной стране любые продразверстки, любые продотряды кроме голодных крыс по деревням и весям ничего не наловят. Даже если всех заключенных в тюрьмы казнокрадов использовать в качестве пищевых добавок для раскрепощенных граждан свободной сверх всякой меры России – долго не продержаться. Так что от этой формы гражданского контроля власти, хотя бы и временно, придется воздержатся.
Использовать же величайшие завоевания рыночных реформ – демократические выборы – для эффективного аудита власти – тоже ничего, кроме очередного сооружения мифа светлых надежд, не вызовет: племя разнокалиберных хищников России вполне преуспело в сохранении себя гарантировано во власти через подкуп лиц в системе подсчета голосов, в скупке голосов многочисленных деградировавших маргиналов общества, в найме профессионалов - пиарщиков и т.п.

Захлебнулась и демократическая атака ряда СМИ на непотребства властвующих: любые опубликованные материалы, уличающие сановников в лихоимстве, казнокрадстве – для них только «роса» в их бесстыжие «буркалы». Так и пребудет в обозримом будущем.
Правоприменители – плоть от плоти нынешней, полностью переродившейся в свою противоположность власти – никак не опора гражданского общества, а только еще одна злая мучительная головная боль. Их кровавые жернова по привычке, бессмысленно перемелют еще не одну сотню тысяч человеческих судеб и жизней, в том числе и тех, кто очень сильно вознамерился проводить ревизию силовых «ведомств» нынешнего «государства».
«Аудит» силовиков хоть в какой-то мере удавалось проводить в мире только с помощью представительных органов власти. В России же, в силу упомянутых выше обстоятельств, подавляющая часть депутатов представляет (и обслуживает!) интересы криминального бизнеса. В силу этого – уязвима во всех отношениях, а потому полностью непригодна для парламентского контроля чего бы то ни было.

В России, где сейчас раскрадывается не менее 2/3 скудного национального дохода от сырьевых отраслей, единственно еще работающих, притом часто хищнически уничтожаемых, финансовый аудит денежной и политической элиты - вопрос именно жизни и смерти нации. Созданная недавно федеральная структура для финансового мониторинга – фарс: и без нее соответствующие контролирующие органы прекрасно знали, кто, сколько украл, куда дел, сколько, где, как продолжает красть. Часто – прямо на глазах у изумленной публики. Знают, но вернуть к нормальному состоянию ситуацию и не могут и не хотят. И само по себе такое желание, без помощи извне, у «силовиков» не появится.

Как же быть в такой ситуации гражданам, нам с вами, чтобы прекратить этот обвальный, ненасытный открытый грабеж? Без боевых кличей: «К оружию граждане!»?
Только в центральных российских газетах 90-х годов были помещены десятки тысяч публикаций, содержащих сведения о воровстве, казнокрадстве всероссийского размаха разнообразных мошенников вкупе с высшими должностными лицами государства. Результат – по дедушке Крылову: «Кот Васька слушает, да ест». Басенный образ, правда, весьма не похож на многоголовую, многочленистую гидру размером с Москву, доедающую уже целый российский этнос.
Какими способами, ресурсами гражданам России урезонить хотя бы ненадолго своих заклятых мошенников, если они и в ус не дуют долгие годы при нескончаемой уничижительной обвальной критике прессы, телевидения – единственного реального действующего в мире механизма аудита элиты со стороны общества?
Логика социальной жизни всегда такова: не могут договориться люди мирным путем – начинается ссора, перебранка. Если нет и здесь результата – драка. В России, кстати, 8/10 всех убийств – бытовые, итог кухонных ссор и драк. Финансово-деловая «элита», напрочь игнорируя недовольство людей своими массовыми непотребствами, неумолимо толкает общество только к кровавой технологии завершения затянувшегося спора. Предупреждения элите звучат во множестве публикаций все чаще: «Демократически настроенные интеллектуалы бьют тревогу, они не устают напоминать, что никогда еще в истории отчуждение основной массы населения от власть имущих до добра не доводило. Приводят как пример агрессивных антиглобалистов и пророчат новые беды, но их почти никто не слышит. Общество потребления живет прибылью сегодняшнего дня…» («Страна пиария», Георгий Ильичев, «Известия» 11.01.2002г.)

Надо ли напоминать, сколько убито уже в России достойных журналистов, пытавшихся с помощью СМИ организовать гражданский контроль хотя бы основных финансовых потоков государства? Вероятно, ни в одной нормальной стране так беспощадно элита не расправляется с людьми, пытающимися добиться только того, что прописано в Конституции и законах. И самое существенное, эти господа еще убьют столько нормальных людей, сколько им захочется во имя сохранения в России истинно господствующей силы – паханов множественных уголовных кодл, заселивших правительственные учреждения, парламенты, партии.
Все попытки докричатся до президентской команды, чтоб привели в порядок правоприменительную орду чиновников, завершились фонтаном разнообразных «реформ», кадровых передвижений, никаким образом не только не приведших к улучшению ни на йоту – но только к увеличению криминального и правоохранительного произвола. Нынешний правящий слой состоялся как таковой благодаря тотальной поддержке криминальных финансово-бюрократических кланов, является плоть от плоти их. И может функционировать, только обеспечивая и охраняя благоприятные условия существования своей среды обитания – произвол и беззаконие власти и криминального капитала.

Как российское общество в его мыслящей креативной части сможет прорваться в эту отлично защищенную цитадель всероссийского безнаказанного властного шабаша – уму пока непостижимо.
Одни пытаются залучить сюда современных варягов – американцев с НАТО. Другие на деньги Сороса, Гусинского и иже с ними формируют общественно-политическое объединение для захвата власти через демократические выборы, скупают СМИ для промывания заскорузлых мозгов российского обывателя, но опять с той же конечной целью – шире открыть ворота для иноземного присутствия, еще большего воцарения либерально-демократических ценностей.. В упор не желая видеть того состоявшегося факта, что это присутствие имеет место быть в полный рост в самой экономически удобной и многократно примененной в мировой практике форме: через коррумпированную насквозь криминальную власть аборигенов, неподконтрольную никаким институтам гражданского общества. Любой российский сановник – казнокрад, хранящий свои миллионные обретения за рубежом – легко управляемая, послушная марионетка в руках зарубежных спецслужб страны пребывания его собственности и капитала. В России эта надежнейшая схема управления политической и экономической элитами налажена на все сто. Польский вариант захвата Кремля в яви – здесь совершенно не нужен, вреден, опасен. Кроме того – неэффективен, дорог, чреват последующей мощнейшей консолидации сил на борьбу со зримыми оккупантами. Выстроенное же через коррупционеров и компрадоров управление Россией позволяет вывозить сырье, любые материалы в хищнических размерах по бросовым ценам – чего никогда в стране не было ранее за всю ее историю (кроме короткой оккупации части территории немцами в 1941-44гг.). А весь народный гнев всегда можно канализовать на местную элиту, представителей которой во власти можно менять сколько угодно долго, сохраняя для себя режим оптимального управления.

Третьи требуют укрепить репрессивную практику государственного аппарата, особенно его контролирующей части. В упор не видя того жестокого факта, что главные хищничествующие в России как раз это государство и составляют, и любые новые полномочия мгновенно используются ими только для еще более впечатляющего казнокрадства и воровства. Остро необходимый же путь укрепления государства есть только один: организация жесточайшего спроса с должностных лиц не только за злоупотребление властью (что само собой, главное), но и за плохую работу, наступившие ущербы. Конечно, для этого придется будущим руководителям российского государства самым решительным образом привести в работоспособное состояние все правоприменительные структуры и заставить их работать по осмысленным государственным приоритетам. Но чтобы чиновное племя опять не возомнило себя единственными господами жизни, понадобится действенный гражданский контроль. Контуры одного из его механизмов достаточно ясно очерчены в законопроекте, подготовленном учеными юрфака Санкт-Петербургского университета: из представителей парламентских партий в столице и субъектах федерации создаются комиссии, имеющие по закону право отстранять от должности скомпрометировавшего себя чиновника любого ведомства, включая правоохранительные. Возникни подобный институт гражданского общества – кардинально изменилась бы ситуация во власти в кратчайшие сроки. Осталось лишь прорубиться с этим законопроектом сквозь дремучие заросли депутатов-лоббистов криминального капитала и таких же сенаторов. Утвердив же этот институт, далее его уже было бы возможно развивать, приспосабливая к иным функциям гражданского контроля.
Однако, вздымая ввысь знамя борьбы за гражданское общество, не следует терять способность трезво оценивать ситуацию, чтобы очередной раз не попасться на старый трюк с троянским конем. Понятно, что в любом обществе политически активно только небольшое меньшинство, составляющее в некоторой своей части истинную интеллектуальную элиту, теснящую, критикующую по мере сил власть придержащих, поставляющую весь спектр вождей оппозиции. В том числе и таких, кто мгновенно отбрасывает всякую свою оппозиционность при получении приличной синекуры. Посему следует помнить, что для множеств политически активных, но до поры не пристроенных искателей теплых, доходных мест и любая форма гражданского контроля – только средство достроить личную карьеру. Кроме того, среди политически активных граждан изрядное число малопригодных к любой организационно-управленческой деятельности.

Особая категория – те, кто ныне наполняет на 9/10 всевозможные партии, общественные, международные, экологические и другие структуры, существующие на финансирование, Бог знает каких организаций, неизвестно какие цели преследующих. Как правило, это сборища случайных людей, оказавшихся как-то связанных друг с другом по жизни, воспринимающих программу и цели любого сущего объединения как товарный знак, которым следует по возможности как можно более выгодно воспользоваться. Здесь множество политических мистификаторов, демагогов. Неотъемлемой чертой членов этих образований являются вечные ожесточенные внутренние и внешние межличностные конфликты из-за дележа чего-то имеющего хоть малую цену: доходных должностных мест, пожертвований, бюджетных ассигнований, гуманитарной помощи и т.п. Эти – всегда первыми добегают к любой раздаче из любых рук потому, что принадлежат к повсеместно распространенной категории социальных статистов для любых ситуаций. Совершенно лишенные нравственной ориентации, каких-либо убеждений, они легко переходят из одной партии в противоборствующую, оттуда во власть. Эти тени людей с легкостью каждый раз меняют «убеждения» только по одному постоянному критерию – кормежка в новом месте должна быть обязательно лучше.

Эта реально только и существующая в России «политически активная» биомасса - продукт нашего затянувшегося безвременья не только не способна создать хоть какое-то подобие гражданского общества, но и реально представляет самую настоящую опасность для любых его изначальных форм. Ибо, набегая в места создания чего-то полезного, как саранча все съедает дотла, разнося потом на сувениры по колышку любое сооружение, которое удалось возвести. И пока, похоже, так и пребудет: невостребованная нигде, эта неприкаянная публика ведома только природным инстинктом потребления. Ибо время, когда в человеке взращивается гражданин со всеми необходимыми хотя бы минимально свойствами, для этих людей безвозвратно ушло. До осмысления своего человеческого изначального предназначения – не поднялись. Из такого материала предполагаемое гражданское общество не создать никогда.
Посему перед «архитекторами» нового социума, похоже, рисуется иной путь: сосредоточится исключительно на создании индустрии изготовления пригодной «элементной базы» грядущего общества совершенно иного качества. Безусловно, главный объект усилий – молодежь. Причем, вся молодежь, включая, к примеру, и «скинхэдов». Ибо, множась и развиваясь произвольно, уже только эта категория в состоянии подвигнуть политический режим в сторону репрессивно-милитаристкого, а отнюдь не гражданского общества. По своей главной сути отличие действительно гражданского общества от всякого иного – в наличии реальной возможности и навыков у разумных, достойных людей поставить на место любую зарвавшуюся «ветвь» власти, властную структуру (включая, прежде всего - право охранителей), отдельно взятых вельможных особ.

Добиться такого состояния социума ох как непросто. Для начала, к примеру, необходимо было бы обоснованно намертво убедить людей на всю их жизнь в справедливости и крайней необходимости соблюдения простых вроде бы банальностей:
1 Никакой титул, никакой чин сам по себе не заслуживает уважения. В нормальном гражданском обществе категорически противопоказано испытывать перед ним априори любое чувство уважения, преклонения.
2 Всякое должностное лицо – по преимуществу потенциальный вор, казнокрад, которого опасно оставлять без надзора, действенного правоохранительного контроля.
3 Всякий излишне раскошествующуй – несостоявшийся, ущербный субъект социальных отношений, опасный для общества.
4 Наличие в обществе большего числа нищих, наркоманов, бездомных, беспризорных, проституток - точный диагноз того, что политически властная элита – паразитическая, хищническая, неразумная, чужая для нации, подлежащая обязательному изведению.
5 Применение законов всегда происходит в пользу богатых, именитых. Нельзя полагаться, рассчитывать на справедливое применение законов, воспринимать правоохранителей как достаточную гарантию справедливости.
6 Публичные превознесения богатых, властных никогда не имеют ничего общего с их реальными качествами. Степень превознесения зависит только от размера оплаты, предоставляемых благ тем, кто слагает гимны в их честь. Обилие славословий – симптом глубокого расстройства здоровья социума.
7 Ортодоксальных револлюционнеров воспринимать, числить среди опасных людей общества – через них всегда действуют враги рода человеческого. Их можно терпеть, но не следовать им.
8 Угодники, прислужники – опора самых алчных, агрессивных, ненасытных особей из числа паразитической элиты, подлежащих обязательному всяческому угнетению и изничтожению как массовое социальное явление.
9 Нельзя полагаться на обещания властвующих – делать следует все что нужно и можно самому.
Приступать к любому способу селекции любой составляющей социума иного качества следует, конечно, трезво оценивая свойства человеческого материала нынешнего общества.

В России сейчас вымирающий «совок» мощно теснит иная генерация массового типа, вызывающая отдельными своими свойствами оторопь: «Итак, портрет. На голове у него шлем виртуальной реальности, в голове непрерывно работающий СD-плеер, в сердце мечта о поцелуе Мадонны и миллионе долларов, в правой руке газета «Спидинфо», в левой журнал «Мир развлечений». Он слушает радио с утра до вечера и если что читает детективы и любовные романы. И он горд собой и своей новой, восхитительной свободой – свободой не существования в мнимом мире, созданном для него заботливыми политиками, миллиардерами и менеджерами шоу-бизнеса…» (Алексей Поликовский, «Идущие вместо», «Новая газета» 5-8 июля 2001 года).
Если такой «социальный элемент» грядущего российского общества возобладает (а все к тому!) – спаси Господи Россию от такого гражданского общества. И тем более, если оно будет иметь возможность реального аудита власти. Из такого человеческого материала, сосредоточенного на удовольствиях разнообразного потребления, никакого гражданского общества в желаемом варианте не получить ни при каких обстоятельствах. И вся наша общественная активность, подкрепленная ныне даже правительственными политтехнологами, суть только очередная, ловко подсунутая умным людям погремушка, вроде строительства «светлого коммунистического будущего».
Далее, попытки строительства дееспособного гражданского общества в России неминуемо войдут в непримиримое противоречие с набирающими мощь мировыми процессами жестокого противоборства цивилизаций, глобализации управления миром под эгидой США.

Центру новой мировой силы совершенно не нужны протектораты, где граждане в состоянии эффективно влиять на собственную политическую и финансовую власть. Ибо уверенно управлять из мирового центра можно только коррупционированной, продажной периферийной элитой. Чтоб никакое местное, провинциальное «гражданское общество» не путалось под ногами.
Это уже непременная стратегия мировых центров силы, надежно укрытая интенсивной пропагандистской и некоторой финансовой поддержкой (фонд Сороса, к примеру) движений, лидеров, «борющихся» за истинно демократически общечеловеческие ценности.
В так называемых «открытых обществах», которые считаются почти высшими формами, проявления гражданского общества, возникает масса тяжелейших проблем. Прежде всего, тихая, но настоящая межэтническая демографическая война выходцев неевропейской цивилизации, все более численно возрастающих во всех странах «цивилизованного мира», и живущих и управляемых не по законам государствах пребывания, а на основе обычного неписаного права своего этноса. Что дает неоспоримое преимущество – как, к примеру, любой организованной преступной группе – в конкурентной борьбе с государствообразующим этносом, не структурированному в подобные неформально сплоченные, непроницаемые группы.
Самый трудноисполнимый «аудит власти» - финансовой, зависающей, довлеющей в западной цивилизации над всякой политической и административной. События последних месяцев прошлого года убедительно показали, что гражданский контроль финансов даже в образцово-показательной стране США – миф, дутый пузырь, демонстративно лопнувший после краха ряда крупнейших компаний, мошенничавших с активами на многие десятки и сотни миллиардов долларов: «А ведь проверяли… Аудитор мирового класса. Практически покрывал пройдох. Убаюкивал сказками Андерсена… Учили уму-разуму других. Нас, кстати, тоже. Разъясняли: нет лучше, чище, прозрачнее американских компаний.» (Александр Лившиц, «Энрония», Известия, 26.06.2002г.).

Историческая практика показала, что любой контроль за мошенниками в составе правящих элит, если это не гестапо, - совершенно неэффективен. В обществе, где критически мало людей совестливых, где отсутствует контроль за отбором во власть людей именно достойных – никакие институты гражданского контроля не работают.
В нынешнем российском обществе, где дотла разрушены все социальные технологии взращивание популяции людей с совестью, где люди достойные просто истребляются, в том числе безработицей, элементарным голодом, нет никаких надежд на материализацию мифа гражданского общества. Ибо дефицит совестливых во власти будет только усилен отсутствием таковых в институтах гражданского контроля.
Так что скорее всего нашему обществу гарантирована своего рода долгая ядерная зима, в которую смогут выжить только те, кто отогреет друг друга теплом своих душ. И научат этому всех, кто будет населять страну потом.
Устремляясь к сотворению в России гражданского общества, следует иметь ввиду и те силы, которым эта конструкция не нужна, или даже противопоказана. И у которых достаточно средств, возможностей, полномочий, чтобы пресечь предпринимаемые в этом направлении усилия, либо дискредитировать их.
Прежде всего, упорядочение властных отношений в обществе категорически не нужно всем ныне процветающим бизнесменам, финансистам, крупным собственникам, состоявшимся и существующим благодаря криминальным связям с коррумпированным чиновничеством на всех его уровнях. Саму борьбу с коррупцией они воспринимают как опасную угрозу своему существованию. И если разговоры в СМИ они воспринимают еще спокойно, то любые практические попытки кого-либо из высших должностных лиц государства наладить нормальную работу хотя бы правоохранителей в борьбе с должностными правонарушениями сразу же вызывают активное противодействие, включают процессы удаления таких инициативных вельмож из аппарата власти любыми доступными способами и средствами. Необходимые же для этого способы и средства у них присутствуют в наибольшем и наилучшем виде.
Неоднократно декларированная заинтересованность российской власти создать в стране гражданское общество, проведенные даже в Санкт-Петербурге и Москве несколько «форумов» с участием видных политиков, ученых, политтехнологов. (тема не уходит со страниц газет) дальше изготовления протоколов о благих намерениях никогда не уйдет. Ибо инициаторы во многом и лукавят, и умалчивают, и не понимают реалий нашей действительности.
В самом общем виде эти реалии, описанные во многом выше, кратко выглядят таковыми: некому строить, не по чему строить – нет проекта, не на что строить, не из чего строить (вместо кирпича – только сырая глина и песок)1. И главное – не дадут строить те, кому это не нужно. А это – вся нынешняя политическая, финансовая и бизнес элита, все «силовики», вся пропитая и наркотизированная публика и те, кто ее обеспечивает пойлом. Но несусветная суета вокруг проблемы в качестве фрагмента создаваемого повсеместно в России бутафорского Диснейленда рыночной, цивилизованной якобы страны – вполне годится. По крайней мере еще одна декорация для сокрытия вселенского хищничества. Да и неплохие дополнительные поводы что-то оттяпать, украсть из средств, выделяемых государством и «спонсорами». Действо развивается по известному афоризму: «Важен не результат, а процесс!». В эпоху массового увлечения населения жевательной резинкой – получите дорогие господа - граждане еще один вид информационной пустышки. И жуйте до посинения.

Пока же миф о Гражданском обществе интенсивно эксплуатируется властью, ее интеллектуальной обслугой, ее политической оппозицией, мир человеческих сообществ стремительно меняется, опровергая самые, казалось бы, убедительные прогнозы специалистов:
«В 1997 году Лестер Туроу предсказал, что капитализму, попавшему в ловушку опережающего развития интеллектуального развития отраслей и глобализации, предстоит пережить серьезную метаморфозу. Победители в игре неизвестны» («Конец футурологии», Андрей Колесников «Известия» 11.12.2001г.)
В каком обличии выберется цивилизованный мир из собственной плавильной печи и выберется ли вообще – вопрос! Но российским архитекторам нового гражданского общества сейчас не до этих мелочей – не привыкать строить песчаные замки в полосе прибоя. Главное - участие в процессе.
Хотя гражданский контроль политической элиты со стороны мыслящей совестливой интеллигенции России нужен как воздух. Пусть бы для того, чтобы попытаться хотя бы остановить выморочные деградационные процессы нации, генерируемые непрестанно всей нынешней властвующей «элитой».
К сожалению, в России, где население антагонистически разделено на открыто попирающие законы, неправедно и безмерно обогащающиеся разнообразные «элиты» и остальных людей, если только военные не внесут необходимых «поправок» в ситуацию, возможен, видимо, теперь только один-единственный вариант «аудита власти» состороны гражданского общества – гражданская война.