Дерево жизни в лесу судеб

 

            Как и садовую яблоню человека должен кто-то прорастить из семечка, укрепить в почве сада, охранять и обихаживать, пока яблоня достаточно не окрепнет и не начнет плодоносить. Правда, плодоносят и садовые деревья по-разному. Здесь работает один из существенных принципов воспроизводства: «От худого семени не жди доброго пламени».

            К числу определяющих судьбу человека обстоятельств относятся условия его жизни, прежде всего характер эпохи, в которой пребывает общество. Столь же определяющими являются статус семьи, особенности и уровень образованности родителей.

            Так, люди севера и юга различны во многом и по сложению, и по мировосприятию и по манерам жизнедействования. Дети образованных, статусных родителей и развиты лучше своих сверстников от родителей из «широких народных масс» и распределены на несопоставимо более выгодные, благоприятные стартовые жизненные позиции. С которых и начинают свое судьбостроительство.

            По манерам жить, обустраиваться в жизни люди делятся (достаточно приблизительно) на несколько разновеликих групп.

            Наиболее многочисленную составляют выходцы из малооборазованных, низкостатусных социальных групп. Каковым свойственно особенно не заморачиваться по поводу своей предстоящей судьбы. В лучшем случае иные из них мечтают повторить жизненный успех своих кумиров: футболистов, хоккеистов, автогонщиков. Или популярных эстрадных певцов и танцоров. А свои судьбоносные устремления выпестовывают в душе под воздействием возрастных природных желаний. Изначальные – в молодости – в соответствии с «основным инстинктом». После определения в этом устремлении (обычно созданием молодой семьи) другие судьбоносные решения принимаются в соответствии со складывающимися жизненными обстоятельствами. В первую очередь, в соответствии с природными условиями среды обитания. Далее – в соответствии с обстоятельствами, проистекающими из социального уклада: воюет ли, голодает ли, болеет ли основная масса населения своего общества. Или пребывает в относительной сытости и довольстве, развиваясь и временами веселясь.

            Иными словами, вверяя свою судьбу, в основном, внешним воздействиям, двигаясь по воле жизненных ветрил. Что во многих случаях складывается в целом в весьма содержательную и интересную жизнь, пусть и похожую на другие, чужие судьбы.

            Случаются для социумов и периоды неблагоприятные, а то и вовсе тяжелые. Каковые, в свою очередь, наносят неизгладимый отпечаток на судьбы целых поколений, которым выпало жить в это худое время. Таким периодом, к примеру, для населения СССР стали военные и послевоенные годы ВОВ. Следует только заметить, что для многих такие принудительные периоды жизни становятся и наиболее интересными и значительными этапами судьбы. Как о том и в пословице: «Не было счастья, да несчастье помогло».

            Правда, не всем это оборачивается таким манером. Что подвигает иных вполне обоснованно сетовать, винить свою судьбину. Как о том у именитого поэта:

            «О судьба! Ты насилие во всем порождаешь сама.

Беспределен твой гнет, как тебя породившая тьма.

Счастье даришь ты подлым, о горе сердцам благородным.

Или ты неспособна к добру? Иль сошла ты с ума?».

Есть, однако, и так называемые «баловни судьбы», родившиеся с «золотой ложкой во рту».

Подавляющее большинство тех, кто родился и живет в нынешней России, к таковым не отнесешь.

В основе нашего нынешнего безрадостного состояния то обстоятельство, которое возникло как следствие смены прогнившей высшей правящей номенклатуры КПСС на еще более худшую – сброд разного рода особей с качествами воров, грабителей, гешефтмахеров. Который хлынул в новые структуры власти России после демонтажа советского строя руками партийных же правительственных ренегатов СССР в конце 90-х. И закрепился там намертво, как бетонный раствор, залитый в опалубку. С чем ныне и живем с ясной перспективой иметь эту генерацию у власти и в обозримом будущем. Со всеми сопутствующими последствиями. Деваться некуда и новым волнам молодых разумных русских, вливающимся в самостоятельную жизнь, которым придется жизнедействовать в сложившихся реальных условиях. Сколь бы нерадостны, недоброжелательны они ни были. Наиболее нетерпеливые из них в стремлениях обрести скорый успех, срываются за рубежи. Скольким из них удается словить удачу – доподлинно неведомо, но отдельные такие примеры в наличии  в достатке. Неведомо и то, в какой мере такие успехи в чужой стране, в чужой культуре приемлемы для души. А это критически важный жизненный параметр, несоблюдение которого может обесцвечивать, коверкать, уродовать содержание и внешне вполне благополучной жизни. Любой иностранец просто не в состоянии в достаточной мере адаптироваться к культуре, которая его не формировала. Чужестранные варианты однозначно лучше только для тех, кто бежит от суда и следствия с перспективой последующего долгого поселения в тюрьму у себя на родине.

Есть, конечно, замечательные примеры и полного соединения с миром другой культуры. Прежде всего – это дети эмигрантов, родившиеся и выросшие в иной культуре. Одним из таких выдающихся примеров является судьба и творчество Булата Окуджавы. Только человек полностью русской души мог написать и положить на музыку пронизительно проникающий в сердце русского человека романс:

«Когда нету сил пересилить беду,

Когда наступает отчаянье,

Я в синий троллейбус вскочу на ходу.

Последний, случайный…».

И не только создать, но и самому исполнить с потрясающим душу искренним чувством.

Начинать же планировать и конструировать свою судьбу с надеждой на постепенное везение и удачи, конечно, приятно. Но неправильно изначально. Особенно в ситуации, когда ни у родителей, ни у самого человека нет в достатке ресурсов своего жизнеобеспечения. Особенно это строго, насущно необходимо для воюющей армии: оружие, боеприпасы ей нужны как воздух. Но в дело идут они эпизодически. А вот кормить бойцов надо постоянно, регулярно: «Война войной, а обед по расписанию».

Ощутимая постоянная нехватка ресурсов регулярного жизнеобеспечения создает устойчивый непреодолимый без ухищрений и усилий, угнетающий фон, настрои жизнедеятельности подавляющего большинства «дорогих россиян», принадлежащих сословию «широких народных масс».

В этих условиях и суждено заниматься обустройством собственной судьбы нынешнему и последующим поколениям молодых. Которым надеяться на серьезную поддержку родительскими статусными связями и впечатляющей семейной собственностью невозможно: бедность основной массы российского населения неизбывна на всем обозримом будущем. Четкое понимание этого обстоятельства – одна из важнейших составляющих правильной собственной мировоззренческой установок уже на жизненном старте.

Второй важной составляющей здесь является освобождение своей головы и души от неизбежной в ранней юности остатков веры и надежды на сплошь благополучное, удачное стечение жизненных обстоятельств, гарантирующее только успехи и победы. Эта мировоззренческая ловушка обычно усугубляется еще и интуитивной надеждой, что все будет слагаться удачно само собой, бессознательной, упорной и все более правильной работы по формированию благоприятной среды для выстраивания своей успешной карьеры. В среде интеллигенции направляют (и всячески помогают практически) эти усилия родители. Выходцам же из «широких народных масс» рассчитывать на это не приходится. Хорошо, если родители помогают материально получить надлежащее профессиональное  образование, закончить высшее учебное заведение. При этом полезно помнить, что документ о получении высшего образования (не суть важно какой профессиональной направленности) – серьезный ресурс уже сам по себе, вне зависимости от того, чем придется заниматься для своего жизнеобеспечения. Без сертификата об имеющемся высшем образовании невозможно сделать ни серьезную политическую, ни административную карьеру.

В нынешней рыночной России серьезнейшим (а то и вовсе неодолимым) препятствием к этому является непомерно высокая плата за обучение в вузе (в СССР это было полностью бесплатным при лучшем качестве обучения). Для молодых и честолюбивых, но намертво лишенных необходимых для этого материальных средств, есть, возможно, не самый лучший путь получить-таки высшее образование – поступить в высшее учебное заведение, готовящее кадры для вооруженных сил и органов министерства внутренних дел. Где по-прежнему обучение бесплатно, но работать и жить придется часто в захолустных провинциях – по распределению. Это – неизбежная, но вполне приемлемая цена для безродных, лишенных всяческой поддержки. Тем более, что жизненные обстоятельства предоставляют практически каждому такому социальному одиночке время от времени кое-какие благоприятные возможности. Важно только их вовремя заметить и не упустить. Еще лучше – самому стараться сформировать для себя такие возможности. Лучше всего для этого совершенствовать (и успешно применять в работе) свои профессиональные умения: умные, инициативные, дельные работники всегда бывают замечены и востребованы. Но так бывает хоть и часто, но далеко не всегда: очень многие честолюбивые, но бесталанные и не особо трудолюбивые, без колебаний пользуются чужими успехами, выдавая их за свои. Активно при этом пытаясь еще и подняться на этом в карьере. То, что это работает – свидетельствует множество статусных малопродуктивных руководителей на разных иерархических уровнях структур власти и управления.

Не следует так же задерживать в своем воображении благостные картины невесть откуда свалившихся на вас жизненных успехов – чтоб не привыкнуть к этому наркотику. Полезно для этого помнить известное изречение мудрого человека: «В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигает ее вершин, кто, не зная усталости, непрерывно карабкается по ее каменистым тропам».

В жизни все обстоит более жестко еще и потому, что даже за малозначительные обретения приходится постоянно вступать в конкурентные схватки. Принимающие в иных случаях весьма серьезный характер.

При этом важно следовать еще одному существенному правилу: о самых своих серьезных жизненных планах и намерениях не выбалтывать никому. Желающих помочь обычно не бывает (если кого-то об этом не просить особо и желательно на возмездной основе). А вот  помешать (из зависти, вредности, по привычке) стараются многие.  Или перехватить чужую удачную идею и обойти ее автора на повороте. Особенно в нынешних условиях в стране, где почти все пребывают в скудости и лишениях

Сейчас (вполне обоснованно) подавляющее число молодежи видят свою жизненную реализацию и какие-либо  успехи в сфере информационных технологий. Бесспорно, всесторонняя компьютерная грамотность – фактор ныне абсолютно необходимый. Но уже недостаточный для оптимального определения в жизни. Для более основательного, уверенного жизнеустройства ко всему этому лучше всего служит подкреплением получение высшего образования в наиболее привлекательной для человека профессиональной деятельности. Без чего просто сколько угодно всесторонняя компьютерная грамотность не в состоянии поднять статус человека выше средневекового подмастерья. Даже в ситуациях, когда в наличии статусные семейно-дружеские связи.

Ко всему этому обязательно следует уже обретенные  профессиональные знания и навыки постоянно пополнять новыми доступными массивами информации. Что ныне не требует больших трат времени на поиски новых знаний – интернет предоставляет обширные возможности любому нуждающемуся  в повышении своей профессиональной подготовки. Можно, естественно, обойтись и без таких затрат своего времени и сил, но тогда такому человеку уготована роль социального аутсайдера. Избежать этой участи удается только тому, кто бежит вместе со всеми, пусть и далеко не в первых рядах.

Жизнедеятельность будет еще устойчиво успешнее у того, кто постоянно расширяет свой кругозор не только новой профессиональной информацией, но и постоянно интересуется новыми возникающими социальными «трендами». Включая такие далекие от его профессиональной деятельности сферы, как политика, экономическая преступность, здравоохранение и др. Где могут возникать процессы, которые окажут радикальное воздействие на многие иные виды занятий. И лучше стараться таким образом упредить грядущие пинки и подзатыльники судьбы. Чтобы раньше времени не сойти с жизненной дистанции, погрузившись от нежданных невзгод,  к  примеру, в пьянство или что-нибудь похуже.

Надлежит так же сохранять предельную настороженность к разного рода благостным деловым предложениям сладкоголосых зазывал, помня, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Особенно в нынешние времена, когда  население становится все больше, а сыра в пересчете на душу населения – все меньше и меньше. Самую большую трудность в этом представляет вечно живущая в душе человека детская тяга (и вера в легкую доступность) к даровым сладостям, которыми балуют своих детей их родные и близкие. У тех, у кого эта склонность остается устойчивой и в зрелые годы, судьбы обычно непривлекательна, бедна обретениями.

Еще одну постоянную трудность для поддержания своей высокой трудоспособности составляет неистребимое до конца жизни желание человека следовать инстинкту толпы: куда все, туда и я. Такая манера помогает поддерживать высокий уровень коммуникабельности и душевного спокойствия. Но практически значимых жизненных успехов почти никогда не приносит, только бросовые траты времени своей жизни. Как о том в известной пословице: «Мужицкое счастье что невод: тащишь – надулось, а вытащишь - пусто». Особенно горьким такой исход бывает в ситуации когда забрасывать невод жизни по новой уже возможности не осталось.

Для поддержания благоприятных для собственной жизнедеятельности условий бывает весьма полезно, по возможности, не перегружая себя, помогать друзьям-товарищам. Но соблюдать при этом и осторожность: всегда рядом есть те, кто стремится въехать на чужом горбу в рай. Таких не составляет особого труда определить, а определившись – отдалять от себя. С соблюдением, естественно, внешнего «дружеского расположения» к такой особи: без постоянной дармовой подкормки такие любители халявы обычно своевременно сами отходят в сторону. Пусть и с чувством досады, но не глубокой  обиды, подвигающей их к желанию как-то отомстить. Или просто насолить чем-либо.

Работа над развитием своего сознания, мировоззрения всегда требует непрерывных душевных, волевых усилий над собой. И хочется порой устроить себе каникулы, продолжительный отдых. Чего следует постоянно опасаться и глушить такие настроения в себе в момент из зарождения – решительно и жестко. Иначе гарантирован нерадостный жизненный финал, который живописал русский поэт:

«И крест, ниспосланный мне свыше мудрой волей,

Как воину хоругвь дается в бранном поле,

Бездумно и грешно, чтобы вольней идти.

Снимая с слабых плеч бросал я на пути.

Но догонял меня крест ношею суровой.

Вновь тяготел на мне и глубже язвой новой

Насильно он в меня врастал.

В борьбе слепой не с внутренним врагом, я бился

Не с собой. Но промысел обойти пытался разум шаткий,

Но помысел обойти хотел я, чтоб украдкой

На жизнь мне выбиться из-под его руки.

И новый путь пробить, призванью вопреки.

Но счастья тень поймать не впрок пошли усилья,

А избранных плодов несчастья не вкусил я.

И видя дней своих редеющую нить.

Теперь, что ближе я ко гробу подвигаюсь.

Я только сознаю, что разучился жить.

А умирать не научаюсь».

К сожалению (а может и без него) следует констатировать, что молодых, передающих свое судьбообразование преимущественно на волю внешних обстоятельств, едва ли не большинство. Прежде всего – среди выходцев из низкостатусных,  невысоко образованных «широких народных масс», где интеллект, знания особо не ценятся (кроме узкопрофессиональных, позволяющих больше зарабатывать). Что, естественно, не только не помогает, но и изрядно затрудняет стремление молодых к обретению знаний, повышению уровня своего образования. А посему здесь молодому человеку надлежит это устремление поддерживать в себе наперекор, вопреки атмосфере равнодушия окружающих и родни.

Более того, твердо встав на магистраль получения достойного образования, надлежит изначально осознавать, что процесс этот имеет свой срок только в формальных видах обучения. В целом же этот процесс непрерывен на протяжении всей жизни человека, о чем и в известной пословице: «Век живи – век учись!». Противники такого варианта частенько с сарказмом добавляют: «а помрешь дураком». Но преимущества жизни не на стороне таких.

По жизни именно интеллект, много знания спасают и большинство престарелых людей от старческого маразма, деменции. Хорошее образование, расширяющее кругозор, лучше всех других способов и средств (вроде сверхосторожности, стремления уклоняться от рисков и т.п.) помогает человеку сделать свою жизнь наиболее безопасной. По понятной причине: хорошо образованный человек видит поле своей жизнедеятельности дальше и шире, учитывает и отслеживает большее количество важнейших параметров состояния окружающей среды. И часто в состоянии предвидеть и учитывать наиболее вероятное развитие важнейших процессов и событий.

Еще одним важнейшим жизненным обстоятельством (нередко – критически важным), которое надлежит научиться постоянно осмысливать и примерять на себя, остается на все времена то, что в любом социуме обязательно присутствуют силы, агрессивно стремящиеся «употребить» молодежь в своих своекорыстных (часто  - и вовсе гнусных) целях.

Особенно преуспевает здесь криминальная среда: ребят вовлечь в организованные структуры вымогателей, налетчиков, воров, девчонок – в качестве самых дорогих (для клиентов) проституток. Наиболее регулярными, устойчивыми и в целом вполне доброкачественными «пользователями» молодежи остаются военные, правоохранители и спецслужбы. Профессиональная деятельность которых открывает разумным молодым людям без статусных родственников достаточно неплохие жизненные перспективы (в сравнении с другими вариантами). Карьера военного наиболее устойчива, обеспечена, хотя и однообразна. Да еще и может протекать (для безродных – в большинстве случаев) в дальних гарнизонах, в захолустьях. Наиболее благоприятные жизненные перспективы могут быть у тех, кого стремятся  заполучить спецслужбы: сфера их действия – преимущественно структуры власти и управления, распределения, финансы. То есть, наиболее престижные и «чистые». Но останавливают они свои выборы далеко не на каждом. Что же касаемо других «выборщиков», проявляющих инициативу и рисующий достойные перспективы, то здесь надо держать ухо востро. Особенно, если «зазывалы» из сферы торговли и услуг. Здесь действительно и прибытки гарантированы неплохие, часто впечатляющие. Но они почти всегда сопряжены (о чем «вербовщики» обычно умалчивают) с самыми высокими рисками получить изрядный тюремный срок. Наиболее высока такая вероятность именно для молодых- по причине их ненасытности, неосторожности и ненапуганности. В отличии от своих старших коллег, особенно уже прошедших через кабинеты следователей и тюремные коридоры.

Особенно «убедительны» для нетерпеливых молодых рыночная вакханалия в России, где все ломятся в предпринимательство жанра «купи-перепродай-продай». И где молодые воочию зрят разного рода преуспевших на этих поприщах.

Несколько отрезвляет молодые головы нынешняя рыночная разруха, когда в пустыню превратились целые поля ранее выгодного, процветающего торгово-обслуживающего предпринимательства. По-прежнему активны только сферы мошенничества, казнокрадства и мздоимства. Но туда молодому не войти просто  так. Ситуация обнажила устойчивый спрос на высококвалифицированных рабочих и инженеров. Эти категории сохраняется такой спрос всегда и везде. Но чтобы во     йти в эту  категорию устройство востребованных прежде всего нужно качественное общее и профессиональное образование. На что и надлежит ориентироваться молодым, делающим свой первичный, изначальный жизненный выбор. При этом не следует особо досадовать, что реальных шансов поступить и закончить какой-либо статусный, популярный вуз: для многих профессий, видов деятельности для карьерного роста значение имеет прежде всего сам факт наличия высшего образования. Какой вуз был закончен – значения практического почти не имеет (кроме театрального – лицедеи бывают востребованы в редчайших случаях, как это случилось в нынешней Украине, где профессионального шута и балагура американцы поставили главой государства). Для молодых выходцев из нестатусных социальных групп чаще всего нет возможности выбора и рода будущей профессии и учебного заведения. Приходится браться за ту работу, что только и есть в наличии. Но это – не пожизненный приговор: всегда есть или время от времени появляются более подходящие варианты. Следует только быть для этого внимательным и постоянно осматривать поле своей меняющейся жизнедеятельности: «Ищите и обрящите». При этом не следует упускать из поля своего внимания и возникающие возможности для карьерного роста и по занимаемой в настоящем времени должности.

Изначально полезно помнить и о том, что за работой каждого и его поведением на службе следят и его руководители, и коллеги по работе. И составляют свое суждение и о его профессиональной ценности (иногда - пригодности) и о его взаимодействиях с сослуживцами. Негативные суждения на этот счет оборачиваются блокированием карьерных возможностей. И, что еще неприятнее, недружелюбием сослуживцев, избегающих оказывать помощь и не мешающих (по крайней мере) происходить служебным неприятностям. Здесь лучше всего оптимальную «линию поведения» предписывает одна из христианских истин: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Или хотя бы не вредите людям и не злорадствуйте по поводу неудач у иных Окружающие подмечают все в вашем поведении: и хорошее, и плохое. И не забывают, а при случае и припомнят. Что, естественно, чинит только дополнительные помехи и трудности к тем, что обычно неизбежны и так у каждого. Особых усилий и затрат такое поведение не требует. Если, конечно, собственная природа не устроена так, что чужие несчастья, неудачи вас откровенно радуют. Такое встречается не часто среди людей, но встречается. Как, к примеру, урожденное косоглазие, заикание или иное отклонение от нормального сложения. Чаще всего такого рода «аномалии» наследуются по линии родственников – ближних и дальних. В соответствии с известной народной премудростью: «От худого семени не жди доброго племени». Тут уже ничего не поделаешь – с этим приходится жить:

«Того не приобресть, что сердцем не дано.

Рок злобный к нам уныло злобен.

Одну печаль, уныние одно

            Унылый чувствовать способен».

Жизнедеятельность человека возможна и наиболее успешна только в разного рода профессиональных группах, из которых состоят социумы и способны к впечатляющим эволюциям. В просторечии эта истина немудрена на первый взгляд: «Один и у каши пропал!».

Поэтому неизбежно придется и каждому «новобранцу» жизни присоединяться к различным группам «единомышленников». Начинается все с присоединения к какой-либо дворовой или уличной команде. В приблатненном изложении уличного фольклора это звучит убедительно:

«… Заяц свистнул – кодла привалиилась,

Набили льву и зад и рыло.

Мораль сей басни таковая,

Что заяц с кодлой не боится льва».

В таком традиционном действе тоже важно не ошибиться: не попасть, прежде всего, в «коллектив», где вам будет отведена роль мальчика на побегушках. Но и нежелательно стать самому лидером такой группы – эта роль неизбежно сопрежена с изрядными сопутствующими  тратами собственных сил и ресурсов во имя поддержания своего «авторитета». Взаимодействие той или иной дружественной «кодлой» оправдано, если оно помогает обустраиваться в своей профессиональной среде. И не бросает тени на собственную репутацию. С учетом и фактора времени, памятуя истину: «Старые грехи имеют длинные тени».

Лучше всего поддерживать эпизодические взаимополезные взаимодействия с друзьями, избегая при этом длительных досужих отношений. И не одалживаясь помощью друзей там, где в состоянии вполне справиться сам, памятуя: «Долг платежом красен». То есть, и в дружбе переборы с опорой на ресурсы друзей нежелательны. Видя такую манеру дружить, народ будет отодвигаться и уходить от отношений. Здесь, кстати, полезно припоминать рекомендацию седой старины: «То, что люди сделали тебе хорошего – помни, то, что ты сделал им хорошего - забудь». Окружающие это неосознанно  учитывают. Подобная манера выстраивания отношений с окружающими – не только из религиозных соображений, а только из рациональности и экономии в расходовании своих сил и времени жизни. Взяв себе такие меры предусмотрительности за жизненные правила, выработав устойчивую привычку пользоваться своей головой до того, а не после событий и поступков, молодому человеку уже можно действовать и вполне самостоятельно. Думая, мечтая не о впечатляющих и скорых успехах, а прежде всего о том, чтобы не наплодить ошибок, которые вполне можно избежать, пребывая просто в здравом уме. Только тогда обычно и реализуется мудрое житейское умозаключение: «Разумного судьба ведет, неразумного - тащит».

Почти все остальное в судьбостроительстве будет зависеть от характера складывающихся внешних обстоятельств. Каковые в нынешней России и крайне неблагоприятны, и, похоже, очень надолго. Что, однако, никак не отменяет целесообразность рекомендации наращивать свое профессиональное умение, развивать интеллект, который уверенно и обоснованно относят к необходимым и базовым «затратам будущих периодов». В том числе и за пределами земной жизни человека: «Давно умершие люди, глубоко в прошлом произошедшие ситуации или переставшие существовать предметы нередко проявляются в нашей реальности. Например, на фотопленке. Прошлое словно стремится всеми возможными способами не просто напомнить о себе, но уверить живущих, что оно существует в некотором информационном поле или параллельных мирах». («Мир призраков реален». «Неделя» №2, 10-16 января 2022г.).

Ну а в реальной жизни для малообразованного или вовсе невежественного человека почти все, что происходит за пределами его повседневного биологического существования – неожиданность. В большинстве случаев – малоприятная. У людей хорошо образованных предвидение грядущих событий (ближайших и отдаленных) – обязательная составляющая его каждодневной осмысленной деятельности. Позволяющая уверенно избегать даже неочевидных для обедненного сознания препятствий, неприятностей. О чем – и в «народной мудрости»: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». И не только горы-горки, но и ямы ловушки. О чем в свое время печалился поэт:

«Ловушки, ямы на моему пути.

Из Бог расставил и велел идти.

И все предвидел, и меня оставил.

И судит тот, кто хотел спасти».

Но горькие сетования поэта этим не ограничились:

«В мир пришел я, но не было небо встревожено.

Умер я, но сиянье светил не умножено.

И никто не сказал, для чего я рожден.

И зачем второпях моя жизнь уничтожена».

            Но неясность в одном из главных вопросов, который многие разумные люди задают себе, нисколько не ослабляют истовые стремления каждого из нас стремиться себя всячески обезопасить, получше обустроить, побольше поиметь благ, испытать побольше удовольствий и накопить состояний.

            Создатель позаботился, чтобы человек был так увлечен и перегружен разного рода собственными влечениями, страстями, желаниями, что ему будет не до мировоззренческих недоумений, непоняток. Которые, в отличие от тех же физиологических забав, никакого удовлетворения, удовольствия не доставляют. Так что, если и есть среди людей желающие этим себя занимать, то их совсем немного и значения для окружающих они не имеют практически никакого. Как в свое время отмечал известный мыслитель, каждому человеку, прежде чем заниматься искусствами, науками, надо своевременно  и постоянно есть, пить, обуваться, одеваться, поддерживать в потребном состоянии свое жилище. Исключение составляют только подростки, глубокие инвалиды и старики, иные полностью недееспособные, о которых есть кому заботиться.

            Важнейшими составляющими судьбы практически любого здорового человека остаются создание и пожизненное обустройство семьи, детей. Столь же важны «конструирование» собственной служебной, научной, творческой карьеры. Все другие существенные компоненты судьбы человека, как правило, формируются внешними силами и обстоятельствами, главенство которых для человеческой судьбы бесспорно: «Обстоятельства сильнее нас». У поэта это тоже отмечено:

«Мяч брошенный не скажет «нет» и «да».

Игрок метнул – стремглав летит туда.

И нас не спросят, в мир возьмут и бросят.

Решает небо каждого - куда».

            От судьбы обычно ждут (и опасаются) прежде всего непредвиденных неприятностей (иное – только в детстве, отрочестве и ранней юности). Что  повсеместно и повседневно подтверждается жизнью почти каждого.

            Однако наиболее обуреваемые желаниями поиметь себе безмерно много разного рода приятности, удач, счастья упорно заняты от веку поисками таких возможностей. В числе которых наипервейшие – собственное здоровье и долголетие (хотя бы близко к долголетию крокодилов в пару-тройку сотен лет). Не обращая пока внимания на такие досадные «мелочи», как высокая вероятность новой мировой войны с применением ядерного или бактериологического оружия. Или столкновения Земли с крупным метеоритом, или чего иного подобного. Помогает в этом только  совершенно эфемерная надежда на «авось». Ну а случись такое – любое долголетие вместе с блестящей карьерой одномоментно – коту под хвост.

            При этом подавляющее большинство живущих совершенно не обращают внимания на разъяснения священных книг о том, что посмертная жизнь души достойного человека лучше и срока не имеет. Разумеется в том случае, если за прижизненное паскудства его душа не оправляется прямиком в ад. И тоже насовсем. То есть люди и в этом вопросе следуют одному из главных житейских умозаключений: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

            Надежд, что что-то здесь в мироощущении большинства людей изменится, почти никаких. Хотя у немалого числа живущих и происходят перемены (и весьма радикальные) в миропонимании, но случается это обычно на исходе жизни. А потому практическая польза с того – нулевая в такой ситуации.

            Но беспокойство по этому поводу во многих человеческих душах пребывает:

«Что там, за занавеской тьмы?

В гаданиях запутались умы.

Когда же с треском рухнет занавеска,

Увидим все, как заблуждались мы».

            А посему множества людей своим жизненным руководящим принципом считают простое, понятное и казалось бы вполне очевидное для не обременяющих себя разного рода мудрствованиями: «Живи здесь и сейчас».

            Так и действуют, придавая образу своей жизни нечто схожее с вполне целесообразным поведением высших животных, озабоченных прежде всего извечным поиском пропитания, безопасности и продлением своего рода. Поле для жизнедеятельности в решении этих проблем обширное, способов и приемов выживания – великое множество. Заняться пожизненно на полной отдаче сил есть чем насущным, интересным и захватывающим. Без оглядки на возможное посмертное воздаяние за прижизненное негодяйства и паскудства. Возможно в этом есть скрытый смысл: если бы не бесшабашные гуляки и ненасытные и жестокие рыночно-банковские стяжатели, хапуги, жизнь в социумах могла бы походить во всем на очень благопристойную и достаточно скучную в образцовой монашеской обители. И чтобы тогда делали все наши знаменитые и содержательные писатели, поэты и драматурги? А без них – читающие мирные обыватели? И погруженные с головой в кинозрелища теле- и кинозрители?   А так все обстоит иначе и это не огорчает большинство живущих:

«Добро и зло враждуют – мир в огне.

А что же Небо? Небо в стороне.

Проклятия и яростные гимны

Не долетают к синей вышине».

Однако, насмотревшись прижизненно этой постоянно варьирующейся, изменчивой свистопляски, мало кто начинает понимать и смысл и назначение своей жизни. И в таком состояния недоумения уходят в «мир иной»:

«Вначале жизнь мне дали, не спросясь.

Потом невязка в чувствах началась.

Теперь же гонят вон. Уйду, согласен.

Но замысел не ясен: где же связь?».

Мощный природный инстинкт жизни неотступно побуждает каждого человека  стремиться как можно лучше обустроить свою жизнь, обеспечить благоприятные перспективы своей судьбы. Как бы при этом не складывались худо условия этой жизни. У людей малообразованных это получается хуже, воплощается в незначительные бытовые жизненные успехи. У хорошо образованных все получается успешнее, с впечатляющими нередко результатами (хотя случаются и  драматическими финалами).

И те, и другие, осведомленные о том, что постоянно наличествует угроза ядерной мировой войны, в расчет эту угрозу, занимаясь своим судьбостроительством, обычно не принимают.

Это и двигает цивилизацию. По другому и не будет: если бы люди полной мерой воспринимали такие роковые опасности, то не выращивались бы сады, не строились корабли, дома, города. А небольшое по численности поголовье людей носили бы преимущественно одежды из шкур животных. Хотя существенные потери от реальных угроз имеют место быть, иногда, как в случаях мировых войн – впечатляющие, чудовищные. Но после все отстраивается, восстанавливается и, как правило в иных, лучших вариантах. Что дало повод ряду мыслителей сделать достаточно обоснованное  заключение, что войны – двигатель прогресса. Равно как и многие другие  несчастья: «Не было счастья, да несчастье помогло». Или: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Потому как человеческая психика, сознание «вооружены» природой человека могучим спасительным средством от подавления его мышления, воли – непобедимой надеждой, живущей почти в каждом сердце: «Авось пронесет». Что во множестве ситуаций действительно и случается. Как об этом и у русского поэта:

«Едем бором, темными лесами.

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину.

И темным-темно в той новой чаще,

Где опять скрывается дорога,

И враждебен мой ямщик молчащий,

И надежда в сердце лишь на Бога,

Да на бег коней нетерпеливый,

Да на этот нежный и певучий

Колокольчик, плачущий тоскливо,

Что на свете все «авось да случай».   

Фактор «авось да случай» в разные времена для разных социумов имеет разные обличья и силу. Но он всегда есть и часто доминирует и над разумом и волей практически каждого.

Но полагаться лишь на это, оставив свои осознанные, упорные усилия в своем судьбостроении – обречь себя на роль безнадежного аутсайдера в любом социуме. Каковые изрядным числом имеются в каждом обществе, выполняя самые непочетные, неинтересные и низкооплачиваемые функции. Особняком от них стоят те, кто не обладает статусами, но, имея к этому самые серьезные предпосылки, совершенно не стремится стать VIPом в любом его образе: люди высокодуховные, высоконравственные. Большинство из которых – люди глубоко религиозные. Знающие неколебимо, что земная жизнь – только временное поприще и довольно местами грязное, а то и вовсе поганое. И следует всячески проявлять осторожность, чтобы не испачкаться хотя бы в чужой крови. Это требует внимания, осторожности и определенных усилий, но это людям разумным, духовным, как правило, вполне удается. Есть (в большем числе) и другая категория – те, кто хотел бы быть «чистым и пушистым», но не хватает им стремления и сил быть аскетами в этой жизни. Этот переходный тип мечется всю жизнь между грехом (но не из перечня смертных) и покаянием за грех. У этой категории есть и идейное обоснование такой их манеры действовать: «Не согрешишь – не покаешься. Не покаешься – не спасешься». Что из того получается – определить доподлинно в судьбе каждого не получится: люди в большинстве стараются впадать в свой грех скрытно, анонимно. Хотя и им ведомо, что окружающих обмануть можно. Бога – нет. Но полагаются все-таки при этом на милость божию, впадая (достаточно регулярно) в излюбленные манеры греховной жизни. Руководствуясь при этом нехитрым приятным жизненным правилом: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Безусловно и очевидно всегда успешнее в жизни те, кто руководствовался рекомендацией (осознанно или интуитивно) русского поэта:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не позволяй ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Душа рабыня и царица,

Душа работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!».

И если удача не очень сопутствовала кому-то из следовавших такому императиву в этой жизни, то, возможно, за ее пределами душе такого человека будет воздано. Думающие в этом убеждены.

Геннадий Водолеев
март 2023