Человек разумный

           Обычно по здравому суждению разумным является всякий, способный достаточно удовлетворительно заботиться о своих нуждах, интересах. Вне зависимости от того, насколько такая заботливость  правомерна, приемлема для окружающих. Тем более, что разного рода негодяйствующие своими способностями соображать пользуются значительно активнее людей добропорядочных по понятным причинам. Различия наличествуют и у разумности разных людей. Но в определенных пределах: и дурак умного не разумеет, и умный дурака не поймет. А потому люди поумнее стараются держаться от особей небольшого ума подальше: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Между этими двумя категориями людей разумных, доля которых обычно в социумах не особо велика, располагаются большинство остального населения, аттестуемого обыденным сознанием как люди «себе на уме». То есть, вполне способные справляться со своими жизненными проблемами собственным разумением. Но обычно только собственными, а не чужими.

            Разумных этой категории характеризуют такие качества, как невысокая конфликтность, сравнительно высокое законопослушание, терпимое отношение к разного рода жизненным невзгодам. Что способствует устойчивому, длительному (пожизненному) сопряжению людей в социумы со своими иерархиями, структурами власти и управления, именуемыми в своей совокупности государством.

            Не все социализируемые человеческие особи разумны в потребном качестве. Но в интересах всего социума такие «уклонисты», девианты обычно приводятся в их жизнедеятельности к приемлемым нормам силой власти, правоохранительных, карающих органов. Действующих по отношению к закононепослушным небезошибочно, а иногда и вовсе чрезмерно жестоко. Но надежнее всего (и результативнее) работает осуждающее отношение окружающих. Прежде всего, в семье, в трудовом коллективе, а то и в общественном транспорте.

            В целом же разумная деятельность разумных людей содержит устойчивые во времени и пространствах компоненты. Главным среди которых является собственное жизнеобеспечение и обеспечение уже созданной семьи. Равно как и хлопоты по обучению и обустройству подрастающих детей, разрешению их нарастающих и усложняющихся жизненных проблем.

            Следующим наиболее значимым наполнением разумной жизни являются пожизненные устремления к повышению своего социального статуса. Прежде всего карьерные. Затем творческие усилия: получение все более высоких чинов, служебных, научных, иных чтимых званий, статусных отличий. Сопровождаемых все более (в случаях успешного продвижения по карьерным ступеням) по возможности качественным и изобильным ублажением желаний своей натуры. Что, естественно, порождает устойчивые зависимости, которые к старости (для тех, кто до нее доживает) становится все труднее удовлетворять. По вполне понятным причинам: ублажать все более бесполезных социально старых людей – убыточная статья расходов по всем ее компонентам. Но, чаще всего, вынужденная, а потому – особо тягостная. Однако, далеко не всегда.

            Генерация стареющих, наличествующая в каждом социуме в несколько различных количествах (уровень культуры, генетика этносов и т.п.), особых проблем обычно не создает. Но есть весьма важное обстоятельство в этом: пребывающие в почтенном возрасте в заметных количествах пополняют высшие уровни политической и административной власти. Кроме того, они заметно наличествуют и весьма авторитарны в науке, литературе, искусстве, в профессорско-преподавательском составе университетов. В этих важнейших ролях они обладают не только профессиональными знаниями, но и богатейшим жизненным опытом, навыками. А потому их влияние на жизнь человеческих сообществ зачастую является решающим. И Слава Богу! Хуже тем социумам, где этого нет и верховодят молодые и сверхэнергичные. И тогда реализуется стародавняя вековая истина: «Несчастлив народ, у которого слишком активные правители!». Обычно – из молодых и честолюбивых.

Но неприметно этот процесс начинают сопровождать все более крепнущие тревоги (и заботы по их избытию), возникающие из-за болезненных отклонение в стареющем теле. Постепенно переходящие в основные, главные, хотя смысла уже в этом все меньше: проку от стариков только убывает. Равно как и способности здраво мыслить и действовать. Этот неизбежный для каждого  жизненный цикл людей мыслящих понуждает обычно к тревогам. О чем печалился и поэт:

«Сначала жизнь мне дали не спросясь.
Потом неувязка в чувствах началась.
Теперь же гонят вон. Уйду, согласен.
Но замысел не ясен: где же связь?».

            У некоторых это недоумение становится навязчивым, протекает весьма болезненно. Гарантированы от этого только глубоко религиозные люди. Да еще разве что разного рода наркозависимые, прежде всего пристрастившиеся к алкоголю. Несколько по иному полнится жизнь той категории разумных, что от природы наделены выдающимися умственными или творческими способностями. Сказать однозначно, что они счастливее по жизни иных прочих оснований особых нет у многих их способности уводят на пути страданий, опасных борений с собой, с недоброжелателями, завистниками, соперниками, конкурентами. Но это не умалаяет (а то и вовсе повышает) оценок содержания их жизни. А многим дает обильный интересный  материал для мемуаристики в периоды долгих старческих досугов тех, у кого сохранилась способность трезво мыслить. И такие старые особи встречаются по сию пору. Отчего получается и некоторая польза – кое-что можно у них почерпнуть и использовать в разного рода учебной литературе.

            Уже только по этому критерию распоряжением своей разумностью люди в социумах устойчиво группируются по разным категориям. Большинство из разумного населения обычно не стремится после школьного обучения и получения одной их массовых профессий повышать свой образовательный уровень. И сосредотачиваются (уже пожизненно) на своем жизнеобеспечении работой по избранной профессии. И так – до пенсии, а потом и до погоста. Каковой гарантированно  предназначен всем. Попутно украшая течение жизни рыбалками, охотами или еще чем-то подобным. Эта социальная категория для социумов является базовой: и по производству жизненных благ, и по потреблению, и по воспроизводству народонаселения, и по нагрузке на правоохранительные органы, и по оборонному потенциалу.

            Другую базовую группу составляют разумные, устремительные по своим природным склонностям к обретению более высокой образованности, статусности. Эти стараются обрести высшее образование и занимаются пожизненно повышением своего образовательного уровня по своим устойчивым внутренним потребностям, интересам к новизне. Большая часть лиц этой категории наполняет структуры власти и управления социумом, пополняет профессорско-преподавательский состав, офицерский корпус армии и правоохранительных органов и спецслужб. Одаренные творческими способностями определяются в профессиональные художники, музыканты, актеры. Самые беспринципные, не особенно травмированные культурой или бессовестные этой категории пополняют сферы торговли, финансов, СМИ, общественное питание. В связи с тем, что разумность такого рода никак не связана с совестливостью, управленческий корпус социумов стабильно и повально поражен использованием своего служебного положения в личных (а не государственных только, как о том эта публика постоянно балаболит) интересах. И столь же устойчиво предрасположен к коррупции любого свойства и размаха.

            Болезненно честолюбивые, своекорыстные без меры и насыщения прутся (и устойчиво прорываются) в политическую элиту. Где прочно сплетаются интересами и практикой с генерацией преуспевших финансистов, богатейших особей. Или попадают под жесткое, устойчивое негласное управление так называемого «глубинного государства». Которое, скорее всего, являет собой скрытую мозаику разного рода кодл  из особей этого уровня. Умственно особо одаренные, наделенные способностью мыслить полнят ряды (весьма немногочисленными) ученых, писателей, философов. Чья деятельность малоприметна, а положительное ее влияние проявляется медленно, на исторически значимых отрезках времени. И уже редко бывает связана с именем ее творцов.

            Такие разумные за этим не гонятся (или делают это в меру) – большинству из них достаточно для внутреннего удовлетворения самой возможности заниматься любимым видом творческой деятельности. Но не все и здесь приносит только удовлетворение: пытливый ум наиболее разумных одолевают и многие неразрешимые проблемы. Прежде всего – мировоззренческого характера. О чем в свое время печалился и известный поэт:

«В мир пришел я, но не было небо встревожено.
Умер я, но сияние светил не умножено.
И никто не сказал, для чего я рожден.
И зачем второпях моя жизнь уничтожена».

            Предположений с вариантами ответов на этот вековой вопрос достаточно. Но бесспорных, полностью доказанных пока нет. Да и особой-то нужды в этом нет: даровано тебе жить – живи и радуйся! Ну а если уж совсем достала тема – изучай (а то и просто прими) какое-либо из вероучений. Хотя и это ясности в ситуацию не внесет. О чем предупредил и другой поэт:

«Что там, за  плотной занавеской тьмы?
В гаданиях запутались умы.
Когда же с треском рухнет занавеска,
Увидим все, как заблуждались мы».

            Непостижимость уму человеческому этой тайны особой печали не оставила: окружающий человека мир (равно как и мир внутри самого человека) переполнен неясностями и непонятностями. Одной больше, одной меньше – ситуации не меняет никак. Остается только прежнее утешение: «Живи – и радуйся». Для чего придумали достаточно много «убедительных» аргументов, вроде и такого:

«В учености ни смысла, ни границ.
Откроет больше тайны взмах ресниц.
Пей. Книга жизни кончится печалью.
Укрась вином мелькание страниц».

            Есть и много других рекомендаций на сей счет: «Сколько людей – столько и мнений».

            Особо печалиться по этому поводу даже у людей пытливого ума не приходится: жесткие, неотвратимые житейские нужды властно программируют поведение человека во все дни его существования. В точном соответствии с поэтическим наблюдением:

«В мире есть царь
Этот царь беспощаден
Голод названье ему».

            И действительно, у этого царя особо не забалуешь с разного рода досужими устремлениями, мнениями. Разве что урывками, между не сильно обильными обедами и ужинами. Если при этом еще посиделки с друзьями этому не помешают.

            Наиболее трезво мыслящие из этой категории сосредотачиваются на образовании своих детей, ведомые надеждой, что им удастся продвинуться в определенном смысле своей жизни дальше, понять ситуацию глубже своих родителей. Процесс этот, хоть и слабо выраженный, кое-какие результаты дает, но, как правило, уже во внуках и правнуках. Если, конечно, их родители продолжат усилия своих дедушек сеять «разумное, доброе, вечное» в головенках своих детей. То есть, в исходы на нивах просвещения бывают, но урожаи устойчивыми и достаточными случаются только изредка. Что делает духовно-нравственную эволюцию человеческой цивилизации малоприметной, неравномерной. А срывы в деградацию более приметными. Часто по известной присказке: «Шаг вперед – и два назад».

            Кроме того, особо одаренные умники чаще других обречены на «одиночество в толпе»: они окружающим или малопонятны, или подавляют своей ученостью и умствованиями. А еще чаще – раздражают, порождая нередко желание треснуть по их умной головенке. Ну а разного рода «предводители дворянства» достаточно регулярно занимаются отбраковкой таких заумных выродков из своей среды. Для чего у них всегда есть под рукой какая-либо модель «дубинки для слишком умных». А поводов для ее употребления находится всегда достаточно, вроде: «Ты что умнее всех других?». Что от веку гарантирует устойчивое пребывание человечества на примерно одном и том же весьма невысоком духовно-нравственном уровне. Но это мало кого тревожит, а уж тем более – расстраивает: свободная от умников среда привычная, приемлемая, другой и не надо.

            У людей с высоким уровнем образования обычно принято просчитывать различные варианты своей судьбы и с учетом своего состояния здоровья, и с учетом вероятных жизненных обстоятельств будущих периодов жизни. Сравнивать жизненные условия в своей стране и в других странах. Что нередко подвигает иных искать более благоприятные жизненные условия за рубежами. И при явных преимуществах своей будущей жизни за рубежом становиться мигрантами. Как это и принято от веку: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Лучше ему лично, его будущей семье. Ностальгия по оставленному отечеству приходит к иным позже, после многих лет, прожитых вне родины, в зрелом возрасте, когда кардинально меняются внутренние ценностные установки самого человека.

            И постепенно уходят из жизни родственники, многие друзья. Нарастает одиночество. Каковое не грозит только тем, у кого взрослые дети нарожали достаточно внуков. Но доля таких людей в преклонном возрасте – не особо велика. Другой части остается другой вариант дожития. Который для многих образованных людей предпочтительней, потому что оставляет широкие (и долгие) возможности осмысливать свое прошлое, прожитое и пережитое. И процесс этот весьма интересен, содержателен и для многих полезен. О чем размышлял и что ценил и русский поэт:

«Пусть ветреный октябрь осенней дышит стужей.
Пусть сеет мелкий дождь или порою град
В окошки звякает, рябит и пенит лужи,
Пусть сосны темные, качаяся, шумят.
И даже без борьбы, покорно, незаметно,
Сдает угрюмый день, больной и бесприветный,
Природу грустную ночной холодной мгле, —
Я одиночества не знаю на земле.
Забившись на диван, сижу; воспоминанья
Встают передо мной; слагаются из них
В волшебном очерке чудесные созданья.
И люди движутся, и глубже каждый миг
Я вижу души их, достоинства их мерю.
И так уж, наконец, в присутствие их верю,
Что даже кажется, их видит черный кот,
Который, поместясь на стол, под образами,
Подымет морду вдруг и желтыми глазами
По темной комнате, мурлыча, поведет...».

            Людям невежественным, либо подверженным пристрастиями к спиртному такое состояние несвойственно. Их мировосприятие определяется сиюминутными картинками окружающего их мира и складывающимися жизненными обстоятельствами сменяющих друг друга минут, часов, дней. Что по-своему тоже делает их жизнь вполне содержательной: «Каждому - свое».

            К тому же поддерживать такой интерес не составляет почти никакого труда, не требует усилий, сосредоточенности: окружающая жизнь всегда многообразно переменчива. Кроме, естественно, ситуаций, когда человек пребывает а камере-одиночке, или прикован к больничной койке. Для всех других категорий здоровое и здравое сознание помогает видеть окружающий их мир объемно, реально. А людям творческим сохраняет способность вполне продуктивно (нередко – наиболее успешно) заниматься привычным делом.

            Человек хорошо образованный, кроме всего прочего, осознает и то грустное обстоятельство, что с возрастом приходит определенное угасание его сознания: «Умный человек к старости глупеет, дурак - совершенствуется».

            И не просто осознает, но и старается примирить себя с этим:

«Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, —
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;
Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор.
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор».

            Кому-то удается такими приемами регулировать свои старческие астенические чувства. Кому-то не очень. Но социумам от этого уже большого вреда обычно не бывает: разрушительной силы у стариков уже нет. Разве что только способность досаждать мелкими неприятностями своим близким. С чем те вынужденно мирятся, помня то хорошее, что было сделано их престарелыми родителями.

            Для людей религиозных истерические переживания старых людей менее свойственны. При всех беспокойствах и тягостных чувствах приближающейся кончины, они больше сосредоточены на надеждах, что их прижизненное вполне приемлемое поведение обернется для их душ за пределами их жизни чем-то хотя бы привлекательным. Лучшим, чем уготовано людям беспутным, недостойным. Как о том предупреждают вероучения и что, скорее всего, именно так и будет: «По делам их».

            По-своему совершенствуется в свой разумности и криминальный мир. Но с асоциальными целями и следствиями для государства и общества. И это во многом вполне удается, позволяя мыслителям делать горестные умозаключения самого серьезного порядка: «Мир во зле лежит и люди возлюбили зло паче благостными». Но дело здесь не только и не столько в способностях падшего ангела уродовать чистые человеческие души, сколько в предрасположенности этих самых человеческих душ к своему совращению. Что «запрограммировано» в них по замыслу их сотворителя. И воровство, прелюбодейства, лихоимства, убийства устойчиво и массово воспроизводятся в жизнедеятельности поколений по внутренним устремлениям людей, а не по наущениям, как иные выражаются, «воинства сатаны».

            О чем  несколько иронично высказался в свое время и поэт:

«Я у вина – как ива у ручья:
Поит мой корень пенная струя.
Так бог судил, о чем-нибудь он думал?
И брось я пить, его подвел бы я?».

            Разница между людьми весьма разумными, хорошо образованными и разумными среднего уровня, среди иного прочего, и в том, что люди первой категории осознают негативные последствия для себя от своего чревоугодия и приверженности к возлияниям. И многие из них в состоянии регулировать нормы потребляемых ими сомнительных благ. А некоторые – даже полностью отказаться от них. Что и определяет их состояние в старости, делая его менее тягостным или чреватым болезнями. О чем ехидный комментарий тех, у кого таких сил не оказалось: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!». И не только более-менее здоровым, но и проживет дольше.

            Как правило, если не помешают обстоятельства вроде войн, революций, какой-либо из кар небесных.

            Но само по себе увеличение продолжительности своей жизни не всегда оборачивается благом. О чем опять печалился поэт:

«Вот чем я Промыслом на старость награждён,
Вот в чём явил свою премудрость он и благость:
Он жизнь мою продлил, чтоб жизнь была мне в тягость,
Чтоб проклял я тот день, в который был рождён».

            Немало людей, которые вносят радикальные коррективы в сроки своих жизней: в мире устойчиво велико число случаев суицидов. Пусть и по разным поводам, хотя определенный «классический» их набор известен и почти не меняется в смене поколений.

            Но и в этом трагическом выборе всегда в основе мучительно обдуманное, осознанное собственное решение. Так сказать, последний акт разумной деятельности человека. Пусть и с полностью негативным результатом для себя. Негативные же результаты для других.

            Зная изначально конфликтную природу человека и составляемых из таких людей социумов, можно с полной уверенностью полагать, что и в будущем человеческий разум массово и полной мерой будет употребляться на разнообразные противоборства, создание острейших конфликтов, в том числе под девизом «борьбы за мир во всем мире». Что нашло отражение и в анекдотической, фольклорной форме: «Мировой войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что останутся одни головешки». Все так и развивается: бороться за мир продолжают прежде всего наращиванием и увеличением разрушительной мощи вооружений. Да еще укреплением и изобильным финансированием разного рода спецслужб, внешних разведок. Заодно – с увеличением финансирования внутрисоциальных противоборств, конфликтов в социумах потенциальных врагов. Ожидать радикального изменения такой практики оснований, предпосылок нет никаких: военные профессии, профессии шпионов – разведчиков остаются самыми востребованными и высокооплачиваемыми и высокодоходными (в основном - казнокрадствами) во всех странах, на всех континентах. А потому – и самыми привлекательными и желанными для молодых поколений.

            Что позволяет вести для этих служб достаточно тщательный отбор – выбирать «лучших из лучших». Естественно, по критериям выбирающих. А лучшими здесь считаются наиболее здоровые, физически развитые. И, конечно, обладающие достаточными (для профессиональных нужд) умственными способностями. И чтоб, прежде всего, не быть обманутым противником, конкурентом, врагом. И чтоб самому хватало ума обмануть любого оппонента. Руководствуясь «бытовой мудростью»: «Не обманешь – не проживешь». Или: «Обмани ближнего. Иначе он обманет тебя и возрадуется». Потому одна из основных «заповедей» и в среде организованной преступности звучит непререкаемо: «Не верь, не бойся, не прости». Главное здесь – «не верь». Никому, кроме пахана – он начальник, он приказывает, не исполнить это  - приговор самому себе.

            Взаимное обманывание и многовариантно, и многолико: от легкого привирания, незначительного «редактирования» правдивой информации – до всеобъемлющего вранья, сочетающегося с вымыслами того, чего не было. В зависимости от умственных способностей и степени бессовестности. Что и понуждает по сию пору серьезные структуры, нуждающиеся в правдивой информации, прибегать (а то и сплошь практиковать) к «допросам с пристрастием». То есть с применением невыносимых физических страданий или с убедительной демонстрацией угрозы их применения для особей слабовольных и пугливых. Каковых в человеческих сообществах едва ли не подавляющее большинство.

            Угроза реального применения болезненного насилия работает почти всегда безотказно еще и потому, что у многих носителей тайн нет поводов, мотиваций их сохранять, рискуя собственным здоровьем, жизнью, терпя мучительные боли. В этом – тоже одно из «популярных» проявлений человеческой «разумности» в свою пользу. В другую сторону – во вред себе – разумность людей не работает. Кроме редких случаев принятия мучительных решений о самоубийстве. Но и такие решения, как правило,  принимаются после тщательных и безошибочных расчетов и с разумной целью избежать еще больших личных страданий, несчастий. Иного не бывает: мощный природный инстинкт самосохранения подавить в себе можно только весьма убедительными доводами. Прежде всего  - страхом еще большего неизбежного непереносимого и бесконечного страдания. Пожизненного.

            Возможны и ошибочные оценки своих пугающих перспектив, допускаемые прежде всего молодыми вершителями суицидов. Прежде всего по причине неопытности, слабой развитости своего незрелого ума, отсутствия достаточного умения им пользоваться.

            Использование же своих умственных способностей за пределами обеспечения безопасности и комфорта своей жизни свойственно немногим. В основном, ведомым по жизни мотивами иного, не только физиологического свойства. Например, стремлением увековечить свое имя славою творца, создателя, мироустроителя, спасителя Отечества и др. подобного. Все так. Но никакая, сколь угодно выдающаяся разумность не дает ни одному человеку возможности осознать, осмыслить самые существенные «непонятки» любой человеческой жизни. Прежде всего такого свойства, о котором печалился в свое время и поэт:

«Чья рука этот круг вековой разомкнет?
Кто конец и начало у круга найдет?
И никто не открыл еще роду людскому -
Как, откуда, зачем наш приход и уход».

            Хотя суждений, предположений и на эти темы – тьма тьмущая. Человеческих суждений, по человеческим разумениям. У каких-либо инопланетян некоторые ответы, ясности по поводу таких непонятностей, возможно, наличествуют. Но нам от этого не легче.

            И разумным остается только одно: жить и действовать, опираясь по мере наличествующих способностей, на собственное разумение. Ноне отказываясь и от того, чтобы прислушиваться к мнению других разумных, заметные умственные способности которых очевидны окружающим. И при этом по мере сил своего ума стараться предвидеть грозящие опасности, невзгоды, стараться найти и способы их избежать. Но и не переусердствовать при этом.

Июль 2023 г.