Жизненные мотивации

            Не нуждаются в мотивации разве что только те наши действия и устремления, что порождены инстинктами, основными физиологическими потребностями. Да разве что это делать заставляют обстоятельства, вроде необходимости давать показания при допросах у следователя.

            В обобщенном виде мотивации действий людей группируются по сферам жизнедеятельности человека: семейной, служебной, возрастной, социальной «дислокации». Внутри этих локаций мотивации группируются по функциональности, статусности людей. Определяющими так же здесь являются основные психотипы, способности, характеры человека. Но все эти различия в сильнейшей степени меняются при возникновении чрезвычайной ситуации, природных катаклизмах. Каковые могут и не возникнуть для иных поколений, но для некоторых полностью «переформатировать» привычную жизнь. Вроде мировых войн, революций, в которых массово губятся человеческие жизни и судьбы, но которых может и не случиться в смене длинного ряда поколений.

            Наиболее стабильно воспроизводятся в социумах мотивации возрастов, различных полов.

            В детствах-отрочествах действия мотивируются во многом желаниями  получать удовольствие от любимых лакомств, игр, подарков.

            В ранней и поздней юности молодежь устремляется к ранним половым чувствам. Старается развить в себе какие-то природные дарования, чтобы больше значить во мнении окружающих. Мотивации поступков этого возраста в большей их части определяются успешным завершением школьного обучения. В эту же пору действия и устремления людей мотивируются выбором будущей основной профессии, в пределах которой предполагаются строить служебную карьеру и обеспечивать свое существование.

            Люди со способностями, получив качественное профессиональное образование, подготовку, устремляются  к достижению выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности. А вместе с этим  - обретение ученых степеней, званий, чинов. Те же, у кого с этим не заладилось (то есть у большинства), увлечены поиском (обычно методом проб и ошибок) наиболее прибыльных для себя профессиональных поприщ. Нередко выбирая (молодая бравада и незнание житейских опасностей) для себя весьма рискованные поприща, где платят больше и репутация которых выше. Многие действия и устремления этого возраста мотивированы и стремлениями сравняться или в чем-то превзойти своих сверстников в учебе, спорте, служебных успехах, обретениях и т.п. Нередко такие мотивации становятся безраздельно доминирующими в жизнедеятельности человека, по крайней мере на достаточно длительные периоды его жизни. Как правило, люди этой категории и добиваются сравнительно высоких жизненных результатов, пополняя разнородные элиты социумов. Обычно – вполне заслужено. Но, конечно же, далеко не всем устремленным это удается: на многих поприщах достаточно  велики риски и для карьеры и для судьбы, а то и для жизни. Чаще всего это связано с злоупотреблениями алкоголем, неосторожностью, излишней жадностью. А еще чаще –  отсутствием надлежащего профессионального опыта и самонадеянностью. Или с чередой банальных невезений, неблагоприятных случайностей, в которых обычно принято винить свою не очень счастливую судьбу, вмешательство недоброжелательных «потусторонних сил».

В периоды расцвета жизненных сил, наивысших способностей уверенности в себе руководить своими устремлениями, усилиями доминирующие жизненные мотивации устремлены, как правило, к достижению самых амбициозных жизненных целей. Весьма часто превышающие способности, возможности человека. Что через годы неудач, несбывшихся надежд и планов подвигают людей прийти к нерадостному для себя умозаключению:

«…Я клятвы дал
Но дал из выше сил».

            А до такого момента наиболее организованные и волевые молодые люди настойчиво понуждают себя к усилению своих устремлений, изнуряя высокими нагрузками свою голову, психику.

            Особи не особо волевые и честолюбивые (каковых значительно больше) обычно переключаются  на поиски более приемлемых (по уму, воле и располагаемым ресурсам) поприщ.

            Годам к 30 и далее «меню» устремлений обычно претерпевает изрядные изменения, коррективы. К чему неодолимо побуждают новые жизненные проблемы, связанные прежде всего с созданием собственной семьи и появлением в ней детей. Обычно это прекращает поиски наиболее комфортных для души сфер профессиональной жизнедеятельности. И человек вынужден сосредоточиться в своих устремлениях на построении успешной карьеры на уже занимаемой должности и связанных с этим увеличением личных доходов и иных сопутствующих обретений. Доминирующими мотивациями становятся житейские нужды семьи, начисто вышибая из головы мечтательные устремления незрелой, малознающей юности. К этим жизненным императивам в полный рост прибавляется забота о собственной успешной служебной карьере. Каковая обычно становится едва ли не самой главенствующей на основном отрезке профессиональной занятости человека. Занятие это не только увлекательное, но и в случае успешного развития карьеры достаточно прибыльное. Но требующее все более высокой внутренней, сосредоточенности, а во многих случаях – предельной осмотрительности и осторожности. Особенно в сферах, где традиционно бытуют разнообразные коррупционные практики. Кроме того, многие высокодоходные и статусные должности являются объектами вожделений и других претендентов на них, иные из которых предпринимают действия, чтобы «подсидеть» действующего начальника и утвердиться на его должности. О чем действующие чины достаточно хорошо осведомлены, что, в свою очередь, не прибавляет душевного спокойствия, но множит собственные тревожные ожидания и побуждает постоянно иметь в поле зрения и неблагоприятное для себя развитие событий. Стремясь своими действиями предотвратить чужие торжества по случаю чужих карьерных побед над собой. А по мере приближения возраста выхода на пенсию (и повода на законных основаниях подвинуть с должности засидевшегося чина) появляются все более сильные мотивации (чаще всего с опорой на деловые дружеские связи, значимые заслуги перед «вышестоящим», в чьей власти служебная судьба чиновника) заметно продлить свое пребывание на занимаемой должности. Нередко такие усилие бывают вполне успешными.

            Ко всему этому, независимо от прочих устремлений, те чины, что распоряжаются серьезными ресурсами (прежде всего - финансовыми) заняты использованием своих служебных полномочий для создания возможно более впечатляющих запасов на оставшуюся часть своей жизни. Да еще при этом стараются обезопасить эти свои «сбережения» от рисков их конфискации, кражи, инфляционного обесценивания. Комплекс таких неизбежных забот создает весьма серьезную нагрузку на психику, понуждает пребывать в постоянной тревоге, мобилизуя внимание на неслужебных мотивах своего поведения как на самых жизненно важных для человека. В ущерб всем другим составляющим жизнедеятельности в преклонном возрасте Это проходят все люди в своей предстарческий период, о чем в свое время сетовал и русский поэт:

«Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы, пришельцам новым место дать, —
Спаси тогда нас, добрый гений, от малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений на изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости на обновляющийся мир,
Где новые садятся гости за уготованный им пир;
От желчи горького сознанья, что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья, другие вызваны вперед;
Ото всего, что тем задорней, чем глубже крылось с давних пор, —
И старческой любви позорней сварливый старческий задор».

            К сожалению, воспользоваться этой мудрой рекомендацией дано не многим. Чаще всего к зрелой старости с ее ущербами угасает и прежняя продуктивность собственной головы. Равно как и способность управлять своим телом. Происходит и постепенная смена  доминирующих жизненных мотиваций, да и становится их меньше числом: заботы об обеспечении своей старости уступают место тревогам и заботам о здоровье, образовании, развитии подрастающих внуков. А в их отсутствие – переключение на тревоги мирового уровня, по поводу проблем в собственной стране с подачи средств массовой информации, телевизора – в первую очередь. В пору активной жизни жизненные мотивации числом велики, а их характер определяется выполняемыми жизненными функциями. В первую очередь – служебными. Служебные же определяются  статусом и функциональностью: у руководителей одни, у подчиненных другие, у надзирающих и контролирующих – третьи. Тип доминирующих жизненных мотиваций самым существенным образом определяется социальным укладом общества, в котором жизнедействуют люди: мотивационные доминанты, живущих в диктаторских, военных режимах самым существенным образом отличаются от тех, которые определяют поступки людей в рыночных парламентских республиках. Тем более – в рабовладельческих или раннефеодальных укладах. Если, к примеру, в монархиях, деспотиях жизненно важно не гневить каким-то образом властвующих, чтобы не лишиться свободы, имущества или собственной головы, то в рыночных (обычно демократических) наиболее важными остаются заботы и прибылях, обретениях, страхах разориться, обанкротиться.

            В социумах слабо управляемых, с низким уровнем законопослушания самыми существенными заботами остаются обеспечение личной безопасности и безопасности своей семьи.

            Самым существенным образом влияют на смену жизненных мотиваций целых сообществ радикально меняющиеся жизненные обстоятельства. Прежде всего, революции, череда длительных засух, неурожаев, несущих обвальный массовый голод, эпидемии.

            Часто несовместимые наборы доминирующих мотиваций жизненных устремлений наличествуют и у образованных сословий, и по преимуществу невежественных «широких народных масс». Каковые устойчиво в смене поколений и эпох остаются основными потребителями той же алкогольной и табачной продукции. А так же главным контингентом тюрем и пополнением пехотных воинских частей, несущих в  боях самые высокие потери живой силы. Малообразованные люди в основании своих главных жизненных мотиваций имеют свои основные физиологические потребности, нужды. Их поведение легко прогнозируемо и довольно просто управляемо на этой основе. Местами -опасно неуправляемыми «широкие народные массы» становятся только при длительном, тотальном голоде. А если их хотя бы удовлетворительно кормить, да еще дать возможность пусть и ограниченного  доступа к алкоголю и курению, любые элиты (хоть марсиане) могут чувствовать себя уверенно, в полной безопасности. Мешает этому только извечное стремление разного рода элит изобильно кормиться и обогащаться самим за счет недокорма (в лучшем случае) основной части населения своих социумов.

            Наиболее образованные элиты социумов (обычно - европейские) стараются обеспечивать вполне качественное образование своих «широких народных масс». Но цели при этом преследуются чисто прагматические, прежде всего для того, чтобы иметь солдат, владеющих все более и более современным оружием и боевой техникой. А так же для овладения все более сложными производственными технологиями. И во имя побед в непрекращающихся конкурентных схватках, периодически принимающих характер холодных или горячих войн локального или мирового масштаба.

            Таким образом, регулируя нужды основных масс населения, создавая новые, элиты социумов формируют устойчивые контролируемые и ожидаемые мотивации поведения своих «широких народных масс». Трудности здесь (возникающие регулярно, неустранимо) возникают преимущественно из-за противоборств, часто перерастающих в настоящие бои между различными кодлами внутри самих элит, их политическими партиями и лидерами. В процессы которых зачастую втягиваются и различные группы населения. В ходе таких непрерывных политических свалок и драк уже не до разумного, спокойного, профессионального управления людьми. Особенно разрушительны и опасны бывают действия проигравших, побежденных элитарных группировок, способных вредить (знают как это делать лучше иных врагов) самым болезненным и губительным образом. Что побуждает практически всех трезвомыслящих победителей социальных боев беспощадно расправляться с остатками сил побежденных. Чтобы не дать позже состояться победе какой-либо контрреволюции, поддержать которую всегда находится достаточно желающих  в стане разнообразных геополитических соперников, конкурентов. Не жалеющих для этого ни сил своих спецслужб, ни финансовых и иных средств, ресурсов: неформально воевать чужими руками намного результативнее, с наименьшими затратами и без ощутимых разрушений собственных инфраструктур.

            При этом создаются с помощью потоков «страшилок» через СМИ тревожные декорации на любую потребу режиссерами от политики, позволяющие надежно, прочно мотивировать человеческие массы на поддержку проводимой элитами в данный момент политики.

            Один из впечатляющих примеров тому: «Недавно более 1100 ученых подписали декларацию, в которой заявили, что основания для паники и тревоги из-за изменений климата нет. Но, не смотря на авторитет подписантов, она оказалась совершенно незамеченной со стороны СМИ…

При этом катастрофические прогнозы не подтверждаются не только моделями, но и реальной жизнью. От так называемого глобального потепления пока больше пользы, чем вреда. Сегодня в тех же сельхозплощадей легче кормить 7 млрд человек, чем в 1960 году 3 миллиарда. За последние 10 лет шесть из них поставили рекорды по урожаям зерновых. Тем временем нас пичкают сообщениями о жертвах жары, при том, что от холода умирает в разы больше. Зато в одной лишь Великобритании за 20 лет потепление спасло полмиллиона жизней.

Нет подтверждений и росту числа стихийных бедствий, тогда как число их жертв за 100 лет уменьшилось на 98%. А площадь суши даже увеличилась, несмотря на предсказания о затоплениях. Каждый год планета увеличивает зеленый покров на площадь, равную трем Великобританиям. В значительной степени благодаря углекислому газу, который хотят «обнулить»  к 2020 году. По этой же причине замедляется опустынивание. Сахара ведь была зеленой в предыдущие периоды потепления, когда температура была на полтора градуса выше чем сейчас. А вот озеро Виктория в Африке два раза полностью высыхало в периоды похолодания… И почему же никто не защищает птиц, летучих мышей и насекомых от электроветряков, которые губят их, как мясорубки? Не замечают страданий прочей живности, когда для прокладки к ветрякам линий электропередачи вырубают леса? И производство энергии на них в сотни раз «грязнее», чем на газовых или атомных электростанциях. Не говоря уже о площадях земли, занятых теми же ветряками, солнечными панелями или производством биотоплива. При этом никто комплексных исследований не ведет. Альтернативные источники изначально стали  спикеры называть чистыми и зелеными… Ученые уже выявили у подростков психические отклонения в виде боязни изменений климата. Но это же не от потепления, а от бомбардировки мозгов…

Понятно, что множить страшилки журналистам выгоднее, а российским даже приятно… Наибольшие выгоды от потепления предрекают России. Но почему-то те, кто нас пугает, сами совершенно беспечны и не боятся… 1% населения потребляют 50% ресурсов. Скорее даже больше. Соответственно, и формируют соответствующий «углеродный след». И зарабатывают львиную долю прибыли от технологий глобального  перехода. Почему они вместо оплаты эконалога на избыточное потребление заставляю нас его платить запугиваниями и политическим и экономическим давлением?.. Концом света людей пугают тысячелетиями. К немалой пользе пугальщиков. Но втянуть в аферу весь свет получается впервые. Ведь каждый житель планеты вынужден платить за энергию в разы больше, чем мог бы». (Константин и Сергей Поживилко. «Климатическая афера века». «Неделя», 17.09-03.10.2023г.).

Таким образом, осознанное формирование мотиваций у больших групп населения прежде всего с помощью электронных и печатных СМИ, включая интернет, стало хорошо освоенной технологией управления поведением населения социумов. Каковое намного эффективнее и выгоднее чисто административных способов и средств. Но требует несопоставимо более высоких уровней образованности и профессионализма, с чем особых проблем у «цивилизованных стран» не возникает: в эти благополучные места всегда высок приток интеллектуалов из других стран по вполне понятным причинам.

Это привело (давно и устойчиво) к ситуации, когда практически все СМИ выдают только санкционированную информацию на потребу владельцев этих СМИ: «Кто платит – тот и музыку заказывает». Отделить же в этих «информационных коктейлях» истину от коммерческих, политических домыслов имеют возможности только специализированные структуры в госуправлении или крупных корпорациях и банках, работающие с большими массивами этой информации: «Правда в больших числах». Но такие «большие числа» надо собрать и со знанием дела с ними работать. Это – не для «широких народных масс», которым «чистая правда» по жизни не нужна: для разрешения бытовых проблем здесь достаточно более-менее правдивой информации бытового характера. Каковую люди в зрелом возрасте и здравом уме в состоянии получать самостоятельно своим умом. И ею руководствоваться в своих заботах, связанных с выживанием и житейским преуспеянием.

Но сохраняются насущнейшие необходимости «правильно» (то есть в интересах господствующих «элит») мотивировать отдельные социальные группы. Прежде всего динамичную, переполненную жизненными силами молодежь, а в ней прежде всего самую массовую его часть – выходцев из неимущих, низкостатусных социальных слоев. Каковым присущи такие опасные для господствуюших социальных групп мотивации и устремления как неудовлетворенность  своим положением и своими жизненными перспективами. Да еще и в условиях, когда эта возрастная и социальная категория не повязана семейными нуждами, не «обременена» жизненными ресурсами, но переполнена амбициями, тщеславными желаниями. Для этого у власть (и деньги) придержащих издавна отработаны и вполне успешно используются проверенные технологии регулирования таких устремлений. К числу наиболее продуктивных относится повальное вовлечение такой молодежи в спорт (массовый и профессиональный), погружение  в индустрию разного рода развлечений. В первую очередь песенно-танцевальную, густо замешанную на половых взаимоотношениях. Особых усилий, ухищрений здесь не требуется – достаточно использовать для этого кино, телевидение, массовое производство видеопродукции такого содержания. И никак это не ограничивать административными мерами и пропагандой. Делать это бесконечно нет нужды: молодежь, вступая в браки, сразу радикально меняет «меню» своих главных жизненных мотиваций и становится опорой, а не проблемой социума. Но появляется новый слой молодых и заботы от их «правильной» мотивации никуда не уходят, а переключаются на новое поколение.

Для наиболее честолюбивых, способных, целеустремленных категорий молодежи есть тоже надежные работающие «шлюзы»: через образование в науку, в ряды технической интеллигенции, пополняющей структуры власти и управления (производственного и социального), в структуры обеспечения  правопорядка и защиты от преступлений: полиция, спецслужбы, армия, исправительные учреждения.

Ну а для наиболее неукротимых в потребительстве и эгоизме, устойчиво при этом пренебрегающих чужими интересами и интересами социума, в целом тоже имеется «шлюз» - исправительные колонии и тюрьмы. И контингент этот не столь уж и малочислен, да еще и стабилен в пространствах и времени: так, в США в «сидельцах» к настоящему времени больше 2 млн человек (639 человек на 100 тысяч жителей). Стабильно много их в Китае, Бразилии, Турции, Индонезии и целом ряде других стран.

Надежд, что ситуация здесь будет улучшаться, практически никаких: природа людей с их многообразием психотипов и мировоззрений практически неизменна. Что подтверждается и в ряде религиозных текстов: «Для геенны Я создал много джиннов и людей. У них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты и даже более заблуждение. Они находящиеся в невнимательности». (Коран. Сура 7, аят 178).

Попытки советских идеологов сформировать в СССР общество сплошь высокодуховных людей «светлого будущего» сколь-нибудь заметных и устойчивых результатов не дали. По крайней мере, число обитателей советских тюрем (в абсолютном выражении и в пересчете на 100 тыс. населения) во все годы оставалось одним из самых высоких в мире. При том, что в тюрьмах асоциальные установки людей не только не улучшаются, но имеют противоположную тенденцию. А социальные связи прирастают взаимоотношениями с людьми с криминальными навыками и практиками.

Единственно работающим ресурсом, формирующим более-менее безвредные мотивации у этой категории – Уголовный кодекс, уголовная полиция и суды. В США к этому есть еще и право свободного владения огнестрельным оружием гражданами, которым они охотно массово пользуются. Есть и дополнение к этому – получить тюремный срок, к примеру, можно и в России за уклонение от воинского призыва или мобилизации военнообязанных. А в СССР достаточно широко практиковалось привлечение к уголовной ответственности за уклонение от общественно полезного труда (тунеядство). И это очень неплохо мотивировало к трудовой деятельности даже тех,  у кого было стойкое нежелание работать по нужным социуму профессиям. Одно здесь было худо: по сути, такой принудительный труд всегда был низкопроизводительным. О чем свидетельствовал и «камерный фольклор»: «Вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что работаем».

Да и качество принудительного труда во все времена и эпохи было сравнительно низким. Какие бы меры для борьбы с этим ни предпринимались и какие бы контролирующие и надзирающие структуры для этого ни создавались. И по сию пору самым действенным мотивом высокопроизводительного и высококачественного труда остается дремучая личная значимость, стабильно выражаемая личными обретениями, прибылями. Эта же мотивация, но присущая чиновникам даже необходимых органов госуправления, является главной причиной их ничем не оборимой склонности к коррупции, казнокрадствам. При этом, меры в этом никто не знает и блюдет: чем больше украл – тем лучше. Не останавливает коррумпированных чиновников и то обстоятельство, что их мздоимство и воровство серьезно снижает качество управления социальными процессами, деформируют принципы не только справедливости, но и законности. Эта же мотивация во все времена надежно помогала иностранным спецслужбам, конкурентам приобретать агентуру в среде статусных госчиновников у своих геополитических конкурентов, врагов. И это при том, что своих предателей власти всячески стремятся уничтожить физически. Получается, что мотивация на верность долгу, отечеству, как правило, побеждается размером вознаграждения за предательство, подавляя даже страх за собственную жизнь.

Личные интересы же, устремления людей к ним порождают явную и скрытую конкуренцию, противоборства во взаимоотношениях. В которых в подавляющем числе случаев побеждают интересы более статусных и имущих. Но до поры до времени. Либо пока победившие не сталкиваются с более сильным соперником, либо когда ситуация существенно меняются не в пользу удачливых.

Есть еще одно важное обстоятельство в ситуации с вечно противоборствующими мотивациями: даже вполне бытовые, ординарные житейские интересы одних имеют для них более важное значение, чем эпохальные, судьбоносные интересы любого вида. Примеров тому массы, один из множеств:

«А когда США было кого-то жалко? Когда сбрасывали ядерные бомбы на «желтых обезьян», как они называли японцев? И сейчас им все равно, если что-то разнесет Европу к чертовой бабушке.

Как сказал Ричард Блэк – американский генерал, который в свое время был так же сенатором: «Нам плевать, сколько погибнет украинцев, нам плевать, сколько погибнет русских. Вашингтон принимает решения, сколько воевать, и делать это будем до последнего украинца». Почему вы думаете, что к европейцам они относятся по-другому?». (Интервью с бывшим руководителем израильской спецслужбы Яковом Иосифович Кедми. «Гиперзвуковое сопровождение». «Аргументы и факты». №39, 2022г.).

Извечным противоборствам конкурирующих мотиваций неустранимо свойственно чрезвычайно важное обстоятельство: стремления как можно профессиональнее и надежнее скрыть свои истинные устремления, чтобы минимизировать неизбежные противодействия им. Здесь в ходу и обеспечение режимов секретности или сверхсекретности, - и укрытие истинных мотивов густопсовой дезинформацией, правдоподобными, но фальшивыми намерениями. Что побуждает государства, корпорации, банки тратить на получение секретных данных о действиях и устремлениях геополитических противников огромные средства и ресурсы. Так и пребудет: примирить интересы ни людей, ни социумов нет никаких возможностей и во все грядущие времена.

И наборы традиционных интересов и основанных на них устремлений – как людей, так и социумов в целом – практически неизменны. А потому стабильны и неизменны и конкурентные противоборства как внутри социумов, так и на уровне государств и их союзов. То есть экономические и политические соперничества, противоборства. Их главные производные – гонка вооружений, научно-техническое развитие – тоже никуда не денутся и никогда не прекратятся. А их главные организационные структуры  – министерства обороны, службы госбезопасности, средства массовой информации могут исчезнуть только вместо с исчезновением человеческой цивилизации. Это – вполне убедительный аргумент дня мотивирования выбора пожизненных профессий в сфере госуправления, армии, спецслужб, дипломатии. Что является одним из неколебимых аргументов, подтверждающих незамысловатый, но точный вывод незапамятных времен: «Жизнь – это борьба».

Усложняет житейские проблемы здесь еще одно обстоятельство: борьба мотиваций идет непрерывно не только между людьми, социумами, но и внутри самого человека. Каждого, на протяжении всей его сколь-нибудь сознательной жизни. О чем в свое время сокрушался и русский поэт:

«…Не с внутренним врагом бился, не с собой.
Но промысл обойти пытался разум шаткий.
Но промысл обойти  хотел я, чтоб украдкой
На жизнь мне выбиться из-под его руки.
И новый путь пробить, призванью вопреки.
Но догонял меня крест на шею суровый
Вновь тяготел на мне и глубже язвой новой
Насильно он в меня врастал…».

            Нередко эта внутренняя борьба мотивов принимает весьма серьезный оборот с серьезнейшими следствиями для судьбы человека. Иные вполне регулярно из-за этого пополняют контингент психолечебниц, а то и списки суицидальных случаев.

            Мотивации, производимые в других человеках собственными интересами, прежде всего собственной безопасности, как правило, становятся неодолимым препятствием мотивам должного служебного поведения. Или в сильнейшей мере подвигают устремления и действия должностных лиц в сторону личных интересов. На любых их иерархических уровнях, включая высшие. И любые «исторические» решения глав государств принимаются и реализуются исходя прежде всего  из соображений удержания в своих руках власти, удержания на занимаемой должности. Все, что этому угрожает, будет решительно отвергнуто как «противоречащее государственным интересам». А те, кто предлагает иное или критикует верхнего управителя, и гоняются, а то и вовсе изничтожаются в деспотических режимах (но нередко – в самых демократических тоже, если есть для этого необходимые условия и силы) и сделать это получается гарантировано безопасно, лучше всего как результат дорожно-транспортного происшествия. На мотивированность принимаемых решений высших руководителей во имя своих лично-семейных интересов никак не влияют и возможные (а то и вовсе очевидно неизбежные) тяжелые последствия для государства и общества. Что намерено воплощено в известном речении некой высокостатусной европейской особи из недалекого средневековья: «После нас – хоть потоп!». И все они скрытно полной мерой руководствуются этим девизом. Не потому, естественно, что чтят память этой дамы, а исключительно  в силу своей природы и породы «лучших из лучших» (по их собственному убеждению).

            Изредка в истории к руководству государствами удается пройти политикам, реформаторам, революционерам, руководствующимся в своей жизнедеятельности прежде всего национальными интересами. Но такое случается только в ситуациях, когда у околотронного сановного окружения пропадает на какое-то время возможно контролировать ситуацию и регулировать процесс «престолонаследия». Что бывает в стабильных социумах крайне резко. И с такими вождями нации их сановное окружение нередко расправляется само.

            «Верхние» политики из этих же соображений могут действовать (скрытно, естественно, всячески изображая из себя радетели за народ и отечество) в интересах других государств в ущерб собственным. Как правило, остановить их в такие моменты некому, а возмездие если и настигает их, то гораздо позже. Когда «благородные потомки» плюют на их могилы, обоснованно и заслуженно поганят память о них. Но такое возможное развитие событий эту публику обычно нимало не беспокоит, тем более, что есть надежда, что все и забудется. А предрекаемые религиозными текстами грядущие небесные кары за их прижизненные паскудства этой генерацией (аттестуемый в исламе «как скоты и даже более заблудшие») неколебимо воспринимаются ими как сказочные небылицы. В силу природной неустранимой и невосполнимой ущербности их человеческих качеств.

            Населением обычно этот банальный «мейнстрим» устремлений чиновничества любого социума воспринимается вполне спокойно. По основной причине: большинство и самого этого населения являются носителями таких качеств, через которые финансируется прежде всего во всем на свои личные нужды и интересы. Те немногие, именуемые альтруистами, воспринимаются в лучшем случае как некие чудаки, люди несколько не  от мира сего. Но не опасные и не особо вредные, служащие изредка для некоторых разве что только неким укором для их близкого эгоистического окружения. В делах житейских народ таких людей обычно сторонится, памятуя, что «с такими каши не сваришь». То есть впечатляющей добычи не обретешь, за чужой счет тоже с ними не поживиться. Подвизаться же с такими подвижниками бороться «за светлое будущее всего человечества» люди здраво и трезво мыслящие решительно не намерены. И потому, что людям насущно важно обеспечивать свои каждодневные потребности, и потому еще, что нет ни у кого веры в то, что это воображаемое «светлое будущее»  вообще когда-либо наступит. А если что-то похожее и случается, то проку для ныне живущих в том нет никакого.

            Размышления о смысле собственной жизни и достойных жизненных целях, необходимости устремлений к ним как к главному, ради чего стоит жить, присущи, в основном, интеллигенции, образованному сословию. Это может и омрачать иным собственное земное существование. Но не побуждает людей отказываться и от самой неинтересной собственной жизни, пусть и лишенной великих смыслов и великих устремлений к ним.

            Не обремененным же излишней, ненужной образованностью, то есть, большинству населения такие напасти не грозят. Что позволяет им просто и понятно мотивировать все стороны своей жизнедеятельности, руководствуясь прежде всего естественными нуждами. Безо всяких изысков. Проблема здесь, правда, в другом: во многих социумах вне пределов «цивилизованных стран» всем банально не хватает еды. И ситуация только усугубляется с неконтролируемым ростом народонаселения, причем именно в самых голодающих странах в первую очередь. По оценкам специалистов картина здесь такова: «Как отмечают некоторые аналитики, Европа за сто лет поменяется местами с Африкой: в 1950 году в ней проживало 22 процента мирового населения, а на Черном континенте – 9. К середине нынешнего века доля европейцев сократится до 7 процентов, а африканцев возрастет до 26.

К 2050 году в странах с высоким доходом население не увеличится, а в беднейших странах оно удвоится». (Евгений Умеренков. «Европа и Африка поменяются местами, а население России продолжит сокращаться». «Комсомольская правда». 16.06.2021г.).

Таким образом, доминирующие жизненные мотивации «широких народных масс», порождаемые жизнью впроголодь, будут охватывать все большие массы прирастающего в мире населения. Этот грозный фактор во многом будет определять основные мотивации жизнедеятельности политиков, силовиков, да и элит как таковых в целом:

«В мире есть царь.
Этот царь беспощаден
Голод названье ему».

            Жестокая необходимость решать проблемы продовольственной безопасности да еще и в условиях сокращающихся продовольственных ресурсов мира, будут мотивировать властвующих наиболее сильных государств использовать экономические и традиционные войны для защиты своих ресурсов и для захвата ресурсов более слабых стран. То есть мотивации политиков практически уже не будут отличаться от примитивных мотиваций животных, бьющихся насмерть за еду даже со своими сородичами.

            Мотивации элит социумов имеют в своей массе ту же природу, что и их «широких народных масс». Только объектами вожделений необеспеченных социальных групп являются обычные продукты и одежда. А их элитарные свои интересы устремляют к наращиванию собственности, капиталов, оснащению самих себя драгоценностями и стильной экипировкой. Но обретательско-накопительская природа мотиваций практически та же. Разве что только существенно различны пороги насыщения: у «широких народных масс» они поддаются обычному измерению. А у элитарных пределов насыщений, как правило, не существует. В этом эта крысиная порода не утолима, переполняя цивилизацию противоборствами, конфликтами и войнами даже в ситуациях, когда у элит сильных государств всего полно с избытком и более того. Так и пребудет по простой и естественной причине: элиты большей своей частью пополняются только агрессивными особями с самыми примитивными – «естественными» - потребностями имущественно-денежного свойства. Ни о какой духовности здесь речи не идет и идти не может – эта субстанция людям такого свойства не нужна и неведома. По их природным задаткам. Люди же духовные, будучи в социумах в стабильном меньшинстве, еще и не в состоянии преодолеть ощущение тошноты от мысли о необходимости применения разного рода насилия и паскудств для увеличения своего потребительства за счет других социальных групп. Примитивную (духовно-нравственно) публику от этого не только не тошнит, но и мощно мотивирует на разного рода крысятничение. Именно поэтому все лучшее в человечестве традиционно обретается в социальных слоях, дислоцирующихся ближе к «придонным». Такая ситуация людей мыслящих не травмирует и в малой степени, для них гораздо хуже, если бы их ассоциировали с теми, кто одержим торгово-ростовщическим преуспеянием.

            И эти несопоставимо разные мотивации различных социальных групп имеют своим устойчивым итогом стабильное разделение людей по социальным функциям: крысиная обретательско-накопительская порода восполняет стабильно банкирско-торговые сообщества. Люди с выраженными бойцовскими качествами из них же регулярно полнят сословия разного рода администраторов, правоохранителей, другие силовые структура. Предрасположенные к творчеству, исследования занимают тоже свои традиционные ниши в обществах.

            Ну а ведомые по жизни преимущественно физиологическими нуждами полнят разного рода трудовые и воюющие (или приуготовляющиеся к войнам) армии. В основном – принудительно, по мобилизации или гонимые чувством голода.

            В целом же эта устойчивая социальная панорама людей, склонных к наблюдениям и осмысливанию видимого, от веку и по сию пору оставляет в недоумении:

«В мир пришел я,
Но не было небо встревожено
Умер я, но сиянье светил не умножено.
И никто не сказал, для чего я рожден
И зачем второпях моя жизнь уничтожена».

            Что, естественно, обретает много их мыслящих искать (и чаще – не находить) для себя ответа, какие жизненные мотивации являются главными, основными и как сообразно им выстраивать свои цели жизни. Несопоставимо проще в этом отношении ситуация для человеческих множеств, устойчиво мотивируемых своими физиологическими потребностями, нуждами. Да еще и не восприимчивых даже к религиозным смыслам человеческого существования как возможности обеспечить достойное посмертное (вечное) существования собственной души. А вот люди религиозные имеют бесспорное преимущество над обеими упомянутыми выше категориями: их земное существование неусомнительно только единственная возможность достойной жизнью гарантировать себе достойное существование своей духовной сущности после телесной смерти.

            Кто здесь прав, узнать при жизни людям не дано, и все человеческие мировззрения выстраиваются на вере каждого. Каковая столь же не похожа на уверования других, как и внешности, и характеры, и способности разных людей. О душевных смятениях на сей счет печалился еще стародавний поэт-мыслитель:

«Не правда ль странно,
Сколько до сих пор
Ушло людей в неведомый простор,
Но ни один оттуда не вернулся:
Все б рассказал – и кончен был бы спор».

            Несопоставимо различные жизненные мотивации религиозных, мыслящих людей в сравнении с мотивациями большинства, не озабоченного стремлениями понять смысл своего земного существования. Так, если люди религиозные, духовно состоятельные, мыслящие свои жизненные действия регулируют религиозными заповедями и достойными нравственными нормами и в соответствии с этим стараются внести в межличностные отношения мир, справедливость, уважение к интересам других, то люди бездуховные, нерелигиозные ведут себя скорее прежде всего полагаясь на силу, хитрость, страх других перед ними, вынуждая социумы содержать целые армии законников и борцов с преступностью, человеческими непотребствами. Одно массовое, неустранимое ничем пьянство и воровство чего стоят!

            Правда, непрерывные, льющиеся потоками человеческие непотребства носителей животного психотипа дают самый разнообразный и причудливый материал для литературы, кинематографа, журналистики, сценических искусств. Конечно же, используются не весь массив человеческих непотребств, большая часть которых настолько нелицеприятна, а то и вовсе отвратительна, что о ней упоминают обычно только в полицейских протоколах и материалах уголовных дел.

            Единственное четкое и исчерпывающее объяснение тому устойчивому воспроизводству в поколениях генераций людей бездуховных дано, как уже упоминалось, в религиозных текстах: «Для геенны Я создал много джиннов и людей…».

            И эта генерация от веку и поныне непрерывно будоражат жизнь людей в социумах, превращая ее временами в нечто адское. К другому она только и приспособлена. Единственное, что  оправдывает существование и устойчивое воспроизводство этой породы – дети от таких особей обычно рождается вполне нормальные. И если бы не семейное воспитание такими родителями, человеческий род мог бы впечатляюще духовно эфолюционировать и человеческая цивилизация перестала бы быть поприщем бесконечной гонки вооружений и периодических войн.

Устойчивое доминирование в социумах генерации агрессивных, алчных, тщеславных человекообразных надежно ограждает (есть тому уже задокументированные свидетельства) человеческую цивилизацию от контактов и взаимодействий с внеземными цивилизациями. Прежде всего по причине невменяемости, невосприимчивости к разумному поведению элит человеческих социумов. Одно здесь приемлемо: по крайней мере купируются риски для человечества быта поглощенным иными цивилизациями. Те, скорее всего, бояться заразиться от нас неизлечимой агрессивностью несущей опасность взаимного истребления человечества. Хотя бы за это можно сказать спасибо генерации наших социальных упырей.

            Мотивированным является поведение не только людей, но и животных, рыб, птиц. Наборы мотиваций у них только беднее и проще.   

Сентябрь 2023 г.