Ятрогения

            Так врачи именуют в своей среде хоть какой-то, но неизбежный вред практически от любого лечения. Кроме занятий, разве что, оздоровительной физкультурой. Понятно, что от различных способов и используемых для лечения средств и вред различен. Но он неизбежен в какой-либо форме, степени.

            Неизбежен вред и от всех сущих видов жизнедеятельности человека. Даже от уборки городских улиц: машины-чистильщики поднимают пыль, выбрасывают в атмосферу выхлопы своих двигателей. А водители этих машин нередко клянут и поносят владельцев автомобилей, забивающие ими дворы. Правда, от разных видов такой жизнедеятельности и вред различен. Но в совокупности все это изрядно прибавляет нечистоты и в атмосферу: «С миру по нитке – голому петля».

            Наука развеяла и последнюю благостную иллюзию людей, обожающих употребление алкоголя в малых дозах: якобы полезен для здоровья. Американские ученые это исследовали. Оказалось, что алкоголь вреден в любых дозах. С чем, естественно, категорически не согласны (и не будут обращать на это никакого внимания) и производители морей алкогольных напитков и торгующих ими, и те, кто алкоголь устойчиво употребляет. В том числе и для «укрепления» своего здоровья. И уже не в состоянии обходиться без этого волшебного напитка.

            Определенный, пусть и далеко не такой разрушительный вред как от лечения, наличествует и в таких полезнейших видах жизнедеятельности как занятие науками, творчеством, искусствами. О чем свидетельствует на разные лады и народная мудрость: «Все хорошее хорошо в меру».  Прежде всего это актуально в отношении еды с учетом той главной особенности, что питание – обязательный, неотторжимый компонент человеческой деятельности. Являющейся едва ли не для большинства людей одной из главных каждодневных компонент наполнения жизни. А возможность иметь в достатке вкусную, качественную еду – едва ли ни одна из главных жизненных целей «широких народных масс». Тем, кому из них удается пробиться к достатку, как правило, начинают регулярно переедать разной ранее недоступной вкуснятины. Со всеми неизбежными следствиями. Многие из которых в силу своего низкого уровня образованности раскормленность воспринимают как великое достоинство, возвышающее их над «голодранцами». Чем оказывают значимую услугу социумам: раскормленные нувориши живут, как правило, значительно меньше. Чем избавляют человеческие сообщества от изрядного периода совершения ими своих неизбежных паскудств и непотребств. К последствиям переедания «вкусной и здоровой пищи» у них прибавляются обычно еще и последствия различных лечений дорогостоящими лекарствами, которые им щедро рекомендуют здравоохранители. Кровно заинтересованные, чтобы богатые как можно чаще и дольше болели и не вылезали из под их постоянной и недешевой опеки. О чем сами состоятельные и богатые тоже хорошо осведомлены и стараются не особо долго пребывать на попечении своих здравохранителей. Ровно как и  стараясь уклоняться от общения с разного рода стремящимися им услужить по любому поводу. Кроме того, этой генерации постоянно приходится быть настороже и при общении с себе подобными. В сообществе которых принято придерживаться еще одной фольклорной премудрости: «Обмани ближнего, иначе он обманет тебя и возрадуется». Этой рекомендации не следуют только люди истинно религиозные и неисправимо совестливые. Для которых богоотступничество и прегрешение перед своей совестью несопоставимо тягостнее и тяжелее их материальных и статусных потерь. Посему, как правило, эта категория осознанно устойчиво пребывает в скудости, но сохраняет спокойное состояние своей совестливой души. И при этом не страдает от излишних домогательств своекорыстных и бессовестных особей. А патологически хитрые и своекорыстные, как правило, рано или поздно нарываются на неприятности или несчастья от своих собственных хитростей. Обличающим обстоятельством для них служат и предостережения (от которых они решительно отмахиваются) о посмертном тяжелом воздаянии их своекорыстным душам.

            Но все это не снижает числа ломящихся к жизненным успехам через все тяжкие. А пример генерации впечатляюще преуспевших на этих поприщах делает все предостережения в их глазах и вовсе смехотворными, детскими страшилками. Для множеств состарившихся понемногу становятся все более вредными и ранее обычные удовлетворения естественных потребностей, отправления естественных надобностей, отправления естественных потребностей. Даже случается, что вдохи и выдохи приходится делать с осторожностью. Пока не наступил победный всему этому финал: «Больному стало легче – больной перестал дышать».

            Разного рода и степени ущербы сопровождают людей, чрезмерно концентрирующихся на действительно полезных видах деятельности. Так, предельная концентрация на сохранении здоровья через спорт, лечебную физкультуру, принося определенную ожидаемую пользу, может в большой мере обеднить мировосприятие человека, снизить продуктивную жизнедеятельность, обрекать на пребывание в состоянии тревоги от возможностей совершить «неправильные» действия. Превратить боязнь совершить что-то не так в некое психическое устойчивое отклонение. Мешающее межличностным коммуникациям, без которых продуктивная жизнедеятельность будет менее «производительной». И создаст у окружающих не вполне лестное мнение о таком человеке, относя его к категории какого-либо вида «чокнутых».

            Люди, тонущие в «потреблении» разнородной информации в неограниченных объемах, как правило, утрачивают способности (и потребности) использования получаемых знаний в собственной жизнедеятельности. Это не помогает им обретать новые навыки жизни, повышать продуктивность в своих жизненных практиках. А заодно зачастую усложняет, затрудняет межличностные коммуникации в сферах их основной жизнедеятельности.

            Кроме того, чрезмерное увлечение накоплением даже профессиональной полезной информации «автоматически» никак не повышает профессиональные умения, если не сопровождается настойчивой, упорной практикой применения обретаемых знаний.

            Ко всему наличествует одна существенная деталь, которая выражена и в афористической форме: «Многие знания порождают многие скорби». И оттого, что многое в жизни делал по незнанию не так, и оттого, что многое не сумел осуществить вовремя, правильно и в должной мере.

            А еще оттого, что многие из окружающих людей являют собой примеры травмирующего сознание и душу поведением. И по целям, и по употреблению получаемых результатов. И нередко, а еще больше оттого, что не совершают нужных, полезных людям и социуму поступков. А ненужные, а то и вовсе вредные сыпятся из них как горох из порванной сумки. И никакими увещеваниями, вразумлениями кроме мордобоя их обычно не остановить и не вразумить. Что и воплощено в очередной «умной» сентенции: «Битие определяет сознание». Именно самый натуральный мордобой – в регулярной, ощутимой и многообразной форме. Обычно в среде «широких народных масс» с помощью рук и ног. В чиновной среде – по нервам через лишения, крики, увольнения. В интеллигентской среде – через публичные оскорбления, поношения, доносы, через сплетни, слухи, оговоры за глаза. Это непрерывно наличествующая во множествах межличностных отношениях эрозия является неустранимой составляющей социальной среды. Как, к примеру,  выхлопы автомобильных двигателей в городскую атмосферу. Многим людям эта коммуникационная среда вполне привычна, в ней они чувствуют себя достаточно комфортно. Это, кроме того, помогает в определенной мере здоровью народонаселения, давая возможность освобождаться от неизбежных отрицательных самочувствий, вызываемых разного рода жизненными неудачами, завистью, а то и ненавистью.  Такова далекая от совершенства природа людей и их межличностных отношений. О чем на множество ладов сетовали и поэты, один их примеров тому:

«Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой.
Без тени, без огней над бледною Невой
Идет ночь белая — лишь купол золотой
Из-за седых дворцов, над круглой колоннадой,
Как мертвеца венец перед лампадой,
Мерцает в высоте, холодной и немой.
Скажи, куда идти за счастьем, за отрадой?
Скажи, на что ты зол, товарищ бедный мой?!
Вон темный монумент вознесся над гранитом...
Иль мысль стесненная твоя
Спасенья ищет в жале ядовитом,
Как эта медная змея
Под медным всадником, прижатая копытом
Его несущего коня...».

            Непрекращающиеся потоки, половодья межличностных отношений всегда будут сопровождать разного рода эрозии социальных коммуникаций, межличностные конфликты. Давая обильный  материал литераторам, публицистам, социальным психологам и иным специалистам, профессионалам. А так же постоянно поддерживая потребность в исповедничестве для людей религиозных.

            Естественно, разного рода неположительные, а то и вполне отрицательные эмоции, сопровождающие внутрисоциальные коммуникации, здоровья не прибавляют. Разве что только несколько тренируют, «массируют» человеческую психику, поддерживают ее в состоянии готовности к противоборствам, преодолению житейских трудностей. О чем и «народная мудрость»: «На то и щука в море, чтоб карась не дремал».

            Человек же, помещенный в устойчиво комфортную жизненную среду, в которой нет необходимости напрягаться и утруждаться по постоянно меняющимися поводам, гарантированно деградирует. Как физически, так и умственно. Хотя осознанно практически все взрослые и психически здоровые люди ищут спокойствия и комфортного существования. Но находят его в более-менее достаточном количестве разве что только пациенты пансионатов для неизлечимых психбольных, умственно отсталых. Такова природа человеческих взаимоотношений: с пользой наличествует некий вред, а с вредом – обычно и некая польза для человека. О чем поведал в свое время и именитый поэт:

«Подлунный мир устроен так,
Что нам и дорог и полезен
Самой природой данный враг».

Хотя обычно люди на сей счет придерживаются иных устремлений: подальше от врагов и неприятностей, поближе к благам, комфорту и спокойствию. Но вполне этого достичь и чаще всего обычно не получается. Прежде всего по причине нехватки существовавших благ для полного удовлетворения аппетитов всех людей. А так же необоримых устремлений людей хапнуть себе как можно больше, без оглядки на нужды других, да и на свои естественные потребности. Пределов накопления богатства генерация стяжателей не имеет, способы обогащения используют любые, во множестве – преступные, богоборческие. Чем устойчиво удерживает свои нации (а чужие – в особенности) в животном (по образованию и воспитанию) состоянии. Не заморачиваясь при этом никакими духовно-нравственными переживаниями по причине неспособности к ним. По своим же мировоззренческим установкам генерация стяжателей ничем практически не отличается от крыс. Каковыми по своим повадкам эти люди и являются, но только в человеческом обличье. Чем устойчиво выполняют свою основную природную социальную роль: практически лишать человеческую цивилизацию многих средств для своего культурной, духовно-нравственной эволюции. Оставляя возможность лишь небольших подвижек в этом деле – чтоб не травмировать сословие богатых, обеспеченных своим непрезентабельным видом и неприятными повадками. Вполне успешная попытка покончить с этим тупиком цивилизации, состоявшаяся в СССР и прекращенная советской же столичной крысиной камарильей. Тем не менее эта практика вполне успешно воплощается ныне в Китае, руководимой КПК и с иной идеологией и социальной программой, чем у рыночных частнособственнических мировых элит. Одно только настораживает в этом цивилизационном тренде: китайцы социалистическую идею используют прежде всего как средство для более успешного наполнения (путем замещения в том числе) народонаселения планеты именно китайцами. Что пока им это вполне удается: как уже упоминалось, ныне уже почти каждый четвертый в мире – китаец. И перспективы увеличения этой пропорции очень хорошие. Особенно на фоне устойчиво сокращающегося стареющего населения европейских стран, включая Россию. Порадуемся за китайцев и взгрустнем в бесперспективности европейской цивилизации, исчерпавшей, похоже, весь свой  потенциал, доедающей свой жизненный ресурс. Вместе с поэтом:

«Что ж делать -
Каждому свой день,
Напрасны жалобы и пени
Иные всходят на ступень
Другие сходят со ступени».

            Оптимизм в отношении судьбы человечества устойчиво поддерживает понимание, что инстинкт жизни сильнее любых рассудочных разочарований в ней. Так что приверженцы суицидов никогда не составят даже заметной части человечества, сколь бы несчастливо или счастливо ни складывалась судьба цивилизации. Не умерла надежда на то, что одна из сильнейших доминант рыночной цивилизации – устремление в научно-технический прогресс, уступит-таки место доминанте в духовно-нравственном развитии. То есть, преобладающий ныне психотип homo faber уступит место другому - homo sapience. То есть, человеку разумному не только головой, но и душой. Который только и способен приблизить хоть в малости царство божие к земному существованию людей. И которому не нужно наращивать без предела свое материальное потребление, благополучие, вполне удовлетворяясь иным мировосприятием, пониманием смысла своей жизни:

«Мой дар убог и голос мой негромок,
Но я живу и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие».

            Жизнь нормального человека вполне хороша и благостна уже сама по себе. Даже при не особо впечатляющих вариантах воплощения наиболее сильно выраженных желаний. Но понимание этого приходит, как правило, уже после прожитой основной части жизни. Когда уже вернуть ничего возможности нет – только грустные сожаления об упущенном. Что и выражено в одном из глубоких умозаключений: «Жизнь - это серия упущенных возможностей». Каковое лишено смысла для молодых, у которых возможности (хоть кое-какие) наличествуют. И каковое бесполезно для умудренных старостью: «Прошлого не вернешь». Посему поздние прозрения старости скорее вредны, чем полезны: проку от них человеку никакого, а ущербы для психики неизбежны. Нет пользы от премудрости старых и молодым, хоть все уши им прожужжали их дедушки и бабушки. Кое-какое внимание молодые начинают обращать только после болезненных или очень больших ударов собственной судьбы. Или несчастий с родными и близкими. Да и то на это способны далеко не все, многих не учат и собственные ошибки, так и двигаются по жизни по ямам и ухабам. О чем и известный афоризм: «Разумного человека судьба ведет, неразумного тащит». То есть, неразумие столь же неустранимо, как и способность видеть реальность и ее вовремя осмысливать. Выходит, неразумие вреднее невежества: никакой учебой и тренировками его не избыть.

            Но вред может быть не только от невежества, недоумия – есть категория вполне разумных, но которых аттестуют как заучившихся. То есть, перегруженных знаниями, в которых человек тонет, вязнет в непрерывном процессе обдумывания и выбора оптимального решения. Что выражает популярное умозаключение: «Ум за разум заходит».

            В реальной жизнедеятельности высокие нравственно-этические качества (при хорошей голове, естественно) вполне могут стать помехой делу не меньше, чем непрофессионализм и недоумие. Чрезмерная щепетильность в определении своих деловых мотиваций обрекает на упущения и просчеты в работе чаще, чем необдуманность или недоумие. И вред получается иногда сокрушительный. Чего почти не случается с людьми себе на уме. О чем и поведал в свое время и поэт:

«Что толку пользы ждать от мудрости своей.
Удоя от козла дождешься ты быстрей.
Прикинься дураком – больше пользы будет.
А мудрость в наши дни дешевле, чем порей».

            Ему вторит и «народная мудрость» нередко рождающаяся в вынужденно праздных головах многоопытных обитателей мест заключения. Особенно тех, у которых за плечами нескольких «ходок в зону». Вроде: «Кто не рискует – тот не сидит». Или: «Не проболтается тот, кто ничего не знает». Даже по пьяни, когда из иного пьяного секреты начинают сыпаться как горох из дырявого мешка. Кроме того, пьяному невозможно оставаться и на выверенных мировоззренческих позициях: «Не пей. Ибо в пьяном виде ты запросто можешь обнять своего классового врага!».

Переучивание, особенно в ситуациях, когда речь идет не о повышении профессиональных знаний, нередко становится тоже не помощью, а серьезной помехой в жизнедеятельности человека. О чем, в частности, и именитая поэма «Горе от ума». Есть опасности и похуже: «Длинный язык – помеха собственной шее». Действительно, в жизни достаточно острых, опасных ситуаций, которые человек создает своей болтливостью, несдержанностью на язык. Отсюда еще одна существенная – «деловая» - премудрость»: «Не проболтается тот, кто ничего не знает».

            Отсюда – многообразные системы секретности. И отсюда же – непрерывные усилия разведок всех сколь-нибудь состоятельных государств добывать чужие секреты, а контрразведок – оберегать свои. В том числе и с помощью разнообразных видом дезинформации с участием СМИ. То есть, через сознательное введение дезинформации в головы «широких народных масс». Что, естественно,  нередко провоцирует разного рода вредные для общества и самого человека последствия. А в СМИ циркулируют по большей части «коктейли» из полуправды домыслов, злонамеренных вымыслов. Потребителями которых остаются самые малообразованные, низко статусные социальные слои. Причем, и в этой среде такая «информация» практически бесполезна: здесь руководствуются прежде всего своими физиологическими нуждами. А СМИ для этих уровней – шум дождя, завывания осеннего ветра за окнами. Не более. Пользу – в виде зарплаты, гонораров – извлекают в этой сфере преимущественно те, кто все это изготавливает, тиражирует изустно, печатно, видеорядами. Обширную, непрерывную работу по сокрытию особо важной информации (в том числе и от собственных «широких народных масс») всегда сопровождает (дополняет) работа по дезинформации тех, кто стремится всеми правдами и неправдами такую особо важную информацию получить. Им стремятся подсунуть надлежащим образом (так, как надо держателю секретов) «отредактированные» секреты. Посему для «важных персон» информацию всегда пытаются получить (и проверить тщательно) по нескольким каналам. Сравнивая получаемые сведения. Что, естественно, все это делает достаточно сложным и дорогостоящим. Более того, нередки практики, когда, получив важную и достоверную информацию, генералы разведсообществ уже сами или купируют ее или «подправляют» на разные манеры для подачи своим политическим вождям. Потому, как и внутри «верхних» властных органов всегда наличествуют взаимные симпатии и антипатии, борьба за должности, карьерные подъемы. Что в итоге снижает эффективность функционирования структур власти и управления социумов. Потому как подавляющее число принимаемых и осуществляемых решений и их реализация предпринимаются на не вполне достоверной информации. Существенно снижает вред от такой практики еще и ленивость, необязательность или недостаточный профессионализм реализаторов решений.

            Ко всему, практически все властные пользователи добытой секретной инофрмации и сами хорошо осознают неполноту или определенную недостоверность представляемых им чужих секретов. Одним их самых продуктивных способов минимизации ошибок при принятии управленческих решений, ныне практикуется использование (по возможностям) исследовательская работа собственных научных центров, структур. Самая высокая достоверность присуща ныне информации, получаемых со спутников, сканирующих регулярно, непрерывно ситуацию. В масштабах всей планеты. Такую «разведку» ввести в заблуждение практически почти невозможно. Разве что только по отдельным, локальным проблемкам. Понятно, что эта надежная технология очень дорога и по карману немногим государствам и их руководителям.

            Обычным людям несопоставимо проще с обретением потребной им для жизнедеятельности информации. Они хорошо осведомлены и о своих насущных нуждах и возможностях, равно как и членов своих семей. И недостаток какой-то бытовой информации или ее неточность существенного значения для бытовой жизнедеятельности не имеет. А при необходимости без особых затруднений  восполняются. Естественно, что и обычные люди тоже не обо всем своем стараются информировать окружающих. И окружающие без этого легко обходятся: своих забот и проблем хватает всегда. Да и интереса чужие  дела особого не представляют: «Меньше знаешь – лучше спишь». Посему многие осознанно уклоняются от лишних разговоров со знакомыми, сослуживцами. Особенно с теми, кто в затруднительном положении или пребывает почти постоянно в скудости и лишениях: к ним проявляют внимание разного рода мошенники, с целью окончательно обобрать такого человека, воспользоваться его ресурсами для себя. Отсюда и непреходящее: «Бойтесь данайцев дары приносящих» наличествуют и благотворители разного рода во всех социумах, но их вклад в благоустройство чьих-либо затруднений почти всегда носит только эпизодический характер и кардинально на обустройство чьих-либо судеб не влияет.

            Кроме того, подавляющее большинство практикуемых благотворительность в каких-либо ее видах, формах всегда блюдут и свой собственный интерес. И никогда не действуют себе в ущерб. Бесспорным же и значимым их личным обретением является собственное осознание, что они поступают хорошо, достойно порядочных людей. А это дорогого стоит для собственного душевного (и как следствие - телесного) здоровья. А для людей религиозных – и для укрепления надежды на достойное посмертное существование их души. Что, пожалуй, не менее ценно, чем надежда на прижизненное уважение людей.

            Но при всем этом благотворительность устойчиво остается едва ли не самым популярным прикрытием и для профессиональных мошенников и разного рода недобросовестных дельцов. Хотя существует и неизмеримое различие между ними: первые – законченные, невменяемые негодяи. Тогда как вторые во многом вполне добропорядочные особи, нередко – настоящая опора государства и общества. Да и неумеренного хищника на должности легко установить: обычно свои служебные обязанности они выполняют неудовлетворительно, а то и вовсе плохо. Таких долго не держат. Но от социума к социуму доля присваиваемого должностными лицами может существенно колебаться. В странах, где чиновничество достаточно присмотрено (ныне это Китай прежде всего, в меньшей мере ведущие европейские страны) его «коэффициент полезного действия» существенно выше. Что достаточно точно определяется по уровню и темпу прироста экономического благосостояния населения, мощи его армии, активности науки, другим социальным параметрам.

            Причем эта эффективность сохраняется постоянно и при сменах составов правительств, руководителей регионов. Работает этот механизм в большей мере от опасения самих чиновников «загреметь под статью», а не от жесткости и массированности карательной практики. Хотя отдельные показательные порки и казни для этого насущно необходимы. Там, где механизмы для этого отсутствуют, чиновничество работает преимущественно на себя. И неизбежно борзеет, разоряя население и озлобляя его в иных странах до степени социального взрыва. Такое ныне имеет место разве что в ряде стран вне зоны европейской цивилизации и Китая. А «цивилизованные» страны (прежде всего США) это всячески поощряют, ожидая момента, когда такие социумы можно окончательно и надолго «употребить» на свои нужды. Делается это все под благовест благонамеренных речей с трибун ООН, разного рода международных форумов, песнопений в западной прессе и электронных СМИ. По сути, бесокрыстной благотворительности как таковой и не существует, за исключением малозначительной (по своей значимости и масштабности) раздачи еды голодным. Каковая «охватывает» только мелкие группы нуждающихся да и то эпизодически. Но тому есть и обоснование: в целом человеческая цивилизация только несколько переедает, устойчиво увеличивая (пусть и неравномерно) свою общую численность. Причем, темпами, которые уже в обозримом будущем могут обернуться масштабным истощением природных ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего человечества. И неумолимо подводя его к черте, за которой «выживает сильнейший», который употребит свою мощь для физического устранения «лишних едоков» - конкурентов. В точном соответствии с известной пословицей: «Сытый голодному не товарищ». А точнее – голодный сытому непримиримый и опасный враг. Всегда и всюду. Не нападающий открыто до поры – до времени, но скрытно – постоянно: воровством, грабежами, попрошайничеством. И сочувствующий, симпатизиирующий любым практикам любых врагов «сытых». Будь то хоть и марсиане. Посему человеческая цивилизация никак не являет собой нечто целое, единое, но постоянно является поприщем каких-либо конфликтов разного рода, а то и натуральных войн. Как это и наличествует в мире дикой природы. Но в ней обходятся без вооружений современных армий, а потому войны природные в целом полезны, способствуют эволюции животного мира. Конфликты же человеческие, вкупе с нарастающим потреблением продуктов природы всегда разрушительны. Их «позитивная» роль только в том, что люди истово стремятся создать все более мощное, разрушительное оружие. И эпизодически «опробовать» его. На это направлены лучшие силы науки, техники, возможности экономик «развитых» стран. То есть, по сути в целом техногенная прежде всего человеческая цивилизации своей главной доминантой держит человечество в постоянном страхе военной агрессии какой-либо особо преуспевший в «развитии» державы, стремящейся получить свои прибыли военными грабежами. Но мотивирующей свое мародерство, маскирующей его какими-либо «гуманными» целями. Так и пребудет: высшая государственная власть полнится на 9/10 всегда самым агрессивным и алчным человеческим материалом. Природу которого не изменить, можно только  уничтожить какую-то его часть другой, более сильной, хищной стаей. Гуманисты же традиционно – окопный расходный материал. Да еще нередко с клеймом «врага народа».

            В целом же весь процесс селекции так называемых «элит» являет собой сплошной вред социумам во благо разного рода негодяйствующих, полнящих собой эти разного рода «элиты». За небольшими, как уже упоминалось, исключением: занятие науками, некоторыми видами творчества. Результатами которых прежде всего тоже пользуются, в основном, хищные «элитарные».

            Сами же творческие личности при этом вносят в жизнь социумов минимальные издержки на свою жизнедеятельность. В точном соответствии с известной формулой: «Настоящий интеллигент занимает мало места». Да и это место часть уступают ему с неохотой и при любом удобном случае стараются этим местом завладеть. Такова природа предрасположенных к неутолимому хищничеству: даже при своей полной миске остро приглядывать за содержанием тарелки соседа, лелея надежду черпануть и из нее. Делиться же своим предрасположены только люди добросердечные по своей природе и благовоспитанные. И, естественно, интеллектуально развитые, осознающие недопустимость господства естественных чувств над духовно-нравственными мотивациями. Достаточно массовым подтверждением устойчивого наличия такой генерации являются обитатели монастырей. Есть надежда, что они при случае могут послужить «рассадой» для увеличения численности человечества на основе высокодуховной и высоконравственной человеческой разновидности. Но вот учинится ли такой «случай» -  неведомо. Есть и иные предположения. Но пока наличие генерации духовно и нравственно состоятельных является едва ли не единственным сдерживающим (разными способами и средствами) фактором для тотального сползания населения в бездуховность и беспутства. Прежде всего созданием и «насаждением» литературы, поэзии, искусства. И своими прижизненными практиками, «технологиями» межличностных отношений. Кроме того, многие виды сваливающихся на людей несчастий вынуждают людей активно их использовать. То есть обдуманно, разумно им способствовать, поддерживая процесс, выражаемый пословицей: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Что противостоит сползанию многих людей в стагнацию, когда начинают жить по принципу: «От добра добра не ищут». То есть стремятся всячески удержать себя в благоприятных жизненных обстоятельствах. Стараясь одновременно «законсервировать» эти благоприятные обстоятельства. Так что вред от длительного пребывания в благостных обстоятельствах вполне может окончиться печально. Спасает многих от этой опасности то, что жизненная «пруха» ни у кого никогда не бывает слишком долгой, тем более – пожизненной. Если даже жизненные обстоятельства благодаря хотя бы родительским состояниям могут сохраняться благоприятными долго, то здоровье из-за излишеств и по мере старения человека неизбежно уходит. И пугающие старческие трансформации понуждают людей ухищряться на разные лады – лишь бы приостановить или затормозить этот процесс. Как правило, спохватываются и начинают что-то предпринимать с изрядным запозданием. А до того люди неосознанно полагают, что они стареть не будут, а будут постоянно деятельны, жизнеспособны и, по крайней мере, моложавы.

            Извечно стремление изрядно преуспевших явить свое благополучие окружающим, чтоб те понимали, что  они преуспевшим не ровня. Это вредоносное (разделяет социум, злит «широкие народные массы») влияние создает зачастую достаточно ощутимое напряжение в обществе, порождает ряд социальных проблем, от которых властвующим мало не покажется. А потому там, где властвующие разумны и организованны, они стараются как-то приводить в чувство генерацию как правило не сильно образованных (о воспитании и не речь) нуворишей. Чаще всего прибегая к разного рода силовым воспитательным мерам. Но там, где власть решительнее и дееспособнее, она действует жестче: «В Китае банкирам запретили дорогие отели. Китайским торговым финансистам, тяготеющим к роскоши, велели поумерить свои аппетиты, дабы сократить пропасть между богатыми и бедными. Главный надзорный орган Поднебесной по борьбе со взяточничеством намерен избавить служащих от западных представлений о «финансовой элите» и от избыточного стремления к «высокому вкусу»… Таким образом начальство хочет избежать внимания регуляторов и общественного осуждения». (Анна Белорусцева. «Не раздражать народ». «Российская газета». 28.06.2023г.). В России такая регулирующая система отсутствует и не появится.

            Там, где этой проблемой не озабочены и не заморачиваются на сей счет, не присмотренные чиновничество и богатеи (всегда тяготеющие и симпатизирующие друг другу) ускоренными темпами, приуготавливают свои социумы к какому-либо социальному потрясению или даже взрыву. Которые двигателями исторического процесса расцениваются весьма положительно. Вроде умозаключения: «Революции – повивальные бабки истории». Определенная правда в этом есть, но уж очень жестоки эти «повивальные бабки». В отличие от реальных – в человеческом воплощении. Те стараются причинять своим рожницам поменьше боли.

Стремления же людей, старающихся ощущения удовольствия доставлять себе чаще и длительнее, а неприятных ощущений (вроде необходимости регулярно чистить зубы и мыться) избегать, как правило, заканчиваются для них худо. Одни спиваются, другие добивают свое здоровье чрезмерным ожирением, третьи мотаются по венерическим диспансерам. Есть и четвертые, и пятые. Исключение – только сословия олигофренов, которые пребывают в счастливом состоянии почти в любых жизненных обстоятельствах. А вот собственный ум сверх обычной, среднестатистической «нормы» весьма часто делает жизнь человека насыщенной невзгодами, а то и еще чем-то похуже. О чем и поведал выдающийся русский мыслитель – создатель поэмы «Горе от ума». А в народной мудрости есть еще один «аргумент» тому: «Если вы проснулись, а у вас ничего не болит, значит вы умерли». Особенно «достают» душевные боли, муки по разным жизненным поводам. Гораздо сильнее и чаще у людей с неустойчивой психикой, возбудимых. В отличие от генерации душевно черствых, слабочувствительных, не вздрагивающих при каждом шорохе, писке. А все неудовольствия окружающих не принимают на свой счет.

            В качестве разнообразной компенсации в социумах регулярно воспроизводятся особи с иной, почти противоположной ущербностью восприятия. Для которых – «хоть камни с неба», а они и ухом не поведут. Категория так называемых «невменяемых». Какая из этих категорий удачливее, счастливее в жизни, никто и не подсчитывал. Нужды нет. Даны тебе твои достоинства и недостатки – и тащись с ними по жизни с их помощью или наперекор им. Что из этого получится, то и получится. Как о том у поэта:

«Игрок задорный, рок насмешливый и злобный
Жизнь и самих людей подводит под сюркуп:
Способный человек бывает часто глуп,
А люди умные как часто неспособны!
Вот, например, хотя бы грешный я:
Судьбой дилетантизм во многом мне дарован,
Моя по всем морям носилась ладия,
Но берег ни один мной не был завоеван,
И в мире проскользит бесследно жизнь моя.
Потомству дальнему народные скрижали
Об имени моем ничем не возвестят;
На дни бесплодные смотрю я без печали
И, что не славен я, в своем смиренье рад.
Нет, слава лестное, но слишком злое бремя,
Для слабых плеч моих та ноша тяжела.
Что время принесет, то и уносит время:
А человек есть персть, и персть его дела».

            Если же не вредить своему здоровью разного рода излишествами, то и душе вреда будет меньше, и разного рода недуги не будут кромсать нашу каждодневную жизнь. Истина очевидная, простая, но руководствуются ею только незначительное количество разумных. Обычно – их числа тех, кто имеют способность (волю) управлять своими желаниями, включая самые сильные – физиологические. Есть даже такие, которые способны крепить свое тело лечебным голоданием, регулярными спортивными занятиями. К сожалению, гораздо больше людей, которые на это неспособны, и даже не хотят этого, поступая наоборот: переедая, перепивая, пересыпая и т.п. Массово следуя уже упомянутому: «Что имеем - не храним…». Логики в таком поведении никакой. Посему суперкомпьютер в США и выдал свое «умозаключение» о человеке: «неразумен, опасен, подлежит уничтожению». Чем руководствовался творец человека – ведомо только ему. В недоумении пребывают и те, кто пытался хоть как-то выявить смысл и сущность «человека разумного»:

«Сначала, жизнь мне дали, не спросясь.
Потом – невязка в чувствах началась.
Теперь же гонят вон… Уйду! Согласен!
Но замысел неясен: где же связь?».

            В этой ситуации все держится на мощном инстинкте жизни, которой реально на пределе возможностей оберегает, спасает от любой опасности любая особь и в мире животных. Иные же люди настолько усердствуют в этом, что нередко причиняют себе этим серьезный ущерб или того же хуже. И не только в разного рода самолечениях: в попытках воздействовать на свое душевное состояние, в истовом стремлении к достижению целей, превышающих возможности самого человека. А то и вовсе находящиеся за пределами обычного человеческого понимания или даже здравого смысла. Чему кое-как пытаются противостоять психотерапевты, священнослужители. Обычно в эту категорию попадают люди, не сумевшие определиться с выбором своих основных социальных функций. Или оказавшиеся непригодными для их исполнения практически по всему их наличествующему спектру. Так называемая в просторечии категория «неприкаянных»: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга».

            Но полагать эту категорию браком не следует: эта «нестандартная», малопригодная или вовсе непригодная ни к чему полезному публика своими несуразностями разного рода не только травмирует, но еще и развлекает. О чем и умозаключение: «Чудаки украшают мир». Правда, далеко не все: иные (их больше) этот мир несколько безобразят, опасны для окружающих.

            К сожалению, уродуют мир далеко не только «нестандартные» - «человек разумный» зачастую гораздо опаснее. Причем, осознанно, целеустремленно, хотя бы уже непрерывным усилением гонки вооружений, погоней за сверхприбылями. И этот «разумный» вред «человеков разумных» несопоставимо больше и разрушительнее для цивилизации всех наличествующих вредов всех сущих «людей неразумных». Невостребованных и неприкаянных. Надежд на изменение ситуации в лучшую сторону пока нет и похоже не предвидится.  

Декабрь 2023 г.