Светлое будущее человечества

          Людей в здравом уме, занятых полной мерой обустройством собственной жизни, решение множества разнообразных, постоянно возникающих собственных жизненных проблем и проблемок, забот не только о “светлом”, но и любом ином будущем человечества не занимают и в малой сере. И это вполне понятно: со своей-то судьбой у любого  сложные неопределенности, неясности, непонятности. Да и жизненные императивы человека важны прежде всего только для него самого, его родителей, членов его семьи. Остальным это не интересно, да и не нужно. О чем давным давно высказал и поэт:

            “Какое дело им до горя моего -
            Свои, свои у них заботы и печали.
            И что им до меня, и что им до него,
            Они, поверьте мне, и без того устали.
            Какое дело мне до всех печалей их.
            Пускай им тяжело, томительно и больно:
            Менять груз одного на груз десятерых
            Конечно не расчет. Хотя и сердобольно”.

Так что тема “светлого будущего всего человечества” остается предметом внимания разве  образованных что людей, обреченных по разным причинам на праздность. Вроде многолетнего пребывания в тюремной камере с “коллегами” или пожизненного пребывания в психоинтернате.

Что касаемо заполошных партийных идеологов КПСС, носившихся с этой (и многими другими завиральными) идеей, то их деятельность на своем идеологическом поприще никем не контролировалась, ничем не выражалась - они сами по своему собственному произволу определяли “идейное содержание” “руководящей и направляющей роли КПСС”. А посему границами их идеологическим измышлениям служили разве что только опасения выглядеть выжившими из ума в глазах своих же коллег, собратьев по идеологическому ремеслу.

Прежде всего это касается утверждения, что идеи могут каким-то образом “овладеть массами” сами по себе: даже не сильно замысловатые соображения в головы человеческих множеств приходится вбивать долгими усилиями, опираясь на весь арсенал СМИ. Легко усваиваются только идеи потребительского характера, например, прежде всего как “отнять и поделить” чужое.

Что же касаемо собственного желаемого “светлого будущего”, то почти у каждого с этим множество разнообразных проблем. Прежде всего в том, чтобы это будущее имело место быть и для его родных и близких. Равно как и для нации, государства. Но тоже не далее чем на одно-два поколения вперед. Не дольше: там уже и родство растворяется в смешении “ветвей” разнообразных родственников. А варианты возможного будущего множатся беспредельно. Что вынуждает жизненно заинтересованных в этом политиков, разного рода “элитарных”, разведки содержать для прогнозирования событий целые научно-исследовательские центры. А к ним - серьезные государственные структуры, щедро финансируемые по продвижению и реализации наиболее желанных вариантов развития хотя бы ближайшего будущего. У немногих кое-что из этого получается, но далеко не у всех. Да и получается, как правило, не так и не то, что хотелось, полной мерой. Но это не останавливает такие усилия: не будешь заниматься этим ты - обязательно этим будут заниматься разного рода оппоненты, конкуренты, супротивники, враги. Посему мути вокруг разнообразных проектов, технологий “сотворения светлого будущего человечества” - как в песчаные бури в пустынях. Все это сопровождается потоками разного рода вранья, измышлений, укрывается секретностями разного рода и степени. То есть, профессионально подготовленного (и не очень) народу здесь всегда занято множество, ресурсов они постоянно поглощают немеряно. Под нескончаемый благовест песнопений в честь своих успехов, каковых ни увидеть, ни измерить практически невозможно. Всему этому есть точное и верное определение в короткой формуле: “Кипенье в действии пустом”.

Конечно, в  качестве рабочей информации здесь циркулируют потоки не только измышлений, приукрашиваний, но и объективная и точная научная  и разведывательная информация. Но действующие сложные схемы реализации даже важнейших государственных решений реализуются множеством взаимодействующих в режиме реального времени друг с другом структур, должностных лиц, качественно контролировать которых некому и нечем. Этот процесс постоянен, в целом своем содержании почти неизменен. Цель его  - главная, неизменная - жизнеобеспечение ресурсами как отдельных людей, так и их сообществ, госструктур. Как и в живой природе, где основная цель любой жизнедеятельности - обеспечить себе - устойчиво и надолго - достаточную кормовую базу. Чтоб хватило и потомство воспроизводить и выращивать, да еще в неустранимом ничем внутривидовых и межвидовых противоборствах выживать. Никто это исправлять не стремится - не до того, да и нечем и незачем: заботит это умы только немногих ученых, философов, у которых  есть для этого досуги и их содержат социумы на своем жизнеобеспечении. Пусть и довольно скудно, как правило. Но и предположение  ученого люда не гарантирует высокой степени недостоверности:

“Что там за плотной занавеской тьмы?

В гаданиях запутались умы.

Когда же с треском рухнет занавеска

Увидят все, как ошибались мы”.

Неодолимое стремление каждого человека жить и выживать на пределе напряжения всех своих жизненных сил - главное свойство не только людей, но и всех сущих животных: О чем вполне выразительно высказался и поэт:

“Игрок задорный, рок насмешливый и злобный

Жизнь и самих людей подводит под сюркуп:

Способный человек бывает часто глуп,

А люди умные как часто неспособны!
            Post scriptum: Вот, например, хотя бы грешный я:

Судьбой дилетантизм во многом мне дарован,

Моя по всем морям носилась ладия,

Но берег ни один мной не был завоеван,

И в мире проскользит бесследно жизнь моя.

Потомству дальнему народные скрижали

Об имени моем ничем не возвестят;

На дни бесплодные смотрю я без печали

И что не славен я в своем смиренье рад.

Нет, слава лестное, но часто злое бремя,

Для слабых мышц моих та ноша тяжела.

Что время принесет, пусть и уносит время:

И человек есть персть, и персть его дела”. 

            Животные (включая высших приматов) на осмысление своей жизнедеятельности не отвлекаются: “Не до жиру - быть бы живу”.

            Но люди о своем будущем и размышляют и кое-как заботятся. Пусть и в самых утилитарных смыслах: чем завтра - послезавтра кормить себя и семью. Тем не менее и животные, следуя своим инстинктам, делают запасы еды на зиму, обустраивают теплые гнезда. И чем больше удастся сделать припасов, тем посветлее и их ближайшее будущее. Главное отличие человеческой практики в этом - меры припаса обычно нет: чем больше тем лучше. А излишки идут в рыночные обмены, торговлю. Продовольствие, ко всему, активно используется и как важнейший ресурс управления, политики. И как важнейшие средства в экономической  политике мирового уровня. Человеческая цивилизация усиленно искала и находила средства и способы надежного и изобильного  обеспечения себя продовольствием. Правда, не для всего человечества, а для, прежде всего, своих “элит”, и наиболее развитых технико-технологических социумов. А конкурирующим нациям  создавались в этом всяческие трудности и проблемы. Прежде всего чтобы иметь в их лице сравнительно легко управляемые человеческие сообщества (всегда остро нуждающиеся в потреблении возрастающих объемах продовольствия). Беспощадность и жестокость таких непрерывных рыночных распределений производимой еды оставляет на грани голода множество населения целых стран. Что мотивирует религиозные общины, общества милосердия действовать напрямую по спасению больших человеческих групп от голода и голодной смерти. А наиболее совестливых подвигает к выработке целых политических программ и созданию политических партий для переустройства социальных укладов, да и всего мирового экономического устройства. Но надежд на то, что кому-то  как-то удастся этого добиться во имя “светлого будущего человечества”, нет даже у патологических оптимистов. Что, правда, никак не сказывается на желании людей упорно длить свой род наперекор всем житейским невзгодам. Да и обременены люди в немалой степени осознанием своей грядущей нелегкой жизненной участи. Иначе ситуация была бы радикально иной:

“Страданий горы небо громоздит.

Едва один рожден - другой убит.
            И неродившийся бы не родился,

Когда бы знал, что здесь ему грозит”.

            Но всеми людьми устойчиво движет ничем и никем не сокрушаемая вера  в свою грядущую счастливую (или хотя бы удачную или благополучную) судьбу. Люди малообразованные, плохо осознающие и понимающие свои возможные грядущие жизненные обстоятельства и проблемы, обычно обращаются за предсказаниями своих возможных судеб к гадалкам. Иные сами практикуют для этого гадания на картах или еще как-то. Особенно в периоды масштабной и длительной социальной нестабильности, неустроев. Но даже неблагоприятные предсказания своей судьбы (что случается редко: даже цыганки в своих пророчествах щадят своих клиентов) люди стараются побыстрее забыть. Тем более - не оглядываются на них постоянно и долго. Уж очень каждому хочется  надеяться и верить (и это вполне легко удается), что “его минует чаша сия”. То есть, житейские невзгоды или несчастья минуют его стороной. Обычно этой вере никто и ничто не препятствует. Более того, люди стараются внушить своим близким и друзьям надежду на избавление от невзгод и несчастий даже когда они уже свалились кому-то  на голову. Даже в очевидно безнадежных ситуациях: “Надежда умирает последней”. Именно надежда здесь - последнее “бомбоубежище”. Кроме немногих способных здраво оценивать свою жизненную ситуацию в ее самых нерадостных вариантах:

            “Дни сочтены, утрат не перечесть.
            Живая жизнь давно уж позади,
            Передового нет и я как есть.
            На роковой стою очереди”.

            И при этом держать себя в руках, не позволяя погружаться, тонуть в тоскливых состояниях собственной души. Не подвержены этому разве что только истинно религиозные люди, не сомневающиеся в последующем посмертном существовании собственной души. И старающиеся по мере сил и своего понимания принять это как неизбежное и приуготовится получше к нему.

            Пребывая постоянно (с вхождением в пору зрелости обычно) в этом состоянии, люди, естественно, совершенно равнодушны к разного рода переживаниям по поводу грядущего для человечества. И это - норма:

            “Какое дело им до горя моего.
            Свои, свои у них заботы и печали.
            И что им до меня, и что им до него -
            Они, поверьте мне, и без того устали.
            Какое дело мне до всех печалей их.
            Пускай им тяжело, томительно и больно:
            Менять груз оного на груз десятерых.
            Конечно не расчет, хотя и сердобольно”.

            Хотя безусловно, любому человеку в здравом уме неизбежность какого-либо варианта вселенской катастрофы радости никакой бы ни доставила. Неосознанно каждый ощущает себя принадлежащим человечеству как таковому. И каждый судьбу человечества ощущает и как грядущую судьбу своего рода, своих наследников. А уж тем более травмирующей бывает допущение губительного для человечества нашествия каких-либо инопланетян. Хотя как сценарий какого-либо фантастического фильма ужасов такое допускается: и чтоб человеческую психику встряхнуть. И чтоб все-таки не терять бдительности по поводу и таких возможных опасностей человеческому роду. Пусть и гипотетических, не имеющих перспектив реализоваться: “На то и щука в море, чтоб карась не дремал”. Лучше, однако, чтобы эта “щука” была  бы все-таки из области фантастики, домыслов: наличие реального, смертельно опасного врага людям нежелательно ни в каких вариантах. А иным разнузданным коммерсантам - кинематографистам, при случае, желающий может и морду лица набить, если очень захочется. Лишь бы их болезненные фантазии не имели никаких шансов стать хоть в малой мере реальностью. При том, что реально почти никто из людей не разобрался, в чем смысл и его личного существования и всего человечества в том числе. И этот вопрос присутствует и поныне в сознании многих мыслящих людей:

            “”Сначала жизнь мне дали, не спросясь.

            Потом несвязка в чувствах началась.
            Теперь же гонят вон. Уйду, согласен,

            Но замысел не ясен: где же связь?”.

            Но несмотря на “неясность замысла”, практически никто из здравомыслящих людей не тяготится обязанностью жить - существовать даже в условиях непонятности смысла всего существования. О чем - и у поэта:

            “И все же, может быть, рожден я не напрасно.
            В семье людей не всем, быть может я чужой.

И чья-нибудь душа откликнулась согласно
            На отлетающий минутный отзвук мой”.

            Тревоги по поводу неясностей со “светлым будущим человечества” особых проблем не представляют даже для тех немногих, кого они посещают. Для полного душевного спокойствия здесь полной мерой достаточно уверенности  в наличии условий нормальной достойной жизни для своих детей и внуков. О правнуках беспокоятся гораздо реже, не говоря уж о более дальних поколениях родственников. Которые гарантированно (такова реальность) не будут вспоминать и свою усопшую родню. Разве что только по случаю недовольства какими-либо “неправильными” распоряжениями по поводу наследства.

Особо заморачиваться воспоминаниями о достойных действиях своих предков обычно поводов и нет: что состоялось в близком и отдаленном прошлом не дано изменить никому и ничему. Это понятно любому взрослому человеку.

Обоснованные (хоть сколько-нибудь) опасения за будущее своих детей и внуков способны мотивировать вполне реальные и решительные действия родителей по недопущению таких вариантов их грядущей судьбы. А если что-то грозит большинству приходящего поколения, это рождает целую политическую программу для государственной власти, направленную на недопущение реализации негативного сценария. Такое обстоятельство в сильнейшей степени формирует политику систем госвласти в каждом социуме. Для этого функционируют целые институты, службы разведки, системы госбезопасности. Многого удается избежать, но далеко не для всех несчастий и бед: “побеждает сильнейший”. Или наиболее хитрый и подлый (что в политике ценится наравне с другими преимуществами). Да еще кому больше повезет с благоприятными обстоятельствами и случаями. Что гораздо важнее всего прочего.

Одно здесь важно - никто из дееспособных, профессионалов, владеющих ресурсами управления, никогда не занимается обустройством “светлого будущего человечества”. Хотя бы уже потому, что человечество являет собой вечный сброд самых разных этно-культурных групп, сообществ. У которых никогда не было и не будет единых для  всей цивилизации целей, задач. По крайней мере до тех пор, пока не начнется массированная  высадка тех же марсиан на нашу планету. Или кого-нибудь еще с тараканьими усами или крылышками саранчи.

Чего, скорее всего, “прогрессивное человечество” не дождется - скорее иссякнут главные жизнеобеспечивающие ресурсы планеты. С чем вполне вскорости могут справится даже одни китайцы, плодящиеся ныне со скоростью той же саранчи. Эта перспектива ныне реальнее любого варианта нашествия инопланетян. Да еще с учетом того, что по мере сокращения мировых ресурсов той же еды будут неизбежно возникать и шириться разного рода масштабные войны между государствами, их союзами и блоками. Эта перспектива  можт быть остановлена разве что только взрывами термоядерных боеголовок. Каковые наглухо закроют не только какое-либо “светлое”, но и любое другое будущее человечества.  К этому дело постоянно движется: самые сильные страны только усиливают гонку вооружений, бросая в эту прорву зачастую даже то, что насущно необходимо для жизни и выживания собственной нации, государства. И конца-края этому не видно. Прежде всего потому, что сверхприбыли военно-промышленных комплексов стран служат неодолимым неиссякаемым источником непрерывного обогащения самых алчных, своекорыстных сообществ негодяев человеческих сообществ. Для которых все остальные смыслы человеческого существования ничтожны. Как ничтожно и все человечество как таковое.  И главным “руководящим принципом” любой жизнедеятельности всех этих “элитарных” остается на все времена одно и то же: “Прав тот, кто стреляет первым”. И, естественно, не промахивается при этом. Эта звероподобная  генерация “человекообразных” элитарных, благодаря наилучшим жизненным условиям их существования воспроизводится всегда избыточным числом и обладает наивысшей живучестью. Которой никак и ничуть не мешают ни совесть, ни интеллект, ни разные там душевные переживания и муки. Посему, никогда те из этой генерации не будут тратить никакие имеющиеся у них ресурсы иначе как только с целью получения новых прибылей, политических дивидендов. То есть, ни о какой духовно-этической эволюции человечества речи идти не может. Дело так и ограничится научно-техническим прогрессом. Положить конец которому реально может ныне совершенная масштабная региональная или мировая война. После которой от человеческой цивилизации могут остаться только обломки:

“Покололист века. Черепки, черепки.

Но от них без ума восхищенный ученый.

Припадает он к ним к устам нареченной.

Извлекая из времени, мутной реки.

Неужели и наши дела так уж плохи,

Что по склейкам кому-то лишь будет видна.

Наша жизнь. О безумье, от каждой эпохи

Черепки, черепки оставляет война”.

На грани именно такой вероятности нашего будущего уже долгие десятилетия балансирует человеческая цивилизация как таковая. С надежной перспективой оставаться в такой ситуации и на все обозримое будущее. С той только прибывающейся разницей, что мощь разрушительных средств, готовых к “употреблению” все время возрастает. Равно как и количество этих средств и ресурсов по их поддержанию в постоянной боеспособности. Есть ли грань, граница этому “эволюционному процессу” определить доподлинно вряд ли возможно. Постоянным здесь остается только еще одно обстоятельство: надежда, что  обойдется, пронесет. Что какой-нибудь психопат - маньяк не получит хитростью или еще как доступа к ядерной кнопке в каком-либо государстве, имеющим свой ядерный потенциал.

Это стародавние опасения потеснила новая угроза: “Беседа посвящена смерти капитализма, которая наступает сейчас под влиянием стремительно развивающихся технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта. Новый старт… его называют “технофеодализм”, основан на господстве гигантских технологических корпораций… Капиталисты являются теперь вассалами технических лордов, людей, владеющих цифровыми облаками”. (“Глобальные техномонстры”. “Завтра”. №46, ноябрь 2023г.).

Новые “активисты” новых технологий власти и управления не отменяют наличия традиционных: разведок, финансовых и политических кланов, ВПК. Они перераспределяют роли в традиционных технологиях выработки, принятия и реализации управленческих решений. Меняют иерархические “конструкции” властвующих, вводят в их составы представителей, новых социальных групп. Речь, естественно, не идет о полной замене традиционных “коллективов” для принятия властных решений на машинный интеллектуальный потенциал: никто из властвующих традиционно “элитарных” без боя не на жизнь, а на смерть свою власть никому не  уступит. Тем более - “железу”. Чему есть и весьма и весьма грозные предпосылки: при исследовании возможностей искусственного интеллекта в управлении спецслужбами одна из программ управления на базе ИИ пришла к выводу, что человек в системе управления ненужное звено совсем Мешающее, иррациональное, а потому подлежащее изведению. То есть, искусственный интеллект не сумел развиться до искусства и способностей человеческого интеллекта  врать, сознательно дезинформировать, лицемерить. Есть чем нам гордиться, пока выходит. Преодолеет ли искусственный интеллект это недостижимую пока для него планку вообразить себе трудно.

Тема “светлого будущего человечества” изначально бессодержательна и бессмысленна: даже ни один клинический поборник этой идеи не в состоянии будет дать этому понятию более-менее четкое и толковое обоснование. Хотя бы уже потому, что человечество не представляет собой некий разумный организм. И являет собой смесь народностей, наций, рас, находящихся друг с другом в непрерывных противоборствах, конфликтах. А пресловутая ООН - всего лишь площадка для политических говорунов, где они пытаются друг друга как-нибудь употребить себе на пользу, а иным прочим - во вред. Получается это у них не очень, но зато все заняты, являются объектами постоянного внимания мировых и национальных СМИ. Чего им бывает вполне достаточно: казаться чем-то  содержательным и полезным. За исключением только немногих истинных радетелей за свои Отечества. Люди это сплошь стихийные атеисты, для которых посмертное воздаяние душе за прижизненные гнусности, паскудаства - “бред сивой кобылы”. Чем и ведомы они по жизни, и наполнены бессодержательной пустотой. Респектабельной бесконечной суетой. Служащей в лучшем случае только благодатным материалом для мемуарной литературы. Которая сама по себе мало кому интересна кроме университетской профессуры. Особого вреда в этом нет - это не самое малопривлекательное и пустое занятие под разными флагами, а местами не менее зрелищное, чем популярные мультфильмы для детей. Ситуация для человеческой цивилизации складывается все больше по стародавнему житейскому принципу: “Не до жиру - быть бы живу”.

Кое-кого это, естественно, беспокоит в немалой степени. Но опять же, не применительно к человечеству и его будущему, а  исключительно из соображений собственного выживания. Даже если от остального человечества останутся рожки да ножки. Поводов здесь для крайней обеспокоенности немало: “Средневековое общество жило напряженным ожиданием прихода Антихриста и наступления “конца света”, предсказанного в знаменитом “Откровении Иоанна Богослова”...

В новейшее время роковые пророчества получили наукообразное оформление - человечеству предвещали гибель от перенаселенности, экологической катастрофы, нашествия инопланетян, становления Земли с астероидом, генетического вырождения, в результате ядерной зимы и, наконец, как следствие глобального потепления. Все эти сценарии так или иначе сохраняют свою актуальность, однако сегодня на первый план вышла угроза, которая прежде была уделом скорее научной фантастики. Это - “восстание машин”, точнее - “искусственный интеллект” (ИИ), который способен либо сделать людей лишними на земле, либо и вовсе уничтожить человечество”. (“Электоральный апокалипсис”. “Российская газета”. “24 часа”. №48, 2023г.).

Это особенно “приятно” осознавать, если помнить, что искусственный интеллект создан людьми как оружие для противоборств, войн друг с другом. То есть: “За что боролись, на то напоролись”. И уж в который раз. Так и пребудет: повергнуть своих врагов любой ценой для людей несопоставимо более важные проблемы, чем выживание человечества как такового. Предпосылок для радикального изменения такой установки нет никаких: эгоистическая природа человека неизменяема никакими научными технологиями.

А посему доминантами устойчивых внутренних интересов (вместе с рядом других, прежде всего личных) людей остаются желания, чтоб у конкурентов, соперников, противников несчастья случались и часто, и тяжелые. Даже ценой отказа от некоторых личных обретений и побед “доброжелателей”.

Исключение составляют люди по своей натуре совестливые, но таких немного бывает  в каждом социуме. Это, как правило, высокообразованные и потому духовно-нравственно состоятельные личности. Которые проявления у себя зависти, недоброжелательства к окружающим воспринимают как ущерб собственной души. Что их травмирует, и с чем они всячески осознанно борются. Как правило, вполне успешно. Никому не хочется выглядеть в свою собственных глазах существом нравственно ущербным. А от самого себя не скроешься, себя не обманешь. Во всяком случае -надолго или насовсем. Именно поэтому потомственная интеллигенция всегда заметно отличается манерами взаимоотношений с окружающими от малообразованных (тем более - невежественных) “широких народных масс”. Прежде всего ровным, уважительным отношением, к людям вне зависимости от социальных статусов и иных достоинств своих респондентов. Что вывел в виде формулы достойного поведения поэт еще в стародавние времена:

“Закрой Коран. Спокойно оглянись

И думай сам. Добром всегда делись.

Зла никогда не помни. И чтоб сердцем

Возвыситься - к упавшему нагнись”.

Это “провоцирует” у большинства из окружающих естественное, искреннее желание ответить тем же или лучшим. Не понимают, не осознают это только по своей натуре злобноватые, завистливые. Каковые воспроизводятся в каждом поколении регулярно, устойчиво, немалым числом. В том числе и как испытание, “тренерский состав” для нравственно состоятельных. Чтоб достойные качества и чувства людям было где и по каким-то поводам реализовывать делом, противостоя паскудным житейским практикам негодяйствующих. Вечным, неудаляемым никогда полной мерой стимулом которых являются их внутренние потребности к физиологическим удовольствиям, обретательству, накопительству, стяжательству. Сопровождаемых по мере их удовлетворения состояниями животной радости и блаженства. Люди достойные тоже переживают состояния удовлетворения от доброкачественного питания, иных жизненных благ. Но блюдут разумные пределы таких потреблений, не позволяя себе погружаться в чрезмерности, излишества. Осознавая такие подвижки в своих жизненных устремлениях как опасные симптомы своей духовно-нравственной деградации и стараясь решительно подавлять их в себе. Примерно так, как это делают люди образованные с симптомами старения своего тела, организма: увеличивая физические нагрузки, регулируя режимы и состав питания и т.п.

Чего обычно не делают люди, предрасположенные почти целиком руководствоваться своими физиологическими нуждами, потребностями. Граница между этими двумя основными категориями хорошо видна, очерчивая два разновеликих психотипа людей. Которые инстинктивно сторонятся друг друга, что дается им это без труда: поводов для внутренних духовно-нравственных симпатий нет. И это состояние практически неизменно. А для отторжений - более чем достаточно - даже манеры проявления традиционных чувств несопоставимых и неприемлемых представителям другой группы. А вот оснований для антипатий, неприятия  - множество. Причем антипатий непримиримых, каковые часто гораздо глубже и сильнее классического неприятия собаки и кошки. Компромисс здесь традиционно достигается осознанием сообществом интеллектуалов острой необходимости  сохранять и крепить национальное единство перед лицом неизбежных других угроз и опасностей, исходящих непрерывно от конкурирующих этносов, наций. Точнее - их элит. Прежде всего от их вооруженных сил, спецслужб, конкурирующих экономик. Постоянно и неустранимо проистекающих из противоборств наций за природные ресурсы, свои жизненные пространства, рынки. Так и пребудет: межплеменная рознь устойчиво воспроизводится, народонаселение увеличивается, природные ресурсы остаются ограниченными, а многие по мере их интенсивного  потребления “прогрессивным” человечеством, уменьшаются и не восстанавливаются. Что гарантирует все более вооруженную и ожесточенную “дружбу народов”. Многих из которых уже в обозримом будущем изведут под корень. Это, по всему,  единственная технология если не просветления какого-либо будущего, то хотя бы задержки наступления полной темноты для наиболее слабых этносов.

Второй неустранимой причиной гарантированных в будущем социальных потрясений разного рода и масштаба является неистребимое ничем хищение “вверенного” казенного имущества, финансовых средств, любых иных ценностей и благ теми, кто ими управляет. Предрасположенность большинства людей к хищениям и воровству способна не только лишать людей совестливых желания бороться за социальную справедливость в любых ее видах и формах, но и наглухо купировать контакты с иными, более развитыми внеземными цивилизациями. А достойных людей - тянуться к орудиям кары и возмездия: плетке, кандалам веревочной петле или расстрелам.

Практически вся генерация людей преуспевших в жизни - почти сплошное ворье разного покроя и ухваток. Им глубоко наплевать на то, что о них думают - лишь бы не попасться на хищениях и не “загреметь по статье”. То есть, это “интернациональная” порода бессовестных, которым плевать мнения о них окружающих: “Хоть горшком назови, только в печь не ставь”. Эта публика потому и является истовым приверженцем “свободного демократического общества”, что в таком обществе у них меньше всего риска быть уличенным, жестоко наказанным. А главное -заклейменным каким-либо четко изобличающим их способом и средством. Казаться респектабельным и порядочным во всех отношениях и смыслах - единственное, что их подвигает хоть с какой-то приемлемой социализации. Отсюда - стремления, неодолимая тяга к титулам, званиям, наградам, знакам отличий (вроде генеральских лампасов, коронам и т.п.).

Но есть, слава Богу, некая устойчивая категория, не подверженная всесокрушающему патологическому честолюбию как главной жизненной мотвации. О них у поэта:

“Желанье счастия в меня вдохнули боги;

Я требовал его от неба и земли

И вслед за призраком, манящим издали, Жизнь перешел до полдороги,

Но прихотям судьбы я боле не служу:

Счастливый отдыхом, на счастие похожим,

Отныне с рубежа на поприще гляжу —И скромно кланяюсь прохожим”.

Но перейти в такое состояние дано немногим, подавляющему большинству неизлечимо склонных к обретательству накормить досыта свою склонность к стяжательству, накопительству не дано их породой. Для которой всего обретенного всегда мало и хочется еще и еще. Это лечится только частично, вернее, несколько ограничивается только расстрельными статьями уголовных кодексов. И практиками по их применению, достаточно частыми. Другого способа и средства умерить аппетиты этой многочисленной и многоликой ненасытной породы не существует.

Вред несокрушимый от этого всего не только в том. создаются мертвые сокровища, уменьшая размеры работающих на социум капиталов, но еще в большей мере в том, что этот “тренд” стал общепризнанным занятием, которому посвящает жизнь большинство дееспособных людей. Правда, не занято этим и изрядное число госслужащих (в числе каковых много военных правоохранителей, сотрудников спецслужб). Исключение в худую сторону в этой категории составляют госчиновники с их необоримыми коррупционными практиками: “накопленное” они превращают в сокровища (прячут, то есть) или выводят на анонимные вклады в зарубежные банки. То есть, вредны вдвойне - втройне в сравнении с иными категориями стяжателей. В особо благоприятных (для коррупции) находится чиновничество так называемых “демократических режимов”. По причине того, что выборная высшая власть (разного рода парламенты) практически никогда не прибегает (по своей неспособности) к жестоким массовым репрессиям по отношению к взяточникам и казнокрадам. И в таких режимах коррупционные практики являются неотторжимым сопровождением жизнедействия всех структур власти и управления. Правда, с единственной положительной  чертой: “рыночная” конкуренция внутри сословия мздоимцев способствует сохранению некой умеренности в размерах взимаемой мзды. И одновременно вносит определенную устойчивую ясность в сметы предстоящих расходов по реализации принятых решений, проектов. Где коррупционные затраты могут быть рассчитаны по известным всем деловым людям расценкам.

Что не отменяет ситуаций, когда взяткодатели конкурируют друг с другом, стремясь получить монопольный доступ к “услужающему” за мзду чиновнику. Тогда ставки могут заметно подрастать. Но это - скорее исключение из общепринятой практики дающих и берущих мзду. Кроме всего этого, взятки помогают уменьшать помехи в производственных и торговых делах из-за обилия и сложности регулирующих, ограничивающих правил. Возникающих часто и из-за разсогласованности действий разных регулирующих ведомств. А скрытая (и необоримая) торговля высшими госсекретами,ю ко всему прочему, объективно снижает напряженность и опасность разного рода противоборств и конфронтации с опрой на вооруженные силы и спецслужбы. Что, правда, не меняет отношения к выявленным шпионам - предателям. Каковыми, как правило,  уготована какая-нибудь позорная казнь (если, естественно, они не успевают вовремя сбежать к своим). Но стимулы для рыночного предательства настолько впечатляющи, что эта практика необорима и неистребима во всех видах жизнеятельности и во всех землях (кроме, разве что, районов вечной мерзлоты на Крайнем Севере, где холод и снег доступны в любых количествах бесплатно). Ко всему, следует осознавать, что взяткодатели далеко не всегда вынуждены платить мзду - во множестве случаев они крайне заинтересованы в том, чтобы взятку у них приняли. В обмен, естественно, на нужную им услугу чиновника - взяткополучателя. В наибольшей мере это свойственно высшим уровням исполнительной власти, где обретаются со своими “просьбами” наиболее крупные предприниматели и собственники. И где главную опасность для них представляют не правоохранители как таковые, а отвергнутые ими (по разным причинам) взяткодатели. Стремящиеся иногда получить сатисфакцию за свою неудачу, обиду. У которых, как правило, достаточно тоже своих влиятельных знакомых, а то и друзей в среде правоохранителей, спецслужб. Миры чиновничества и предпринимательства всегда тесно соприкасаются, пересекаются множеством разнородных деловых и дружеских связей. Мир со своей субкультурой, обычаями, в котором друзья - предприниматели стараются активно помогать своим служивым соратникам по жизненной борьбе. А их оппонентами такими же приемами и средствами мешать. Или при случае - и “подводить под статью” (или пытаться это сделать на разные манеры). Подобное - гарантированно сохранится и на всем обозримом будущем, являя его единственную сторону “светлости”.

Рудиментами непомерного чинопочитания в прошлом, в которых обильно подчеркивалась просветленность и разного рода вельмож, остались литературные образчики: “ваше сиятельство”, “ваша светлость”. Что, правда, никогда не включало никаких внутренних “подсветок” таких “сиятельств”. Но практика упорно этого придерживалась, превосходя даже  религиозные приверженности безмерного ритуального “уважения к вышестоящим”.

Что несомненно, в силу законов социальной психологии, стимулировало и некое устойчивое внутреннее убеждение “вельможных панов” в своей способности каким-то образом “светиться”. Быть каким-то образом “просветленным”. В лексике тех времен популярными были такие аттестации,ю как “светлый ум”, “светлая душа”, “светлая личность”. Содержания и раельного смысла в них для употреблявших такие определения было больше, чем, к примеру, именам святых, подвижников веры. Хотя бы уже потому, что реальные носители “светлых” титулов могли бы быть хоть чем-то полезными, нужными тем, кто к ним обращался. Даже если эти надежды на полезность были иллюзорными, надуманными самими поклоняющимися.

Благостные, благонамеренные, жизненно насущно важные надежды полнят человеческие сознания всегда, но особенно сильно и плотно - в периоды жизненных невзгод, несчастий. Как о том в популярной некогда песне:

“Все случается в жизни:
            Непогода и мгла,

Налетает метель

Ураганом кромешным.

И судьбою твоей

Управляет тогда

Алый парус надежды,

Алый парус надежды”.

То традиционное обстоятельство, что для подавляющего числа людей их лучшие надежды почти никогда не воплощаются в их жизнь, ничего не меняет в неистребимости надежд в умах и душах людей. Разве что только одни надежды меняются на другие. Когда этого не происходит, как правило, случаются кризисы душевного состояния. Зачастую приводящие к суицидам. Причинами же большинства трагедий вне душевных кризисов являются только производственные (включая гибель подлодок) или бытовые несчастные случаи. Что по мере развития техносферы цивилизации происходит все чаще. Но людей это особо не пугает: несчастья-то случаются не со всеми одномоментно, а только с немногими. А людей кругом полным полно и становится все больше. Один только автотранспорт в этом отношении чего только стоит, но никому в голову не придет его запрещать ныне из-за этого - отправят в психушку, как минимум.

Для одоления разного рода астенических состояний людей по любым поводам, примирения их с неблагоприятной или вовсе тяжелой жизненной обстановкой служит индустрия развлечений, киноиндустрия, затопившая цивилизации с помощью электронных средств “доставки”, прежде всего - телевидения. И как вершина индустрии противостояния депрессиям - моря разливанные потребляемой регулярно алкогольной продукции. Чему ни в малой степени не мешают полностью аргументированные и постоянно звучащие предостережения врачей, специалистов: “Алкоголь - это яд”. В любых видах и дозах. За получаемые от алкогольных возлияний физиологические  удовольствия - явные, наличествующие сей момент - подавляющее большинство людей без колебаний готовы расплачиваться грядущими личными трагедиями. Иллюстрацией чему - простенький анекдот: “На плакате с надписью “Пьянство - медленная смерть!” кто-то сделал приписку: “А мы и не торопимся”. Естественно, этот вызывает смех, но не вызывает реального опасения за будущую собственную беду. Каковая неизбежно приходит к людям регулярно пьющим (алкогольные напитки, понятное дело). Огромную роль в таком традиционном, “легком” массовом восприятии серьезнейшей для здоровья и жизни человека информации играют разного рода популярные безосновательные надежды, типа: “Авось меня минет чаша сия”. Хотя даже поверхностный здравый анализ социальной статистики таких надежд не дает никому. Но жизненная ситуация для каждого  остается неизменной в смене поколений: “Надежда умирает последней”. То есть, обычно в месте с самим надеющимся.

Это, по всему, единственная реальная светлая полоска  в грядущем (если он еще остался) отрезке жизни. Когда от изобилия надежд юности осталась одна, реже - две последние надежды. У религиозных людей таких надежд - одна: посмертное достойное существование их души. А мироощущение приуготовляющегося покинуть мир сей обычного человека зачастую описывается поэтической формулой:

“Дни сочтены. Утрат не перечесть.

Живая жизнь давно уж позади.

Передового нет. И я как есть, на роковой стою очереди”.

Это - при самом оптимистическом раскладе будущей жизни человечества. В реальной  жизни и в грядущем для каждого человека припасено достаточно неожиданностей. Большинство из которых особой радости не сулят.  Апокалиптических же прогнозов хватает. Какой из них реализуется во многом зависит от самих людей, сосуществование которых исполнено разнообразными враждебностями друг к другу. И претензий по этому поводу предъявить некому:

“Сначала жизнь мне дали, не спросясь.

Потом несвязка в чувствах началась.

Теперь же гонят вон. Уйду, согласен.

Но замысел неясен, где же связь?”.

Январь 2024 г.