Обыденность

            В обычном понимании это определение означает, как правило, насущно необходимые процессы и явления, но знакомые и привычные – до мелочей. Которые совершаются в большей мере как бы автоматически, с минимальным напряжением внимания и воли. Вроде мытья рук перед едой или чистки зубов.

            Но обыденности обыденностям – рознь. Да еще какая! Иные обыденности одних – сплошная экзотика для окружающих. Так, к примеру,  нажатие кнопки сброса авиабомбы для пилота – обыденность, а для  многих из тех, на кого она упадет – приговор судьбы. Но разного рода экзотические обыденности – капля в море.

            Набор же традиционных обыденностей в жизни особым разнообразием не отличается. Более того, большинство этих житейских занятий жизненно необходимы, уклониться от них невозможно даже при желании сделать это. Меньшая часть процесса удовлетворения таких насущных нужд дается в определенных усилиях, для преодоления природной лени. Вроде утренней разминки или принятия душа. Большая же часть сопровождается вполне благоприятными ощущениями. Это касается, прежде всего, бытовых забот человека, уклада его семейной жизни. Но существует достаточно обширный перечень специфических обыденнностей, связанных с профессиональной деятельностью, который стороннему человеку обыденностью не покажутся. Вроде работы оператора пункта управления АЭС или атомной подводной лодкой. Для самих этих операторов их работа вполне обыденна. Хотя и сопряжена с вполне реальными постоянными опасностями, угрозами. Чаще всего сопряженными с обычной человеческой деятельностью в условиях техногенной цивилизации. А не, к примеру,  с ожиданием столкновения с каким-либо космическим телом или с мощного извержения подводного вулкана.

            Так, обыденным и не особо стесняющим стал страх людей перед потенциальной угрозой возникновения мирового ядерного конфликта в результате какой-либо ошибки или сбоя в системах управления и контроля ядерного оружия. Обыденным для поколения  стареющих людей становится тягостное ожидание неотвратимо надвигающейся собственной кончины по исчерпании отпущенного человеку природой жизненного ресурса. О чем поведал и поэт:

«Дни сочтены, утрат не перечесть
Живая жизнь давно уж позади
Передового нет и я как есть
На роковой стою очереди».

            Но и при всем при этом стареющие люди постоянно возвращаются к мыслям о том, что их ждет (их души) после смерти. И многих такие размышления не особо радуют, а то и вовсе сильно удручают. Особенно когда сами люди знают за собой достаточно малодостойного, если не хуже того. Не очень обремененные образованием и воспитанием обычно традиционно гасят такие астенические  переживания алкоголем. Систематическое употребление которого (особенно дешевого, низкокачественного)  существенно укорачивают их жизнь и период таких тягостных переживаний. Как говорится, пример сочетания временно хорошего с некоторым полезным.

            В молодом же возрасте у каждого житейских обыденностей набирается особо много. Связано это с обилием разного рода интересов, которые возникают постоянно у мало знающей и малоопытной молодежи.  Здесь и друзья, и спорт, и семейное воспитание, и дополнительное к школьному образование (чаще всего - музыкальное).

            Самой же неизбежной и достаточно тягостной обыденностью для большинства подрастающего поколения остается  необходимость учиться в школе долгие десять лет. Хотя именно эта обыденность – одна из главнейших возможностей оптимально обустроиться в жизни сообразно своим способностям и склонностям. Еще более неприятной обыденностью для юношей является обязательная служба в армии. Хотя самые нужные в жизни навыки и формирование бойцовского характера происходит именно там. Что самым существенным образом расширяет им и спектр благоприятных возможностей для своего дальнейшего обустройства.

            Так же неприятными для молодых обыденностями остаются необходимости содержания в порядке своего жилища,  рабочих мест полнится полной мерой жизнь каждого (кроме хронических больных и немощных стариков и детей-инвалидов). Но попробует человек этого не делать – дойдешь до состояния животного вроде дворовой беспризорной кошки. Еще более обыденной полнит жизнь практически каждого человека необходимость зарабатывать на свои жизненные нужды и нужды семьи. В зависимости от способностей человека и обстоятельств его жизни в социуме дается это почти каждому напряжением всех его умений и сил. Каждодневно, пожизненно, беспрерывно по простой причине: потребность в еде и удовлетворение других насущных жизненных нужд невозможно решать одноразово и надолго. Даже здесь не сравниться человеку хотя бы и с верблюдом, у которого есть природная способность выпивать воды столько (и сохранять ее в организме), что хватает на несколько дней. А человека полное голодание уже через 5 дней (установлено опытным путем нацистами) приводит к утрате всего человеческого в нем и может привести к летальному исходу.

В зависимости от профессиональной квалификации, уровня образования, люди, как правило, имеют разные уровни трудовых доходов. А от уровня криминальных способностей – размер  криминальных прибытков. Реальность устойчиво такова во времени и пространстве, что практически повсеместно справедливо утверждение известного публициста о том, что все крупные состояния добыты преступным путем. И пример тому во все времена давали победители разнообразных бесчисленных войн, исправно грабившие захваченные страны и их народы. Еще более эффективно с этим справляются  мировые финансисты, сохраняя при этом обличье миротворцев и благодетелей наций. Современность переполнена примерами тому: «Прежняя организованная американская преступность с ее крестными отцами исчезает. Мафия все больше переключается на законный бизнес.

Умные люди быстро сообразили: зачем создавать преступную организацию, чтобы скрываться от ФБР и делить криминальный бизнес с другими семьями с угрозой собственной жизни, если вполне легально можно заняться подкупом и вымогательством на государственном уровне?

Пришло время доить компании ВПК и распиливать госбюджет, создавая в нем бездонные черные дыры, бесследно  поглощающие немыслимые деньги.

Схема действий мафии из эпопеи «Крестный отец» перешла в современную политику». (Николай Иванов. «Американская мафия ушла в политику». «Мир новостей». 24.03.2023г.).

А до того как «уйти в политику» оргпреступность «цивилизованных стран» прочно обосновалась в банковском бизнесе, финансовых корпорациях. Главной особенностью такой метаморфозы стало не прежнее пренебрежительно-негативное отношение к законности и правопорядку, а доскональное знание законов с целью выработки и освоения технологий их обхода без последствий со стороны правоохранительных органов. Для чего оказались потребны в первую очередь качественное общее и профессиональное образование и высокий социальный статус. Эта генерация профессиональных преступников уже с презрением и неприязнью воспринимает (и нередко эффективно противостоит) традиционных уголовников как генерацию питекантропов. И вполне резонно: диплом об окончании университета в Оксфорде в качестве отмычки к государственным сейфам несопоставимо лучше любых удачных налетов на банки (о неудачных налетах и не речь).

Но с учетом невеликой доли уголовников с университетским дипломом в общей массе криминалитета, это не мешает сосуществовать сферам интеллектуальной и обычной преступности из среды «широких народных масс». Респектабельные, статусные уголовники беспроблемно, в целом комфортно и безопасно живут в ином социальном пространстве, занимая устойчивое позиции в сферах политической, административной и правоохранительной власти.

Изменить, умалить этот социальный Гольфстрим не дано никому и нигде.

Конечно , свои должностные обязанности эта публика исполняет и часто весьма неплохо. Но обязательно – прежде всего с учетом своих личных, групповых интересов. Контролирующие, правоохранительные органы этому ей кое в чем противостоят, но вмешиваются только в случаях злоупотребления властью в своих интересах в размерах,  нарушающих приличия, или явно, очевидно для многих вредящих социуму. При этом на щадящем, терпимом отношении к употреблению власти в личных целях разного рода контролеры и правоохранители очень прилично устойчиво и безопасно зарабатывают сами. По вековому принципу всяких властвующих: «Что охраняем, то и имеем». В прочном соответствии с природой человека. Что, правда, не исключает редкое появление людей патологически добропорядочных. Но это практического значения в обыденной жизни не имеет, разве что только как материал для литераторов, кинематографистов, драматургов. В строгом соответствии с известным законом: «Правда в больших числах».

А в просторечии самого чиновничества бытует еще один вековой неписаный принцип: «На то она и власть, чтоб пожить всласть». Соблюдая в целях безопасности и комфорта некоторые внешние  приличия. А вот тех, кто эти приличия грубо попирает, свои же и стараются привести к норме. При необходимости весьма жестко, а то и вовсе жестко: репутация сословия важнее даже жизни иных зарвавшихся сановников. Из истории властвующие знают: неприязнь, а то и вовсе классовая ненависть «широких народных масс» в иных ситуациях способна воплотиться в революции или гражданские войны со всеми пугающими властвующих последствиями.

К окончательной и полной победе над той же пресловутой коррупцией это нигде не привело, но опасливость на приемлемом уровне в чиновничестве это помогает поддерживать достаточно удовлетворительно. Есть кое-какие обнадеживающие проблески здесь в связи с введением в сфере власти и управления (в том числе и распределение благ) искусственного интеллекта. Но спешить и здесь не следует: поживем – увидим. Еще непонятно, какие сюрпризы и неожиданности здесь может явить этот пресловутый искусственный интеллект. Который, вполне возможно, придет вдруг на определенном уровне своего всевластного могущества к выводу, что сам человек ущербный, ненужный материал, хлам для техногенной цивилизации. Отдаленные признаки чего  иные исследователи усмотрели уже ныне. Переместив для начала остатки управляемого человечества в благоустроенные резервации, где будет реализован в каком-либо виде принцип «светлого будущего»: «От каждого  - по способности, каждому – по потребности». Что вполне  реализуемо, если потребности «широких народных масс» свести к чисто физиологическим. Что в тотальном техногенном социуме вполне достижимо. И такой мрачноватый фантастический аспект будущей цивилизации  вполне возможно превратить в обыденность. Которая для бездуховного, безнравственного искусственного интеллекта – обычная норма. Как, к примеру, жизнь в условиях открытого космоса.

Пока же обыденностям предрасположенности многих людей к законопослушанию, правонарушениям, преступности вполне удовлетворительно противостоят системы правоохранительных органов и религиозные институты.

Как неизбежная обыденность воспринимаются и процессы рождения новых поколений людей, которые идут со столь же устойчивыми процессами умирания состарившихся. Хотя вопросы остаются и ответов на них пока нет:

«Сначала жизнь мне дали не спросясь.
Потом невязка в чувствах началась.
Теперь же гонят вон, уйду, согласен.
Но замысел не ясен: где же связь?».

            Для жителей мегаполисов обыденностью является горячее водоснабжение, водопровод, канализация, энергообеспечение, телевидение, радио, телефонная связь. И практически никто не заморачивается при этом осознанием, сколько на это работает структур, в которых профессионально грамотно непрерывно трудятся массы специалистов и обслуживающего персонала. Насколько сложна и ответственна их работа. И только в моменты техногенных сбоев, а то и изредка катастроф, лишившись обыденных бытовых благ, люди осознают истинную, жизненно необходимую цену той или иной жизнеобеспечивающей обыденности. С возмущением, страданиями от неудобств, а то и с паническим страхом от возможной полной утратой таких благ и удобств. Даже вообразить себе трудно, во что  может превратиться мегаполис, остановись в нем надолго работа хотя бы водоснабжения или канализации. Но и от осознания важности и насущной нужности своей миссии у служителей водопровода и канализации гордости за свою служебную деятельность не прибавиться. А останется такая социальная миссия в перечне малоуважаемых родов деятельности, наравне с забойщиками скота и делателями колбасы из него и многими равными им по значимости видами служебной деятельности. В сравнении со значимостью которых изводители крыс, тараканов или клопов – благородные рыцари. А охранители раскормленных тел «очень важных персон» - уже почти в ангельским чине значатся у обывателей.

            В числе необоснованно и неправильно значащих как обыденность находятся и многие другие важнейшие, жизненно насущные явления. Например, как обыденность воспринимается ныне вполне здоровый, опрятно и чисто одетый человек с ухоженной внешностью. В средние века же эта привилегия была преимущественно у представителей «благородных сословий». А устойчиво наследуемым вполне обыденным уделом остальных – пребывание в скудости, лишениях и иных житейских невзгодах. Но людям того, что уже у них есть, всегда маловато, прутся ныне с помощью науки в разнообразную житейскую экзотику, вроде путешествия во времени и т.п. А научись они этому – будут заниматься изысканиями чего-то еще иного, доселе неведомого  и невозможного. Хотя это все объективно тоже почти ничего не прибавит в смыслы их жизней. Вполне однако обыденный процесс этот в иных вселяет даже некую гордость за род человеческий, который пытаются на разные лады даже воспевать: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…».

            Хотя из этой (и иной другой) «сказочной были» ее творцы исправно и неодолимо уходят только ногами вперед – в неведомое и пугающее. Есть однако немало людей с разного рода уникальными способностями. Среди которых есть и способные вполне точно предсказывать события недалекого будущего.  Как для отдельных особей, так и для целых сословий. Часто с риском для собственной жизни.

В ряду обыденностей и вековая, неизбывная лень, надежно блокирующая у «широких народных масс» желание учиться, непрерывно обретать и использовать в жизненной практике не только новые знания, но и выверенные веками духовные практики. В каковых если и преуспевают, то только немногие, в основном, монашествующие да подвижники житейского благочестия. Для прочих вековым аргументом их устойчивой  бытовой бездуховности служит тезис: «Такова природа людей». То есть, я тут ни при чем – таков замысел Творца. Даже успели воплотить в стихотворную форму обоснование иных своих ущербов:

«Я у вина – как ива у ручья.
Поит мой корень пенная струя
Так Бог судил, о чем-нибудь он думал?
И брось я пить – его подвел бы я».

            Точно так же дела обстоят и со склонностями к перееданию, к чрезмерному увлечению половыми утехами на стороне, со всякими ухищрениями во избежание полезного, но малоприятного труда даже по собственному жизнеобеспечению. Но говоря уж об утруждениях во благо собственного отечества.

            Обыденным давно является состояние отношений между разного рода «великими  державами»,  непрерывно тратящими несусветные ресурсы на гонку вооружений. Каковая сама по себе уже ныне – главная угроза цивилизации: мощи уже накопленного оружия достаточно, чтобы гарантированно и многократно уничтожить все живое на планете. А риски случайного возникновения мирового побоища все только возрастают и возрастают. В индустриях по обеспечению такого развития цивилизации заняты едва ли не лучшие интеллектуальные силы и производственные мощности. А воспроизводят они, по сути, только возрастающую опасность самоуничтожения человечества. Но занятые этим люди почитаются как спасители и охранители цивилизации. Хотя их профессиональные установки ориентированы совсем на другое. Чего стоит хотя бы такой их излюбленный тезис: «Прав тот, кто стреляет первым». С наличием же тех, в кого надо бы успеть выстрелить первым, проблем, как правило, ни у кого из самостоятельно жизнедействующих не возникает.

Обыденностями являются введенные в речевой обиход давние ошибочные мировоззренческие концепции. Например, о том, что  наша планета – центр мироздания и солнце вращается вокруг нее. Что и выражают речевые штампы, вроде: «солнце восходит», «солнце заходит». Хотя наука столетия назад установила, что все равно наоборот и совсем не так, как представляется обычным людям. Вполне обыденные естественные потребности в регулярном устойчивом обретении еды, одежды, жилья породили индустрии сельского хозяйства, промышленные производства, транспорт, связь, обмен продукцией и услугами. Потребности в личной и семейной безопасности породили структуры власти и охраны правопорядка, законотворчества, здравоохранения, образования. Вершиной всему этому – мощные, постоянные перевооружаемые вооруженные силы и спецслужбы. Интересы которых зачастую не соответствуют интересам общества, а то и вовсе способствуют навязывать людям весьма жесткие социальные уклады. Но для элит – с комфортными социальными «оазисами». Извечное же соперничество, конкуренция между государствами воспроизводят иерархические взаимоотношения между ними и потенциальную конфликтность. Перерастающую время от времени в войны. О чем одна из «любимых» истин властвующих: «Мир – это только время подготовки к войне». А когда (по расчетам аналитиков, военных, спецслужб) преимущества какой-либо страны становятся бесспорными впечатляющими, это зачастую является сокрушительным поводом для военного нападения. В этой неизбываемой во времени обыденности и пребывает человеческая цивилизация. И иных перспектив не просматривается, сколько бы разного рода ООН ни создавалось в дополнение к имеющимся «борцам за мир».

            Посему служба в армии и спецслужбах остается самым престижным и привлекательным родом человеческой деятельности. Куда устремляется большая часть наиболее здоровой и честолюбивой молодежи всех времен и народов с заурядным складом характера. К тому же, принадлежность к структурам тех же спецслужб или правоохранительных органов многократно усиливает личную безопасность их сотрудников силой и возможностями этих силовых структур. А разного рода начальников в них в высоких чинах и званиях – и того больше. И все это при том, что эта чиновная «селекция» никак не корреспондируется с высокими деловыми и иными личными качествами кандидатур на повышение. А от веку и поныне – строится прежде всего на родственных и личных дружеских связях. И еще – на способности верно и самоотверженно служить и угождать своему покровителю и благодетелю. Кроме, как уже упоминалось, сражающихся на фронтах войн, противоборств спецслужб и уголовной полиции, где нужны полной мерой личные умения, отвага и мужество.

            Но и в этих структурах «подбор и расстановка руководящих кадров» по деловым качествам происходят только на первом-втором-третьем уровне (снизу) их иерархий. Выше – включаются упомянутые механизмы «селекции».

            Но сколько бы ни были обыденными наши разнообразные житейские приемы, люди стараются их длить и длить. Хотя бы уже потому, что альтернатив этим обыденностям нет, есть только возможности время от времени менять одни обыденности на другие, отдавать временно предпочтения одним из них перед другими. Например, обретание перед экраном домашнего телевизора сменять на посиделки в дружеских компаниях или даже в одиночестве с кружкой пива. И даже многие анекдоты посвящены этой теме. Один из них: «Петька в бинокль наблюдает за «беляками». На вопрос Василия Ивановича, что там их противники делают, отвечает: «Беляки пиво пьют. С раками». На что Василий Иванович отвечает: «Да нет, Петька. Это у них рожи такие».

            Врачам доподлинно известно, что люди самые обычные, с самой незатейливой или вовсе невзрачной судьбой всеми силами, способностями и возможностями стремятся отодвинуть свою даже  вполне  вызревшую, неизбежную уже кончину.

            За исключением ситуаций (и тоже регулярных), когда люди прибегают к самоубийству. Но чаще всего на это идут или вовсе молодые или уже вполне зрелые люди для которых ситуация сложилась так, что продление жизни для них – продление невыносимо мучительных страданий по причинам болезней ли, по причинам ли сокрушительных жизненных трагедий, несчастий тяжелых жизненных неудач. А душевных сил переносить такие страдания критически недостаточно. Или когда пришло осознание, что вся жизненная программа выполнена и целей для осмысленного жизнедействия не осталось. Как о том печалился и поэт:

«Сначала жизнь мне дали, не спросясь,
Потом невязка  в чувствах началась.
Теперь же гонят вон. Уйду, согласен.
Но замысел неясен: где же связь?».

            Проще всего с этими ситуациями у людей малообразованных и уж тем более – у невежественных: такие вопросы мировоззренческого характера у них не возникают вовсе. У этой категории (то есть у большинства живущих) поэтому психологическое здоровье у них пожизненно. А если и возникают изредка проблемы, сопряженные с некоторыми душевными переживаниями, то природа их не связана с мировоззрением по причинам практического отсутствия такового. Чаще всего по причинам каких-либо неудач во взаимоотношениях с противоположным полом. Или существенных материальных утрат, вроде сгоревшего дома или павшего домашнего скота. Но такое случается эпизодически и нечасто. В отличие от постоянных душевных метаний, переживаний совестливого, думающего интеллигента. Для которого  видимый и невидимый (духовный) мир всегда переполнен неясностями, недоумениями разного толка. Обыденного в их жизни, как правило, сравнительно немного. Но это скорее усложняет судьбу такого психотипа, хотя и делает ее, возможно, более интересной и содержательной. Не случайно явились и горькие сетования на разного рода тягостные переживания от собственного ума и такие беспорные умозаключения, вроде «многие знания порождают многие скорби». А в просторечии эта формула вовсе непререкаемо верна: «Меньше знаешь – крепче спишь». Или ее аналог: «Не проболтается тот, кто ничего не знает».

            Но, к счастью, далеко не все люди ценят свое душевное спокойствие и здоровье, обретаемые собственным невежеством.

            Иначе человеческая цивилизация так и покоилась бы в каменном веке.

            Хотя субъективно большинству человеков нет особой разницы, получают ли они удовольствие от «вкусной и здоровой пищи» или от прослушивания симфонии Чайковского.

            Мировоззрение человека как основа характера его жизнедеятельности если и имеет значение, то разве что для посмертного существования души. Но это утвержденное бесспорно только для людей религиозных, каковые не составляют даже большей части человечества. Остальные руководствуются (чаще неосознанно) принципом: «Живи здесь и сейчас!». Этому легко верится, потому что вполне соответствует тому, что происходит и во всей живой природе и сопряжено обычно с удовлетворением каких-либо физиологических потребностей.

            Но счастье неведения в своих основных воплощениях – один из вариантов счастья животных, пребывающих в сытости: в лесу ли, в стойлах ли для продуктивного скота. Что, правда, для большей части живущих в странах «третьего мира» недостижимом  в отдаленной перспективе: народонаселение планеты растет, а ресурсы природы истощаются. В зависимости от складывающихся в мире в социумах жизненных обстоятельствах полной мерой определяется тот или иной тип обыденности. Каковой имеет непринципиальные отличия в зависимости от местного колорита: климата, национальной культуры, обычаев, природного ландшафта. Так, рисунок судьбы проживающих в горах изрядно иной, чем у обретающихся на острове в океане, в оазисе пустыни, или в сибирской тундре. В сильнейшей степени на судьбу детей влияют осознанные и неосознанные устремления родителей по обустройству будущих судеб своих отпрысков. Но вне зависимости от того, устраивают человека или тяготят его иные обыденности, почти нет, к счастью, людей которые бы хотели избавиться от них самым радикальным образом. Как о том и повествовал поэт:

«В чем я промыслом на старость награжден
Вот в чем явил свою премудрость и благость.
Ор жизнь мне продлил, чтобы жизнь была мне в тягость,
Чтоб проклял я тот день, в который был рожден».

            Вместо такого уникального, редкого пожелания у подавляющего числа живущих устойчиво доминирует иное состояние:

«Жизнь наша в старости – изношенный халат
И совестно носить и жаль оставить».

            И практически у всех долгоживущих желание длить свои даже безрадостные дни устойчиво доминирует над совестливыми страданиями от неудобств старости. В большей мере – для дружески расположенных окружающих, близких. Многие буквально цепляются за свою убывающую жизнь, сколь бы неприглядна она ни была. И практически никто их за это не осуждает, а многие (часто профессионально, по должности) стараются старым людям в этом помогать. Хоть и без особой радости. В том числе еще и потому, что всякий вполне уже взрослый человек осознает, что подобной участи не избежать и ему. Скрашивая эту серую будничность лучшими воспоминаниями из прожитого:

«Воспоминания  - минувшего зарница:
Блеснет - и озарит пройденный нами путь.
И прожитые дни и забытые лица –
Все тени милые теснятся в нашу грудь».

Сентябрь 2023 г.