Поступки: предпосылки, следствия

             Хочешь – не хочешь, а совершать поступки приходится каждому. Кроме обездвиженных, парализованных больных. Поступки разные – по разным поводам, целям, смыслам. Много приходится совершать поступков вынужденно – в большинстве «по велению» собственных физиологических и неотвратимых жизненных нужд. Во множестве – по распоряжениям начальников или тех, от жизнеобеспечения которых мы зависим. Тут уж никуда от этого не денешься: «Хочешь жить – умей вертеться!». И потом, жизнь в социуме неизбежно вынуждает во многом действовать по его разнообразным законам: «Жить в обществе и быть свободным от общества - невозможно». Не считаться с многочисленными разнообразными социальными императивами – себе дороже: неприятности разного рода, а то и серьезные ущербы, беды начнутся незамедлительно. Например, в действующей армии неисполнение приказа командира может обернутся расстрелом. А переход проспекта на запрещающий сигнал светофора – гибелью под колесами какого-либо транспортного средства. Равно как и нарушение предупреждающей надписи на столбе высоковольтной линии: «Не влезай – убьет!». Люди в здравом уме все это хорошо понимают, осознают. Чем и обеспечивается их совместная жизнедеятельность всем на пользу. Пусть польза эта для каждого – разной мерой, в разном виде.

            Есть, правда, ряд социальных повинностей, исполнять которые людей приходится принуждать. В ряде случаев – довольно жестокими способами и средствами, угрозой их реального немедленного применения. Нарушения с соответствующими печальными или даже трагическими последствиями имеют место быть и здесь. Но это уже больше по причинам человеческой ленивости, небрежности или в состоянии алкогольного опьянения, невменяемости по другим причинам.

            Но тем не менее во всех социумах стабильно совершаются множественные нарушения разных, в том числе строгих предписаний. В результате полиция, следственные органы, суды и тюрьмы имеют устойчивую, непреходящую «клиентуру». В основном, по причинам своеволия и своекорыстия множества людей, многим из которых удается избежать наказаний за свое противоправное поведение. Прежде всего благодаря скрытности совершаемых ими своекорыстных, своевольных проступков, многие из которых содержат составы административных правонарушений или даже уголовных преступлений. Существуют в каждом социуме и устойчивые группы профессиональных преступников (нередко - долго) умело маскирующих, скрывающих совершаемые правонарушения и избегающих благодаря этому наказания. А некоторым из этой категории расчетливо и профессионально помогают спецслужбы и даже некоторым правоохранительным структурам.

            Если поступки служебные совершаются прежде всего для получения какого-либо заранее известного всем нужного результата, то почти все прочие имеют результаты и нужные, желанные кому-то лично. Так, бойцы, поднявшись в атаку, могут захватить укрепленные позиции противника, но могу и полечь под его огнем на подступах к его линии обороны. Могут получить награды, а могут и раны, увечья. А иные и вовсе быть расстреляны по приказу своих командиров за проявленную трусость. Для служебных поступков наличествуют разнообразные регламенты, правила, нередко они протоколируются, фиксируются видеосъёмкой, фото или еще как. Число совершаемых человеком каждодневно, годами поступков огромно. Люди сами помнят только небольшую часть этого. Прежде всего – самое счастливые, драматичные, или трагические. Но с годами человеком копится опыт от своего разнообразного жизнедействия. И все последующие поступки совершаются с учетом этого обретенного опыта. Если, конечно, сам человек при этом остался жив, здоров (то есть в своем уме прежде всего). Но всего не учтешь, ото всех сложностей и угроз и никакой опыт не спасет: «Век живи – век учись. А под старость дураком помрешь». И такое «наблюдение» и умозаключение есть в полном собрании «народных мудростей». В целом же, собственный жизненный опыт если и не служит подспорьем в иных ситуациях, то несколько утешает и примиряет с невзгодами:

«В магазине меня обсчитали:
Мой целковый кассирше нужней.
Но каких несравненных печалей
Не дарили мне в жизни моей:

В снежном, полном веселости мире,
Где алмазная светится высь,
Прямо в грудь мне стреляли, как в тире,
За душой, как за призом, гнались;

Хорошо мне изранили тело
И не взяли за то ни копья,
Безвозмездно мне сердце изъела
Драгоценная ревность моя;

Клевета расстилала мне сети,
Голубевшие как бирюза,
Наилучшие люди на свете
С царской щедростью лгали в глаза.

Был бы хлеб. Ни богатства, ни славы
Мне в моих сундуках не беречь.
Не гадал мой даритель лукавый,
Что вручил мне с подарками право
На прямую свободную речь».  

            Прожитые годы и накопленный в них опыт ко всему этому самым существенным образом влияет на выбор жизненных целей, устремлений обыденности. Меняет качество наполнения жизни человека. Практически каждый нормальный человек не может без определенного смущения припоминать многое из своего былого, свои былые жизненные мотивации. И уж, конечно, в зрелые годы ценит несопоставимо иное, чем в годы своей молодости. О многом сделанном в пришлом своем сожалеет, иногда  - стыдиться, казнит себя за это. Хотя с прискорбием понимает: прошлого не вернешь и уж тем более – и не переделаешь на иной манер. Но можно глубоко раскаяться и не позволять себе в остаток жизни совершать или даже помысливать о чем-то подобном, а теперь и еще постыдном для собственной души. Покаяние же перед самим сбой чистит душу и предупреждает новые проступки намного надежнее любых строгих начальников, злобных оппонентов или статей уголовного кодекса. Но это происходит нормально у совестливых людей. А не у бессовестных обретателей – накопителей, наполнителей жизни физиологическими нуждами. Закон и здесь прост: устойчиво предрасположенные к своекорыстному негодяйству только совершенствуются в технологиях своих непотребств.

Единственная сфера, где люди вполне достойные совершают разнообразные негодяйства вполне осознанно – спецслужбы, разведки. Здесь любое совершенное «высокопродуктивное» негодяйство по отношению к противнику считается чуть ли не величайшим подвигом. А супротивниками спецслужб в определенных обстоятельствах может стать любой, любая социальная структура. Которые чем-то не приглянулись генералам или политикам, на которых спецслужбы работают (или делают вид, что работают, решая какие-то свои проблемы). Частные человеческие интересы наличествуют практически при решении любых государственных, национальных, международных проблем. Так и пребудет, только виды и объемы таких «вплетаемых» в служебную деятельность интересов несколько различны. В зависимости от уровня образованности и культуры (или недообразованности, недокультурья) конкретных деятелей. В этом – одно из «обоснований» выводов некоего искусственного интеллекта о непригодности человека к управленческой деятельности.

И чем невежественнее и менее «окультурен» чиновник, госслужащий, тем, как правило, он активнее и больше употребляет свои служебные полномочия и возможности на пользу себе. А не государству и обществу – как ему предназначено, предписано должностными функциями. По исповедуемому от веку принципу: «На то она и власть, чтоб пожить всласть».

Немногие серьезные, «заточенные» на интересы государства политические руководители «верхних» уровней это хорошо осознают. И потому наиболее решительные и амбициозные из них создают целые структуры слежения и самого жестокие наказания не в меру своекорыстных «служивых». Самой щадящей технологией, обычно, является быстрое увольнение от должности без права обжалования таких решений.  Как это  практиковал аппарат КПСС в своей непрерывной работе по «подбору, расстановке и воспитанию руководящих кадров». А ныне еще более решительно и последовательно осуществляет аппарат компартии Китая. Что и служит главной основой стабильного роста экономики китайского общества. Кроме сильнейших опасений постоянного партийного надзора, готового обернуться вышибанием с должности и сокрушением всей карьеры, работает на поддержание высокой деловой активности китайских руководителей еще и  их собственное воображение. Ведь почти никто из них не знает реальных пределов и видов партийного «присмотра». А потому, на всякий случай, преувеличивает его размеры и возможности. В соответствии с известным принципом: «Испугавшийся змеи боится брошенной веревки».

В нынешней России за генерацией чиновников, должностных лиц – сплошь носителей психотипа рыночников – обретателей нет никакого присмотра. А те формальные структуры государственного контроля, которые наличествуют, комплектуются сплошь из носителей рыночного психотипа, и потому практикуют повсеместное устойчивое использование своих служебных полномочий прежде всего в интересах личных. «Благодаря» чему богатейшая в мире  ресурсами страна устойчиво пребывает экономически, социально, культурно в самом незавидном положении. Под благовест бесконечных песнопений своих идеологов, СМИ о непрерывном «процветании». Так пребудет и в обозримом будущем: «околотронная» элитарная кодла столицы бдительно следит, чтоб радикально  настроенные лидеры оппозиции не смогли ни под каким видом пройти в структуры «верхней» власти. Для чего не требуются особые карательные «органы» - достаточно надежно перекрыть доступ финансовых средств «ненадежным» партиям, политическим активистам. А без этого одними кликами ничего серьезного в политике не добьешься. По крайней мере, пока оголодавшие вконец «широкие народные массы» не учинят общенациональной бучи и не возьмутся за охотничьи ножи и ружья. Чего у населения любой «цивилизованной» страны достаточно. А посему и спецслужбы, и исследовательские социологические центры постоянно замеряют градус социального неустроя и недовольства. И ставят (а то и заставляют) политиков перед необходимостью реагировать на заметные отклонения этого параметра от «нормы». Но не везде: и спецслужбы вкупе с аналитическими центрами случаются работают плохо. Особенно, когда основным принципом «подбора и расстановки руководящих кадров», в них прочно становятся семейственность, блат, торговля должностями. Когда основными предпосылками должностных поступков, решений становятся личные интересы низкокачественного человеческого материала, укорененного на должностях в структурах власти и управления социумами. В том числе - и власти экономической, финансовой (тех же банковских топ-менеджеров).

Этот «человеческий материал» и смену себе комплектует не по деловым качествам, а почти исключительно из «своих»: родни, подельников – гешефтмахеров. Каковые своей породой несокрушимо «запрограммированы» на своекорыстие и своеугодие. Что и наблюдается повсеместно в мире за исключением опять де того же Китая. Которому элиты стран мира, подражать, конечно же, ни в коей мере не будут. Но китайцы способны в отдаленной (а может и не очень) перспективе заместить собой подавляющую часть населения и планеты. Потому как используют надежно работающие социалистические механизмы своего жизненного уклада, а сами при этом неукротимо множатся, растекаясь своими общинами по континентам и странам. И ведут себя при этом вполне достойно, не в пример гангстерам из итальянской мафии и множества им подобных. Что делает их желанными или вполне терпимыми везде. Такова беспроигрышная стратегия и тактика Компартии Китая на близкую и далекую перспективу. Что, конечно же,  многократно предпочтительнее нашествия невесть каких по обличью и повадкам инопланетян невесть откуда. И если кто и способен организованно противостоять экспансии их космоса, то только китайцы, ведомые и руководимые  «родной и мудрой коммунистической партией». А вовсе не американцы или европейцы, элиты которых готовы жить в обнимку хоть с чертом с рогами – лишь бы иметь сиюминутную рыночную выгоду, банковский доход. Порукой надежности и сравнительной добропорядочности китайцев служит их многовековая  культура, имеющая богатую историю и впечатляющую устойчивость в череде веков. И ставшую устойчивой, самовоспроизводимой атмосферой китайского этноса, формирующую классический психотип китайца. Каковой и определяет главное направление и содержание поступков китайцев, лежит в основе их жизненных мотиваций. Мотивации же поступков людей иных культур уступают китайским по многим измерениям. Прежде всего – по необуздаемому ничем эгоизму, индивидуализму, уподобляющих многие социумы кучами сухого песка. Из которого ничего устойчивого, прочного, долгоживущего не построишь без солидных примесей цементного раствора. В качестве какового прежде всего используются в большинстве стран административные и уголовные кодексы и правоприменяющие их структуры. В строгом соответствии с неписанным законом социальной психологии: «Битие определяет сознание». Регулярный мордобой то есть за разного рода проступков правонарушений. Такова природа людей. Исключение составляют, естественно, только люди религиозные. При всех индивидуальных вариантах этой религиозности. Одним из вариантов которой служит образчик «народной мудрости»: «Каждый за себя. Один Бог за всех». Религиозные установки на взаимопомощь и взаимоуважение стараются поддержать и многие мыслители, вероучители:

«Закрой Коран. Спокойно оглянись.
И думай сам. Добром всегда делись.
Зла никогда не помни.
И чтоб сердцем возвыситься -
К упавшему нагнись».

            Правда, не к каждому упавшему: иные падают и от излишне выпитого спиртного. Или же при попытках скрыться с места преступления или иным похожим причинам. Но все-таки лучше ошибиться, помогая тому, кто этого не заслужил. Чем отказывать в помощи ошибочно, не вполне обосновано предположив, что данный человек этого не достоин.

            Все живущие во всех социумах постоянно и почти непрерывно совершают разнообразные поступки.  Но подавляющее большинство совершаемых поступков носят житейский, бытовой характер, имеют значение для самих совершателей поступков или их ближайшего окружения.

            Иной тип, и тоже весьма многочисленный, являют собой поступки должностных лиц разного рода и уровней. И охватывают они многих «подвластных – население городов, регионов, а то и всей страны.

            Еще одной важной особенностью является то, что за несовершение требуемых от подчиненных поступков следует наказание. Дисциплинарное, торможение карьерного роста, а то и вовсе отстранение от занимаемой должности. При возникновении серьезных потерь, причинение вреда предприятию, населению возможно привлечение и к уголовной ответственности. А то и вовсе – месть пострадавших, изредка даже со стрельбой по нерадивым служащим. Что понуждает многих должностных лиц, чиновников, и  не особо желающих что-то делать из того, что они обязаны, имитировать свою деловую активность. Каковая в обыденном сознании квалифицируется как «кипенье в действии пустом». Но чаще всего такая постановочная высокая трудовая активность адресуется непосредственным руководителям. И в целом это работает вполне надежно: «вышестоящим» вполне достаточно видеть служебную суету своих подчиненных. Результаты такой «деятельности» начальство редко занимают и даже при «подборе и расстановке руководящих кадров» именно этот параметр имеет наибольшее значение и учитывается в первую очередь. Это обстоятельство наиболее полно и постоянно наличествует в государственных структурах власти и управления, которым обычно свойственно избыточная численность руководителей и служащих: экономия бюджетных средств здесь практически никого не заботит. Люди на уровне своего бытового сознания воспринимают государственные средства как не свои, а «общие». То есть, ничьи по своей сути. За исключением небольшой (сравнительно) группы интеллигенции и служителей религиозного культа. А потому чиновный люд «расходует» их без оглядки на пользу, допуская ненужные траты. Но еще многие стараются часть таких средств прикарманить, немало в их рядах и тех, кто осознанно, обдуманно и достаточно хитро и скрытно такие средства крадут. Даже под страхом привлечения к уголовной ответственности. По крайней мере, контролирующим и правоохранительным структурам, которые приставлены к такому контролю, приходится разбираться с генерацией расхитителей госсредств непрерывно и достаточно интенсивно. А статьи уголовных кодексов по составам должностного воровства содержат весьма суровые санкции. Но у многих должностных лиц алчность побеждает страх. Помогает этому в сильнейшей мере и надежда, что «пронесет» опасность попасться и быть привлеченным к уголовной ответственности. Чему есть и обоснование: должностных решений по расходованию  бюджетных средств постоянно принимается множество. А возможности контролирующих органов сравнительно невелики. Вокруг же живет и благоденствует много своекорыстного чиновничества. А как известно: «Слова назидают, а примеры влекут». Особенно если эти примеры безнаказанного чиновного воровства свойственны государственным служащим: у государственных денег полноценного хозяина нет. А многообразные пользователи и распределители госсредств никогда не забывают о своем кармане и заботятся о нем непрерывно, старательно и прилежно. Руководствуясь неписанным, но неотвратимо работающим принципом: «Стоять по колено в воде и не напиться?». Только такое «питье» меры и насыщения никогда не знает. Жизненная практика разных времен и стран, тем не менее, убедительно доказала: меньше всего воруют госсредства, казнокрадствуют там, где за это (по приговорам трибуналов, судов) расстреливают. Топор и плаха палача «воспитывают» чиновничество несопоставимо лучше всех прочих приемов и средств борьбы с казнокрадами. Хотя бы умеряют несколько размеры расхищаемого, неправедно присваиваемого ими. И в обозримом будущем перемен к лучшему ждать не следует: чиновный, служивый люд полнится преимущественно только своекорыстными посредственностями. Не перегруженными нравственностью, добропорядочностью и бескорыстием, потребностью служения отечеству, социуму. А вот своекорыстием – всегда полной мерой. И представленный самому себе этот «материал» способен прожрать безо всякой пользы любые бюджеты, обрекая страну, население на нищету и голод. Провоцируя голодные бунты, восстания, создавая благоприятную почву для деятельности революционных партий. А заодно – благоприятные предпосылки для враждебных стран для вторжения и оккупации с последующим тотальным грабежом захваченной страны.

            Единственный дееспособный инструмент профилактики такого негативного для нации сценария – их собственные спецслужбы: наиболее информированные и дееспособные в «подборе, расстановке и воспитании руководящих кадров». И не только их, но и элиты в целом. В ситуациях, когда спецслужбы оказываются под руководством своих нерешительных, а то и соучаствующих в национальном грабеже генералов, они эту функцию выполнить бывают неспособны. И тогда переродившиеся в сословие неуправляемых паразитов чиновничество и генералитет армии, спецслужб и правоохранительных органов, возглавляя армию национальных мародеров начинают истово вывозить за рубежи свое «добытое непосильным трудом», обретать там собственность и перемещать туда членов своих семей и наиболее близкую родню. Менять подданство, получать другое гражданство. Это дается этой генерации легко по той же понятной и незамысловатой причине: чиновничество (особенно его высшие иерархические уровни) полнится от веку самым своекорыстным и честолюбивым материалом. С наиболее низким уровнем мировоззрения, примитивным мировосприятием животных. Так и пребудет, пока где-то, когда-то эту функцию «подбора и расстановки» полностью не возьмет в свои руки политическая партия националистического толка с жесткой внутрипартийной дисциплиной. Пока подобное имеет место быть только в Китае, озлобляя и пугая аналитиков спецслужб и политиков ведущих держав традиционных рыночных социальных укладов. И не только держит их в напряжении, но и понуждает все силы сосредотачивать на подготовке военного варианта решения этой проблемы. По сути своей – для них смертельно опасной: случись китайцам стать во главе человеческой цивилизации – остальным элитам и этносам предстоит отправиться на свалку истории. Окончательно, безвозвратно И это – уже вполне реально.

            Наиболее дееспособные национальные элиты в истории обычно селектировались (чаще всего после окончательной деградации предшествовавших) в ходе вооруженных схваток за власть с вынужденным вовлечением и в эти противоборства больших групп своего населения. Принимавших нередко форму гражданских войн. До которых конфликт вынужденно доходил, если силы или уровень организованности противоборствующих политических групп были сопоставимы и прийти к компромиссу никто из претендентов на господство не желал. Наиболее последовательны и достаточно жестоки в противоборствах за господство обычно бывают маргинальные политические структуры, для которых неожиданно и случайно (без их участия и ведома) сложились очень благоприятные для прохода во власть обстоятельства. Одним из признаков которых дал известный «вождь и учитель» в свое время: «Верхи не могут, а низы не хотят». Пояснений, чего «верхи не могут, а низы не хотят» не дается: каждый «мыслитель» может полнить эти понятия смыслом по своему усмотрению. Особенно если помнить, что и в «верхах» и в «низах» всегда наличествуют различные возрастные категории, у каждой из которых свои амбиции, и свое мировосприятие и свои представления о целях и смыслах собственной жизни. Если вообще о таких целях они имеют какую-то озабоченность – очень многие из «широких народных масс» по этому поводу вообще пожизненно не заморачиваются: отсутствует такая потребность. Как правило, это удел немногих интеллектуалов, которых судьба наказала богатым воображением и умом. Хуже от этого только им самим:

«В мир пришел я, не было небо встревожено.
Умер я, но сиянье светли не умножено.
И никто не сказал, для чего я рожден
И зачем второпях моя жизнь уничтожена».

            Четкого, общепризнанного ответа на этот вопрос нет и по сию пору. Хотя предположений, версий на сей счет – множество. Возможно, среди них есть и близкие к истине – но поди тут разберись. Проще и легче только тем, кто вообще этим вопросом не морочит сам себе голову.

            Зато нет никаких проблем практически ни у кого с выбором целей своей каждодневной деятельности и на свою более отдаленную жизненную перспективу. Человек знает, сколько и где он может заработать, на что потратить эти деньги. Знает, когда отпуск и что он предпримет в нем. Знает так же и то, что обидев начальника или сослуживца, обретешь кучу неприятностей, а то и чего-нибудь похуже. В совокупности всех таких знаний вполне хватает ему, чтобы более-менее благополучно длить свое существование, обремененное множеством разнообразных социальных функций. Исполнение которых требует совершения бесконечных цепочек поступков и предваряющих их решений: невыраженных и выражаемых осмысленной речью. Которая и уже сама по себе поступок: «Слово – не воробей: вылетишь вместе с ним».  Либо с должности, либо с работы вообще, либо из семьи или из круга привычного дружеского общения. И то и вовсе с ног можно свалиться, получив «по морде твоего лица». Но такое случается нечасто и с людьми не многочисленной категории, которых одолевает как поветрие желание заниматься решением сложных мировоззренческих, государственных или мировых проблем. Что, как правило, как и хронические психические отклонения, не лечится: с этим живут и терпят это окружающие. По крайней мере, до поры – до времени.

            Подобная жизнедеятельность в совокупности всех ею занятых складывается в обыденное существование всех. Она понятна и, кроме своей души, больше почти никому не интересна. Единственным весьма значимым ее результатом является то, что люди всей цивилизации потихонечку доедают все свое наличествующие природные жизненные ресурсы. И в итоге будут вынуждены оружием определять сколько и каких едоков следует оставить в живых. Здесь победителями кажутся только наиболее жестокие и боеспособные: «Прав тот, кто стреляет первым». Без промаха.

По большому счету все поступки людей можно классифицировать как нужные (полезные), ненужные (досужие) и вредные, опасные людям и их сообществам. А посему и реакция на них людей и власти соответствующе различна. Причем различна радикально, в широком диагнозе. Предвидеть реакцию окружающих на свои поступки доступно практически всем умственно и психически нормальным людям. И соответствующим образом корректировать и определять их характер. Чем и поддерживается приемлемое общественное согласие, взаимосуществование. Но не у всех и не всегда. Для умерения разного рода нежелательного поведения членов общества, наличествуют правоохранительные органы и системы наказаний. А для «приручения» к нормальному поведению – системы образования, воспитания. Каковые вполне удовлетворительно с этим справятся, делая социумы вполне пригодными для нормального существования. Подавляющее же большинство беспрерывно совершаемых людьми поступков им жизненно необходимы. Чтоб обеспечивать, поддерживать свое существование. Индивидуально или в составе семьи, групп. Например, когда играешь в футбол или идешь в атаку на позиции противника. Или еще как на самые порой невообразимые манеры (вроде распития бутылки в подъезде с незнакомыми алкашами).

            Природная лень и предпочтение преследовать свои личные (чаще всего своекорыстные) интересы вынудили социумы в лице государства создавать структуры обязательного принуждения к полезным, нужным поступкам. Без чего ни еды не произведешь, ни другие, даже физиологические, нужды не удовлетворишь. Отсюда точное и исчерпывающее определение: «Государство – это аппарат насилия». Правда, существенно разного по силе и характеру для различных социальных групп. В наименьшей степени и менее тяжкие, обременительные – для применяющих это насилие: властвующих, разного рода и уровней руководителей, чиновничества. Потому-то подавляющее большинство дееспособных людей всячески стремятся оказаться в более «благоустроенной» социальной роди, при исполнении более комфортной социальной функции.

            Принуждение к надлежащим поступкам (достойным, но малоприятным) «широких народных масс» неизбежно необходимо для благополучия государства и общества по простой причине: самосознание этих самых «широких масс» насыщено эгоизмом. Почти в нем отсутствует альтруизм, каковой воспринимается большинством в лучшем случае как странность, своеобразное отклонение в здоровой (частнособственнической преимущественно) психики нормальных людей. Конечно, уровень образования, объемы и разнообразие «потребляемой» современными людьми информации изрядно выросли за последние десятилетия. Но следует прямо сказать, что альтруизма, заботы об обществе своего пребывания это почти не прибавило. Природу индивидуализма, диктующую, определяющую мотивацию поступков людей, даже современными технологиями образования и воспитания просто так не модифицируешь. Особенно с учетом того обстоятельства, что практически ни одна элита всех сущих социумов об этом не заботится и в этом совершенно не заинтересована. Дальше забот о том, чтобы собственное население жило не хуже или несколько лучше соседнего или какого-нибудь особо «развитого» государства у любых властвующих нет и не предвидится. Реальная потребность в определенных подвижках здесь если и появляется у каких-то элит, то только в ситуациях, когда для умения пользоваться все более сложным современным оружием нужны все более подготовленные люди. И без улучшения системы образования тогда не обойтись. Но и переборы здесь элиты стремятся не допустить: управлять и контролировать жизнедеятельность высокообразованного населения несопоставимо сложнее и дороже, чем, к примеру, в любом «высокоразвитом» государстве Латинской Америки.

            Правда, реальных серьезных угроз этот процесс элитам не несет (и они это осознают): сколь угодно образованный человек по-прежнему (как и в средневековье или раньше) мощно ведом по жизни необходимостью своего (и своей семьи) насущного прокормления. И обеспечением одеждой и более-менее благоустроенным жильем. А здесь особо не попрыгаешь – все определяют наличествующие ресурсы жизнеобеспечения. Как природные (разные ископаемые, климат, плодородие почв и т.п.), так получаемые квалифицированным трудом и достигнутыми производственными технологиями.

            В мотивацию жизненных поступков радикальные коррективы вносит и наступающая старость. Прежде всего в том (для мужского населения), что угасает половой потенциал, имеющий, пожалуй, даже более сильное влияние на мотивацию поступков, чем чувство голода. О чем – и в поговорке: «Был конь, да съездился».

            Но даже в такой ситуации, когда уже не осталось ни желаний, ни сил, стремление длить свое существование не оставляет людей, подвигая их всячески оберегать остатки здоровья своего вконец изношенного тела. Такова человеческая природа психики. Равно как и тех же высших животных, приматов. Посему те, кто совершает суицид, по своей сути – богоборцы: выпавший человеку жизненный крест надлежит нести до естественного исхода. По примеру хотя бы тех же карасей в пруду или зайцев в лесу. А особо морочить себе голову размышлениями о смысле собственной жизни – дело досадное, ненужное никому: «Живи живое». Возможности полнить свою жизнь наличествуют даже у сохранивших сознание парализованных, увечных. По крайней мере, в человеческой истории достаточно примеров выдающегося творчества слепых, глухих, немых, парализованных. Хотя претензии к своей несчастливой судьбе остаются и травмируют постоянно душу физически чем-то неполноценного человека. А часто – и вполне здорового:

«О судьба, ты насилье во всем порождает сама
Беспределен твой гнет, как тебя породившая тьма
Счастье даришь ты подлым, а горе сердцам благородным.
Или ты неспособна к добру, иль сошла ты с ума?».

            Хотя тут еще надо размыслить: что полезнее для человека – свалившееся на него изобилие, благополучие или периодически сваливающиеся проблемы, а то и несчастья. Для одоления которых приходится напрягать все свои жизненные силы, способности, изощряться и крутиться на пределе своих умственных и волевых способностей. Хотя бы уже для того, чтобы было о чем у своей последней черты размыслить, вспомнить с чувствами сожаления или некоторого удовлетворения. Но подобное «занятие» доступно только для тех категорий, что сумели более-менее «обеспечить свою старость». Для разного рода голодранцев из «широких народных масс» великий смысл жизни един - добыть что-нибудь себе пожрать. Этот смысл остается ведущим у них до последнего вздоха.  И это для многих – вполне нормально: «Молодость есть лишь средство обеспечить свою старость». Большинству это вполне удается, прежде всего населяющим «цивилизованные» страны. В других –старость чаще всего омрачают не только болезни, немощи, но и разного рода лишения. Когда даже пропитание удается получить, роясь в отходах из закусочных, ресторанов.

Значения и последствия поступков отдельных людей в сильнейшей степени зависят от их социальных и официальных статусов. Беседы на политические, социальные темы сослуживцев за пивом – только бесполезный досужий треп в подавляющем числе случаев.

А вот речи высокостатусных государственных должностных лиц, их разговоры за чашкой чай – дело совсем иное. Потому как у них есть возможность распорядиться мощными ресурсами нации во исполнение своих амбиций. Иные из которых несут угрозу соседним народам, цивилизации в целом.

Испытывать чувство оптимизма и надежды на какой-либо вариант хоть сколь-нибудь более «светлого будущего человечества» оснований как не было, так и нет. Потому что осталась неизменной (и останется и в обозримом будущем) самоселекция в высшие иерархические уровни власти и управления устойчиво эгоистичного, ориентированного прежде всего на личные нужды, амбиции, цели человеческого материала. Каковой во имя достижения своих личных устремлений, сохранения своих статусов готов «употребить», пустить «в расход» и собственную нацию. Современность подтверждает это изобильными примерами, один из таких:

«Киевский режим отправляет на передовую несовершеннолетних… На днях, как сообщили украинские СМИ, в центре подготовки резервов «Гайдамацкая сечь» прошла обучения первая партия мобилизованных – семнадцатилетних сирот. Которых вроде бы должны были использовать исключительно в тыловых районах Харьковской области. А именно – в 103 бригаде территориальной обороны.

Однако украинская власть, как обычно, всех обманула. И 3 декабря один их сирот погиб на линии фронта, о чем сообщил в соцсетях директор детского дома.

- Одним словом, - говорит зампостпреда, - Зеленский и его подельники уже формируют нечто вроде гитлерюгенда… Как глава Третьего рейха перед свои неотвратимым и бесславным концом в мае 1945 года». («Не люди, а карманы». «Комсомольская правда». 15.12.2023г.).

Так и пребудет – везде и всюду, тем более, если, к примеру, навалятся на нас какие-либо марсиане. Тогда если и спасутся, то только те, кто лучше всего был защищен в высшем эшелоне власти. И тогда они могут дать только такое потомство, которое и воспитают на свой манер. Что напрочь перечеркивает какие-либо надежды на нравственно-духовную эволюцию человечества: «Яблоко от яблони не далеко падает». Или еще определеннее: «От худого семени не жди доброго племени».

Непреходящая, потомственная ущербность элит неизбежно трансформируется в манеры и цели управления социумами. Что устойчиво воспроизводит еще одну закономерность: «Каков поп – таков и приход». Что обрекает социумы воспроизводить прежде всего в качестве поприщ, наполненных всевозможными потенциальными бедами и несчастьями для людей. Прежде всего, естественно, наиболее по своей природе добропорядочных, некоторым образом испытывая и укрепляя их в своей нравственной жизненной практике. Как это делают разного рода болезнетворные микробы, тренируя и укрепляя иммунные силы людей. Но это - побочный для них результат, а главный смысл их жизнедеятельности остается тот же – паразитировать для своего воспроизводства во все возрастающих объемах, численностях пока не исчерпается для них какая-либо «кормовая база», благоприятная среда их воспроизводства.

И только разумное противодействие отдельных человеков время от времени ограничивает разного рода хищничество человекообразных социальных паразитов. К сожалению, случается это эпизодически, нерегулярно. Да и воплощается средствами и методами, идентичными используемым хищничающими людьми. Каковых в каждом социуме всегда – превосходящее большинство. Но по-другому с этой породой не управится, иного «вразумления» они не приемлют. Прежде всего по причине душевной скудости и убогому мировоззрению, не развитому даже до осознанного понимания сотворения этого мира и людей высшей силой. Что делает (или оставляет) основным приемом взаимоотношений людей в социумах вековой «Отнять и поделить». А отнимать приходится прежде всего насилием, в том числе самым жестоким, включая убийство. Как это и практикуется по сию пору разного рода правонарушителями примерно тоже - даже на уровне государств, наций. Что делает неизбежным содержанием многочисленных армий, полиций, судов, тюрем. В обыденном же сознания это воплощено в формуле: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Есть еще один вид поступков, влекущих жертвы, сопоставимые ныне с военными потерями, но в мирное время: совершенно дорожно-транспортных происшествий с гибелью или увечьями людей. Что происходит без предварительной подготовки и умысла. Но чаще всего связано с небрежностью и ошибками в управлении и использовании разнообразной техники. Что тоже содержит вину совершающих те же дорожно-транспортные происшествия, допускающих обрыв канатной дороги, или еще что-то подобное.

Неизбежная необходимость постоянно взаимодействовать (включая и соперничества, и противоборства) с окружающими формируют во взрослых людях способность к коммуникабельности. Прежде всего в формах сотрудничества, взаимопомощи. Но с определенными группами – в форме противодействия и противоборств. В иных ситуациях – с применения холодного и огнестрельного оружия. Что обычно сопряжено потом с длительным неприятным вниманием правоохранительных органов. Иногда - с последующими судебными разбирательствами. Но в моменты защиты своей чести, здоровья или жизни люди об этом не думают – не до того: пропусти мгновение – и получишь ножевую рану или пулю. В такие моменты важны личная решительность, мужество и готовность себя защитить действием, не думая о грядущих объяснениях в полиции.

Статистикой полностью подтверждается правило: люди решительные, мужественные выживают гораздо чаще. Кроме случаев, естественно, применения врагом оружия массового поражения какого-либо его вида. Или при землетрясениях и извержениях вулканов, когда кто-то оказался в ненужное время в ненужном месте. Вину тогда перекладывают на свою несчастливую судьбу и на тех, кто ее корректирует и ею управляет. Но это не избавляет и от грядущих неприятностей. Когда все опять же сосредотачивается на человеческой осмотрительности, способности предвидеть последствия своих поступков. В трезвом, естественно, состоянии. Пьяному же, как известно, «и море по колено». Расхлебывает он следствия своих «деяний» по протрезвлении, когда уже ничего не поправишь. Можно разве что только несколько минимизировать ущербы, сбежав, к примеру, за границу или начав жить в иной местности по поддельному паспорту. Но уже без твердой уверенности, что могут найти и покарать когда-либо позже. А это – уже другое качество жизни. Предрасположенные же к рискованным поступкам с непредвиденными нежелательными следствиями подбадривают себя на разные манеры, в том числе и присказкой: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское». Хотя «питие шампанского» не есть универсальный «знак качества» удачливой жизни: американские ученые доказали, что алкоголь вреден в любых видах и любых количествах. Но испытываемые удовольствия при его потреблении, как правило, надежно глушат в сознании людей все опасения и страхи. А массовое непрерывное производство алкогольных напитков во всем мире – один из самых устойчивых видов промышленности и торговли, доход из которых один из самых значительных как у госбюджетов, так и у торгующих и производящих алкоголь. И это, похоже, может прекратиться только с прекращением существования человечества как такового. Тем более, что в постоянно развивающемся технически и технологически мире прирастают только угрозы и опасности, а не поводы для увеселений. Кроме ситуации, когда, к примеру, в дорожно-транспортном происшествии или иной катастрофе гибнут твой ненавистник, нелюбимый начальник или враждебный этнос. И таких, довольных чужими несчастьями, предостаточно. Не говоря уж о целенаправленных действиях вражеских спецслужб, менеджмента конкурирующих банков, фирм, политических лидеров и др.

Общим является для людей, совершающих разнообразные поступки, и то, что в годы неразумной молодости многие из них оборачиваются уже в зрелые годы крайне нежелательными следствиями:

«Не властны мы в самих себе
И в молодые наши лета
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе».

            Любому поступку (кроме инстинктивных реакций), действию обычно предшествует предварительное обдумывание, осознание. Что, по сути, является начальной частью самого действия. Только после этого формируется намерение. А вот здесь, в отличие от уже совершенных поступков, ситуация совсем иная: большинство (или более) намерений, не реализующихся в последующих поступках, не складываются в программу будущих действий.

            Кроме, естественно, так называемых безвыходных ситуаций. Например, когда гонится за тобой пьяный мужик с топором, надо бежать со всех ног в какое-либо безопасное место. А еще лучше достать и перезарядить личное оружие (положенное по должности, статусу или нелегальное) и сделать выстрел в нападающего, а второй – как бы предупредительный – в воздух. Но для полицейского протокола (если такое случится) обрисовать свои действия в другой последовательности. И никто не докажет, что было по-другому: ни на отстрелянных гильзах, не из извлеченных из трупа следы пуль последовательности выстрелов не появятся. И даже случайные свидетели этого не смогут ничего доказать, «поправить» версию стрелявшего: человеческое восприятие в минуты опасностей хаотично. А видеосъемка, как правило, никем не ведется. Кроме ситуаций, когда какая-либо местность не оборудована постоянно работающими камерами видео-наблюдения. Как это обычно делается в помещениях банков, аэропортов и некоторых иных особо важных и опасных местах.

            Люди не раздумывая сигают в море с тонущего корабля тоже не раздумывая, даже если неподалеку снуют акулы или вода ледяная и в ней долго не выживешь: «Надежда умирает последний».

            Иногда поступки мотивируются не обдуманными рациональными собственными решениями, а предчувствиями. Разные люди этому подвержены в разной степени. Но феномен этот реален, наличествует и бодрствует в каждом из нас. Говорят, у женщин он развит сильнее. Одним из убедительных наглядных подтверждений служит то обстоятельство, что в портах перед отплытием крысы покидают обреченный корабль. Взрослые люди в таком состоянии нередко составляют завещания, делают распоряжения на случай своей внезапной кончины. Наиболее чувствительные впадают в тоску, меланхолию. А наиболее жизнедеятельные и умеренно-пьющие напиваются «до положения риз».

            К примеру, судьба Сергея Есенина оборвалась трагично и его мать похоже это предчувствовала:

«Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть».

            Тем не менее, предчувствия матери Есенина были обоснованы: вскорости поэт покончил жизнь самоубийством – повесился в гостиничном номере.

            Тревожные предчувствия понуждают многих менять некоторым образом свое поведение, характер своих поступков. Прежде всего проявлять повышенную осмотрительность, обдумывание следствий поступков, которые они намереваются осуществить.

            Всякий человек основные события своей грядущей судьбы знает. Такие, например, как создание семьи, выход на пенсию, неизбежную старость. Знает и как-то приуготавливается к ним, но уже в зрелые годы: в молодые это не гнетет и не печалит. Жизненных сил избыток, поле жизнедеятельности обширное, вариантов выбора жизненного пути хватает. Чего нет только у молодежи в глухих поселках, да еще в бедных семьях с необразованными родителями. Но здесь виноватых нет – судьба такая сложилась: родиться в нищей, нестатусной семье. Но натурам деятельным и здесь наличествуют кое-какие возможности выбора. Например, стать профессиональным военным, наемником или полицейским – такие варианты есть практически у всех здоровых. Правда, и шансы изрядно преуспеть у них меньше, чем у выходцев из статусных социальных групп. Примерно равны только возможности отправиться на погост или в дом увечных и инвалидов. Но когда другого варианта для выбора нет, годится и используется этот.

            Лицезрение своего обличья в старости обычно мотивирует многих на совершение серии поступков, направленных на приостановку или замедления процесса своего старения. Кое-какие положительные результаты здесь обретаются, но только на некоторое время:  

«Никто не победил грозящей силы неба
И не насытился навек дарами хлеба.
Гордишься рано ты, что цел и невредим:
Еще съедят тебя, когда придет потреба».

            Но попытки отсрочить, замедлить, остановить свое старения продолжаются и будут продолжаться, сколько бы ни твердили людям, что «от судьбы не уйдешь». Уйти-то не уйдешь, но вот оттянуть, отложить хоть на какой-то срок время перехода из мира яви в мир нави стремятся практически все люди, пребывающие в здравом уме, психологически нормальные. И это многим некоторым образом удается, хотя состояние от такой сосредоточенности на продлении своего земного существования вряд ли можно квалифицировать как счастливое. Но люди предпочитают и его: перспективы отправится на погост и возможное благостное существование их души после кончины не особо их вдохновляют и утешают. Хотя некоторые допускают, что особо хорошего там мало:

«Что там за занавеской тьмы?
В гаданиях запутались умы.
Когда же с треском рухнет занавеска,
Увидим все, как заблуждались мы».

            Жизнь, однако, обычно завершается периодом, когда необходимости и поводов совершать осмысленно значимые поступки (действия по своему обычному жизнеобеспечению к таковым не относятся) уже не существует. Наступает последний период так называемого вневременья. Не радостный и не особо печальный. Скрашиваемый многими умеренными приемами алкоголя: на неумеренные или денег не хватает или хватает благоразумия обходиться без этого.

            Это и составляет в основном последний цикл человеком совершения осознанных поступков. Иным, правда, удается заниматься мемуарами, но таких немного, к счастью: меньше никому ненужной макулатуры. С последним выдохом это все прекращается: хочет этого человек или очень не хочет. Таковы обстоятельства последних дней жизни людей:

«В мир пришел я, но не было небо встревожено
Умер я, но сиянье светил не умножено.
И никто не сказал, для чего я рожден,
И зачем второпях моя жизнь уничтожена».

            Усилия, действия с целью отодвинуть свою кончину, продлить несколько свою жизнь к числу созидательных или особо полезных и нужных не относятся и биографию человека не красят. Но это уже сфера инстинктов, а не сознания и воли. Смысла и пользы в них мало. Этим и вершится жизнедеятельности человеков. Последствия на время ложатся на плечи сотрудников моргов и родни.   

Май 2024 г.