Негодяйства. Негодяйствующие
Негодяйствующими принято называть чьи-то умышленные действия, предпринимаемые осознанно и расчетливо с целю кому-то причинить неприятности. В том числе и крупные. А то и несчастья. Либо из желания за что-то отомстить, либо из зависти к чужому благополучию, успеху. Но творцы любого рода негодяйств по своим моральным качествам, душевным предрасположенностям почти всегда народ нехороший. Причем, пожизненно, неисправимо. Который сам не воспринимает свою ущербность как какой-то недостаток. Наоборот, творит любые свои гнусности с удовольствием, а удавшимся радуются, греет ими свою душу. Порода эта воспроизводится в социумах стабильно, причем «яблоко от яблока не далеко падает». Хотя известные правила наличествуют и здесь: в семьях алкоголиков, например, серьезные психические и умственные отклонения у их детей практически неизбежны. А выходцы из беднейших социальных слоев, как правило, малообразованы, хуже приспособлены к нормальным социальным коммуникациям. Что в большей мере снижает их возможности в обустройстве успешной карьеры, комфортной семейной жизни. Но увеличивает шансы стать на путь разного рода злоупотреблений в ущерб своему здоровью и нормальному социальному климату. Что, однако, не блокирует возможности обустроить свою жизнь наиболее волевым, умным, честолюбивым выходцам из этой социальной группы. Число таких, как правило, невелико, но потребности в них социумов вполне удовлетворяет.
Да и спокойствие и стабильность существования людям обеспечивает. Известно ведь стародавнее правило еще с римских времен установленное: «Несчастлив народ, у которого слишком активные правители». Причина проста, очевидна: практически любая явленная активность правителей неизбежно «грузит» население какими-то заботами, поборами, повинностями. По стародавней житейской истине: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат». По причине, прежде всего, того, что «паны дерутся» руками «холопов». Которые складывают в таких драках и свои головы немалым числом. Не считая разрушенных городов, сел, сетей энергоснабжения, дорог и т.п. Поводы же, по которым в большинстве случаев «дерутся паны», примерно те же самые, по которым и «холопы» регулярно дерутся между собой. Да еще с такой интенсивностью, что «панам» разных стран приходится обязательно создавать и содержать многочисленную полицию, службы госбезопасности, армию. Чтоб вынуждать угрозой жестокого наказания соблюдать более-менее массово многочисленные законы, регламентирующие поведение населения. Чтоб хотя бы не давать создаваться ситуациям «войны всех со всеми» в различных форматах: межличностных, групповых. И тем не менее, работы правоохранительным органам везде и всюду – хватает полной мерой, приводя силой «человеков разумных» к более-менее приличному поведению в обществе, исполнению обязанностей перед государством, соблюдение законов социальной безопасности. То есть, разумность «человеков разумных» включается либо с помощью реального мордобоя, либо при наличии реальной возможности быть жестоко наказанным за правонарушение. Если, конечно, в этом уличат. Что порождает неустранимую ничем скрытую преступность, подкрепляемую надеждой, что «не поймают», не уличат.
Исключением была практика судов офицерской чести для командного состава армии, спецслужб. Когда по решению такого суда перед иным преступившим закон офицером могли положить револьвер с одним патроном. Справедливей и беспощадней к специфическим правонарушителям судов не было в истории. Иные, наиболее щепетильные в вопросах чести офицеры выносили себе смертные приговоры самостоятельно. Сейчас офицерский корпус армий, спецслужб и правоохранителей, разросшийся до впечатляющих размеров (в сравнении с прежними эпохами) и не способный селектировать в свои ряды только людей чести, от такой практики давно и решительно отошел. И, надо полагать, уже никогда не вернется. Но достаточно жесткий кадровый отбор во многом еще сохранился, а потому число негодяйствующих временами в этой среде по-прежнему самый низкий среди всех других социальных категорий. Но не менее мощным средством недопущения негодяйств в офицерской среде является мнение окружающих сослуживцев о тебе как о человеке достойном. Что обеспечивается неусыпным ничем самоконтролем и постоянными самооценками своих поступков, поведения в целом. В достаточной мере это работает и по сию пору – пока есть из чего выбирать вполне доброкачественный человеческий материал и для офицерства, отбраковывая предрасположенных к негодяйствам. По крайней мере, хотя бы в странах «цивилизованного мира» с их сравнительно приличным уровнем образования и культуры. Представить же себе армию и правоохранительные органы, куда существует широкий доступ носителей общего для всех невысокого уровня совестливости, порядочности, без содрогания невозможно. Случись где-то такое – социум обречен безо всяких вариантов. Примеров чему достаточно в ряде стран Африки, Латинской Америки и других.
Другое дело, что эти же «руководящие кадры» по отношению к странам третьего мира ведут себя как военные мародеры. Правда, стараясь при этом действовать внешне более-менее благопристойно. Опасаясь (но не очень во многом эфемерных) «мирового общественного мнения» и «суда истории». Для чего многие достаточно активно продуцируют в средствах массовой информации разного рода благонамеренную ложь о своих «деяниях» такого рода. Но и на том, как говорится, спасибо. Хотя никакими благонамеренностями иных мерзостей не прикрыть никак. Вроде тех же газовых камер, которые употребляли немецкие нацисты гитлеровской Германии для обеспечения «чистоты немецкой нации». Ныне с этой же целью (но и более впечатляющим «результатом») местами применяется бактериологическое и иное «высокотехнологическое» оружие для скрытого массового изведения некоторых народностей. И аргумент при этом приводится вполне убедительный: перенаселение планеты, исчезающие невосполняемые природные ресурсы. Но при этом умалчивается всегда о такой «мелочи»: под нож пускают только те народы, у которых нет своей сильной, вооруженной до зубов современным оружием армии. Что жестко, неумолимо понуждает национальные элиты (во имя своего спасения прежде всего) участвовать на пределе своих возможностей в гонке вооружений. Подавая это, естественно, за защиту исключительно родного отечества и соплеменников, на которых им в натуре наплевать. И которых они неколебимо готовы расходовать до последнего соотечественника. Лишь бы самим спастись, либо хотя бы немного отодвинуть срок своей предполагаемой, ожидаемой погибели. Используя «интересы безопасности нации» как извечный камуфляж истовых устремлений для спасения своей собственной шкуры. Какой бы прокаженной, поганой она ни была. И только в этом главное содержание, единственный смысл их так называемой «борьбы за мир во всем мире». Равно как и «защиту национальных интересов» и иных популярных измышлений. Наиболее устойчивая и популярная во времени и пространствах разновидность негодяйства элитарных проявляется в их главной функции: распределении всех сущих социальных благ, тягот, повинностей. Используется извечно одна и та же практика: блага – элитарным, повинности, особенно сопряженные с рисками, жертвами – полностью подвластным им «широким народным массам», их наименее статусным группам, руководствуясь тоже простым незатейливым всегда принципом: «Не можешь – научим. Не хочешь - заставим». Именно заставлять принуждением, силой, репрессиями выполнять нестатусные социальные группы самую опасную и грязную работу и составляет главное содержание «жизнедеятельности» властвующих. Надежно ограждая от этого не только самих себя, но и родню, близких им людей. Включая, естественно, богатых, но уже за достойную оплату таких услуг ими. Получаемые при этом властвующими доходы, блага, социальные преимущества обычно могут многократно превосходить должностные оклады любых чинов. Хотя существует неписанное, ненарушимое во всех землях и временах правило: чем выше чин, тем дороже его любая услуга. И не только услуга – даже простое расположение, дружное общение. А то и возможность крутиться около него на виду у сослуживцев, знакомых, которым можно потом рассказывать разного рода полезные для себя небылицы на эту тему. Естественно, во имя повышения своего «рейтинга» и уважения окружающих. Что люди деловые, предприимчивые без особого труда «конвертируют» в реальную стоимость своей деловой дружбы с людьми статусными, имущими. И часто и без этого – достаточно получить устойчивый имидж особи, состоящей в близких отношениях к какими-либо «випами». Даже умные, многоопытные люди, принимая в расчет наличие показухи стараются держаться с сомнительными «друзьями вельмож» поосторожнее, избегая острых ситуаций во взаимоотношениях с ними. Чтоб не иметь их врагами, старающимися чем-то, как-то когда-нибудь навредить. По простому крестьянскому завету: «Не тронь дерьмо – оно и не воняет».
Для такой осторожности есть еще один резон: «Ищите и обрящите». То есть те, кто активен, пусть и тщетна его активность в большей своей части, имеют гораздо больше шансов обрести какой-либо счастливый случай себе на пользу. Ну а люди, осторожные сверх всякой меры, такого шанса, как правило не имеют вообще. А вот стать для кого-то разменной монетой такие возможности у этой категории всегда сохраняются, испытав по случайности (или по чьей-то чужой злой воле) состояние «в чужом пиру похмелье». Что случается с иным чрезмерно осторожничающими достаточно регулярно. Тем более, что случаются время от времени обстоятельства, от которых невозможно уберечься никакой сверхосторожностью, сверхосмотрительностью. Вроде неизбежного призыва в действующую армию в начавшуюся войну, или неудачной женитьбы сына, или нежданно-негаданного дорожно-негаданного дорожно-транспортного происшествия по чужой вине. Могут и обокрасть квартиру, дачу, а в переполненном общественном транспорте стащить бумажник с деньгами и документами. Других видов возможных несчастий, неожиданностей тоже немало. Хотя уверенно работает стародавний закон: «Береженного Бог бережет». Статистика человеческих несчастий это уверенно подтверждает во все времена. Неисправимо легкомысленные, вертопрахи, как правило, долгожителями не становятся. Еще и потому, что сами осознанно к этому не стремятся. Особенно в юности и молодости. Но до того им в этом время: чувства фонтанируют, жизненные обстоятельства стремительно меняются. А инстинкт самосохранения еще не включен должным образом. Посему именно молодежь является главным актором любых массовых социальных подвижек. Не понимая при этом, куда эти подвижки ведут и кто их инициирует. Именно за это буйное молодеческое недоумие молодежь обожают разного рода социальные кукловоды, вроде амбициозных политиков, дельцов от попкультуры, рекрутеров разного рода наемников, дельцы наркобизнесов. Особенно ценным материалом для которых молодежь всегда остается и потому еще, что традиционно сбивается и жизнедействует в неформальных группах разной ориентации. А люди в группах, в соответствии с известным законом социальной психологии, усиливают друг в друге намерения, устремления. Каковые в подавляющем их большинстве носят характер асоциальных разной степени. Посему, наиболее продуктивные и дальновидные политические вожди (явления, правда, весьма редкое) стремятся брать под свой позитивный политический контроль через разного рода формы «коллективизма» свою молодежь. Как это весьма успешно осуществляла КПСС в период существования СССР. Теперь в деле «окучивания» молодежи в РФ первенствуют только военные, спецслужбы и организованный криминал в лице своих паханов.
Естественно, со своими низменными от веку самими негодяйствующими умыслами и целями и с устойчивыми акцентами на наиболее образованную и воспитанную молодежь из наиболее обездоленных и низкостатусных социальных слоев и маргинальных групп. Численность которых (особенно в «нецивилизованном» мире) устойчиво велика, охватывает большую часть каждого подрастающего поколения этих стран. Так что кадровая база для одной из самых негодяйствующих социальных группировок здесь гарантированно велика и устойчива. И пополнение рядов криминала, включая организованный, идет здесь полной мерой, по потребности этого самого криминала. Давая при этом еще и полные основания генералитету правоохранительных органов и спецслужб требовать прибавления бюджетного финансирования на свое содержание. Превращая тем самым общую преступность в своего негласного социального партнера, а вовсе не «врага нации». То есть, почитая их как в некотором роде полезных негодяйствующих. По известному принципу: «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» (вариант: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»). Правда, «щука» эта без надлежащего присмотра за ней сильно подрастает вместе со своим щучьим аппетитом и рано или поздно жестоко вынуждает даже вконец обленившиеся элиты социумов браться за плеть, а то и за топор. Точнее даже не элиты, а одолевшие их в борьбе (нередко вооруженной) контрэлиты. Которым в таких ситуациях скрытно, но серьезно помогают спецслужбы, аналитики которых пришли к выводу о необходимости радикальной чистки наличествующей у власти элиты. Когда этого спецслужбы не делают (тоже из-за лени, утраты боеспособности), то могут за это взяться военные. Если у них к такому моменту найдутся решительные, волевые «верхние» генералы. Этот вариант для прежней элиты самый нерадостный: для военных применение оружия и отстрелы «внутренних врагов» более приемлемое средство. Его «употребление» позволяет произвести очистку властных кабинетов быстро и радикально. И не оставляет шансов для какой-либо реставрации опрокинутого режима с последующими жестокими разборками с излишне деликатными революционерами. Как правило, из числа взбунтовавшейся интеллигенции. С военными такие варианты не проходят, они используют проверенный веками принцип: «труп врага хорошо пахнет». И при этом гарантирует прочность и невозвратность одержанной победы. И режим новой власти под попечительством военных может действовать решительно и жестоко для достижения заявленных целей. А так же для возмездия бывшим элитам за учиненные ими паскудства, непотребства, неукротимые хищничества, стяжательства.
Такие варианты смены правящих режимов с впечатляющим последующим кровопусканием, ко всему, имеют «исторически значимое» «воспитательное» значение для последующих элит (хотя бы для их ближайших поколений).
Есть еще одна существенная деталь: сотворение негодяйств в отношении негодяев не является средством очищения от греха за негодяйства. Таковым средством служит только сознательное, целенаправленное изничтожение негодяев традиционными способами. Чаще всего – отстрелами, расстрелами. В процессах разного рода «охоты на ведьм». Особенно в ситуациях, когда негодяи упорно защищаются с употреблением самых радикальных средств. Как в той известной песне: «Идет война народная, священная война». Определить же негодяйствующих с высокой точностью труда особого для человека нормального, совестливого, обычно не составляет: «Птицу видно по полету, добра молодца – по соплям». Кроме ситуаций, когда изготовлением и осуществлением негодяйств занимаются профессионалы, прежде всего спецслужбы и политики. Которые с помощью своих специалистов (социальные психологи, специалисты по рекламе товаров и услуг и др.) вполне правдоподобно подают любые свои негодяйства как самоотверженную работу на пределе своих возможностей по «защите интересов нации», «обеспечению светлого будущего» или еще чего-то подобного. То есть, откровенно творящих негодяйства обычно уже не существует, а профессиональное мастерство, с помощью которого они успешно мимикрируют под разного рода «благодетелей» людей, социума, не уступают такому же мастерству опытных лицедеев сцены. А чаще – превосходят их в этом. Человеку обычному идентифицировать эту публику возможности почти нет даже следуя принципу «по делам их». Так как «авторство» своих негодяйств они тщательно и умело скрывать. Доступно только стараться следовать своему здравому смыслу и жизненному опыту, который указывает нам на места и категории людей, предрасположенных к негодяйствам. В том числе и профессионально. Как о том и в коранической рекомендации: «Держись прощения, побуждает к добру и отстранись от невежд». По мере возможностей, которые представляют конкретные жизненные обстоятельства. Но тут уже у кого как сложится, получится. То очевидное обстоятельство, что в социумах негодяйствующие не переводятся, не скудеют числом, свидетельствует: так «запрограмировано» изначально. Так и пребудет во всех социумах пусть и с некоторыми вариантами, особенностями. Вне зависимости (или не очень существенной зависимости) от рода жизнедеятельности. За исключением, разве что, священнослужителей, школьных учителей и детских врачей. Только концентрация негодяйствующих в различных социальных сегментах существенно различна. Так, если предрасположенных к негодяйствам изобильно наличествуют в торговле, финансах, сферах других услуг, то доли их заметно меньше в здравоохранении, правоохранении, в сообществах дворников, работников городских коммунальных служб, включая ритуальные услуги, по причине того, прежде всего, что в них особо нечем поживиться. Если, конечно, целенаправленно не заниматься и там каким-либо прибыльным криминалом.
Есть и исключения, когда невинная служебная деятельность вроде санитара морга является только прикрытием для той же наркоторговли или фальшивомонетчества.
К числу наиболее паскудных негодяйствующих относятся полной мерой те отцы, что бросают своих детей. Пусть даже и платят при этом исправно алименты на их содержание. Они лишают тем самым их и полноценного детства, и полноценного воспитания. Что самым негативным образом сказывается на всей их судьбе. Сопоставимо с этим разве что только измена родине, военное предательство, что является уже тяжким уголовным преступлением, за которое в иных государствах расстреливают без проволочек. Следующим (по паскудству) типом негодяйств, безусловно, числятся мздоимства, казнокрадство, иные корыстные злоупотребления властью и должностными полномочиями. Что тоже карается по статьям уголовных кодексов. Но под топор богини правосудия здесь попадают только, в лучшем случае, незначительная доля мздоимцев и казнокрадов. Что эту генерацию негодяйствующих не впечатляет и в малой мере. Никогда и нигде. Кроме разве что сталинского периода СССР и нынешнего правящего режима Китая под руководством КПК. За одно только это компартии как «руководящая и направляющая» сила социумов заслуживает всяческого одобрения и поддержки во всем мире. Хотя реальное одобрение такой практики без революционных перетрясок правящих элит определенно не произойдет. Не та порода людей ломится и гарантированно пролезает во все щели в структуры власти и управления социумов.
Ко всему этому, помимо незначительной вероятности быть уличенным, в сильнейшей степени устойчивости этого вида негодяйства способствует то, что во власть в любых ее видах неудержимо ломится (и пролезает) генерация бессовестных корыстолюбцев и тщеславных. А носители высоких нравственных качеств обычно сторонятся этого рода жизнедеятельности, наблюдая за собственными властвующими и управленцами, их ухватками казнокрадов и мздоимцев. Каковые изредка (в 2-3 случаях из каждой сотни совершенных ими актов подобного рода, не более) становятся достоянием гласности благодаря весьма неактивным «деяниям» правоохранительных органов. О спецслужбах даже и не речь: вопреки их периодическим громогласным заявлениям об успешных ударах по коррупции они сами в сильнейшей мере являются ее рассадниками. Особенно когда действуют на рубежами своих государств. А внутри своих стран успешно опираются на дружеские связи с правоохранителями, обеспечивая «своим» полицейским и прокурорским чинам защиту и помощь в карьерном росте. И уж об изведении коррупции в структурах власти и обеспечения правопорядка даже и не помышляют – им это совершенно не нужно. Ибо наличие обширной коррупции дает ей право требовать себе и новые должности, новые генеральские чины и все новые и новые льготы. Лишать себя такого лакомства своими же собственными руками в спецслужбах в здравом уме никто и помышлять никогда не будет. А некоторых наивных идеологов искоренение коррупции вполне обоснованно основательно запугивают призраками Лаврентия Берии и ГУЛАГа. Одна из таких «страшилок» звучала и в песне В. Высоцкого:
«Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад:
Ведут в расход иль посылают за Можай»
Зловещий смысл слов «ведут в расход» не нуждается в пояснениях: расстрел.
Доброжелательное же отношение правоохранителей к применению «высшей меры» обоснованно и понятно: «Нет человека – нет проблемы». Даже с учетом каких-либо реабилитаций в будущем после смены режима и поколений правоохранителей: для людей обеспечения правопорядка суд истории – детская страшилка, пустяк. То есть на то, что произойдет с их репутацией и статусами за пределами их жизни им глубоко наплевать. Как говорится: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь» при жизни. Более того, многим гарантированная память потомков за их злодейства – уже почти награда. Лишь почаще бы припоминали, удивлялись и вздрагивали. Особенно наглядно это проявляется в мировосприятии матерых уголовников, авторитетов преступного мира, в среде которых их статусность растет вместе с ростом и размахом совершенных ими злодейств. Как у полководцев – победителей с ростом числа захваченных у неприятеля и разрушенных городов, уничтоженных солдат противника. Что вызывало недоумение еще у поэта тысячу лет назад:
«Творю я зло – ты отвечаешь злом
Скажи мне, в чем же разница меж ними?».
Сомнений нет: негодяев нужно уничтожать. Но природа неправедного и праведного палача остается, по сути, одинаковой: процедура отрубания головы секирой или того же повешения требует практически одинаковых психических мотиваций и вызывает сходные переживания. За исключениями немногих, которым лицезрение чужих страданий, предсмертных агоний доставляет удовольствие. Но это – уже клиника.
Еще одной заметной зловредной особенностью негодяев – коррупционеров является то, что они везде и всюду упорно гомонят о своей нравственной состоятельности, чистоплотности, непогрешимости. Декорируя эту свою «непогрешимость» яркими мундирами, орденами, титулами, почетными званиями, портретами и мельтешением в телевизионных программах и СМИ. Это производит нужное им впечатление: «широкие народные массы», хоть и с ворчанием, издевками, но принимают их и числят своими элитами. Более того, эта гнусь человеческая разнообразной поддержкой религиозных иерархий, института церкви старается «забронировать» себе (своим душам, точнее) надлежащее место и в райских кущах. И клир, как правило, поддерживаются в них эту надежду. Чему есть вполне серьезные резоны – институт церкви имеет свою экономику и нуждается всегда в притоке финансов. А они есть преимущественно только у оборотистых дельцов и в малой мере не руководствующихся религиозными заповедями. Обоснование тому тоже убедительное: «Не согрешишь – не покаешься. Не покаешься – не спасешься». А покаяние дельцов – пожертвования. Но принятые от них пожертвования подвигают их и далее вести многогрешный образ жизни, приуготавливая очередную сумму для пожертвований церкви во искуплении своих грехов. То есть, здесь дело поставлено на устойчивую экономическую, денежную основу. А новые прибыли по-прежнему обретаются через привычные наборы негодяйств различного рода. Страхи, за которые (если они и возникают иногда) гасятся бесспорным тезисом: «Бог милостив!». По крайней мере, по частым утверждениям клира. Эта практика покаяния, принимаемая церковью, через денежные жертвоприношения администрации храмов позволяет регулярно денежно кающимся греховодникам прибыльно грешить вновь на разные лады. Надо только впечатляюще делиться с религиозными служителями. Это существенно укрепляет устойчивость, неустранимость всего спектра человеческих прегрешений во времени, в смене поколений во все времена: прошлом, настоящем, будущем. Деньги постоянно нужны всем и, как известно, «деньги не пахнут». Да еще и «Господь милостив».
Ну а с правоохранителями любым правонарушителям, а часто и преступникам, удавалось договориться практически всегда. Разница бывает только в цене таких договоренностей.
Человеческие жизни полнятся до краев действиями, устремлениями к каким-либо сильно (иногда - страстно) желаемым результатам, достижение которых приносит людям глубокое удовлетворение, а то и настоящее физиологическое удовлетворение, о чем – и поэт:
«Да, я любил и она любила.
Свиданья наши дурной пример.
Да, безнравственно это было.
Но как это сладостно было, сэр!».
Дорога к таким пусть и небезгрешным жизненным удовольствием постоянно наиболее широко распахнута именно для негодяйствующих. Для которых на этом пути нет абсолютно никаких преград – лишь бы дорваться до источников удовольствия. Чему и посвящает свою жизнь эта бесчисленная генерация, полностью повторяя в этом животных всех видов. И даже насекомых, включая и таких паразитов, как комары, вши.
И обретение желаемых удовольствий для одержимых ими негодяйствующих делает в их представлениях совершенно ничего не значимыми чужие невзгоды или несчастья, которые эта публика причисляет окружающим их на своих путях к обретению удовольствий. В этой генерации наличествуют и извращенцы, например, те же некрофилы. Никто их лечить не думает, даже если они в этом отмечены: нравственные уродства еще и не такими бывают. К счастью человеческой цивилизации они, как правило, весьма редки. К негодяйствующим в этой категории относятся только те, кто пытается обратить в свой образ жизни других, вполне здоровых еще людей из молодежи. Обычно, через потребление алкоголя, наркотиков. Что и делает эту публику негодяями. Которых, китайцы, к примеру, уничтожают физически. А это является, пожалуй, единственно правильным решением: чтоб не отравляли, не поганили еще не опытные молодые человеческие души, и чтоб меньше плодились. Примерно так же действовала в средние века и христианская церковь, а в исламе в отношении этой генерации радикализма довольно и сейчас. Чем эта религия оказывает неоценимую услугу всей цивилизации. И подает пример достойного подражания немногим из наиболее приличных в духовном отношении элитарным, политикам. Каковые, однако ныне тоже не слишком рвутся следовать этой практике.
И изобильно преуспевшие везде и всюду негодяйствующие элитарные уверенно держат цивилизацию на стабильно низком, критическом уровне духовности, нравственности. В обыденности этот непрерывный процесс объясняют просто: «Дурной пример заразителен». Тем более особенно заразительна массовая практика негодяйств, да еще во главе с «лучшими», превозносимыми как «опора и надежа», «светочи» и т.п. Естественно, воспроизводящие негодяйства таким образом сами воспринимают свою жизнедеятельность как во всех отношениях нормальную, достойную. И поощряют (через обучение, культуру) ее воспроизводство в подрастающих поколениях. По известному религиозному умозаключению: «Не ведают, что творят». А когда им изредка на это указывают, воспринимают как акт незаслуженного недоброжелательства. А то и вовсе как клеветническое измышление врагов правопорядка в социумах. Что только укрепляет их уверенность в своей добропорядочности. В этом – одно из неустранимых благоприятных обстоятельств для разнообразных массированных практик «умеренно негодяйствующих».
Кроме того, практикующее этот отказ от умеренного негодяйства обычно еще и холосты. По простой и понятной причине: женщины сторонятся партнеров недобычливых, разборчивых в средствах своего обретательства. Чтоб не оказаться в том числе среди тех, кто живет под известным «страшным одесским проклятием»: «Чтоб ты жил на одну зарплату!».
Ну а если и выходят иногда за таких, то в состоянии разве что крайней безысходности: когда появились первые устрашающие симптомы надвигающегося периода одиночества в период «зрелой жизни». Вроде мелких морщинок на лице, легкой дряблости кожи на мышцах тела и др. Но и в таких естественных ситуациях негодяйствующие творят свои паскудства. Например, оплатить «своим» хирургам изъятие здорового органа у здорового человека для пересадки себе вместо своего больного. И хотя в целом справедлива, верна формула: «Здоровье не купишь» - можно это здоровье с помощью платных профессиональных услуг несколько поправить, поддержать. Чем профессионально и заняты множества специалистов. Но всегда – по разной цене услуги разного качества: чем качество ее выше, тем она дороже. В процессе «ценообразования» идут и ее разнообразные «накрутки» - поди здесь проверь. Имеет тут место быть и такие сопутствующие профессиональные негодяйства, как надуманные опасные диагнозы. Которые потом за хорошую плату успешно «излечивают». Клиентуры и для этого хватает: зацикленные на обережении своего здоровья медицински неграмотных психопатов множества везде и всюду. Они обычно весьма инициативны, а к мнениям и рекомендациям специалистов относятся с полным доверием. А с совестью у племени лекарей дела обстоят не лучше, чем у тех же работников торговли. Да и кто возьмется за эту достаточную грязную и изнурительную работу бескорыстно? Здесь лишь бы меру профессиональным своекорыстным ухищрениям знали! И за то было бы великое спасибо. В зоне особого обычно риска обеспеченные и богатые. А вот голытьбе бесштанной хотя бы это не грозит. Потому здесь множество и особых проблем со здоровьем не испытывает. Как некая компенсация судьбы за прижизненные неуспехи, неудачи.
У состоятельных же и богатых, ко всему прочему, наличествует еще одна маленькая, но неприятная деталь: их лечащие врачи, консультанты, как правило, преувеличивают опасности наличествующих недомоганий. Но бывает и хуже – придумывают к ним симптомы наступающих опасных недугов. И предлагают, естественно, свою помощь в предотвращении грозящих (по их мнению) опасностей. Главное здесь – сформулировать потредность у состоятельных держать при себе постоянно профессионалов медицины с хорошей репутацией. Так душе спокойней, хотя требует определенных постоянных трат. Вроде наборы «любимых» лекарств в таблетках в нагрудном кармане у людей предусмотрительных. И люди состоятельные на это устойчиво идут, следуя мудрой восточной сентенции: «Нож хорош для того, у кого он есть. И плохо, если его не окажется в нужную минуту». То есть, настоящий джигит всегда должен быть с кинжалом. А богатый – с личным врачом и юристом. И со статусными друзьями в силовых и властных структурах. Что тоже требует серьезных трат, но дает вполне достаточные гарантии для внутренней уверенности в своей жизнеспособности, помогая деятельно и продуктивно функционировать. Без лишних оглядываний и вздрагиваний при незнакомых шорохах и звуках в организме. Что, правда, не гарантирует от возможных негодяйских поступков и от этой категории деловых друзей: по аналогии с врачами с их придумываемыми симптомами серьезных болезней иные друзья – силовики тоже могут «изобрести» вполне правдоподобную серьезную опасность. Чтоб за «достойное вознаграждение» потом «самоотверженно» ее нейтрализовать. Что проверить возможности у «спасенного» друга нет никакой. А потому мичуринский лозунг «Нам нельзя ждать милости от природы. Взять их у нее – наша задача» остается востребованным и в жизнедеятельности правоохранителей. И не только у них, но и у всех других категорий разного рода «сохранителей», устойчиво и повсеместно исповедующих вековой принцип: «Что охраняем, то и имеем». И нередко это стремление «иметь, что охраняем» превышает некоторые допустимые, приемлемые для собственников нормы. За что иных «сторожей» награждают пинком под зад, а иных - «убедительно» вынуждают вернуть позаимствованное ими инициативно и сверх негласной приличной меры. Процедура эта весьма непростая, порождающая порой новые проблемы. Но здесь уже руководствуются (интуитивно) другим правилом: «отрицательные эмоции должны быть отреагированы». Для подержания собственного психического и делового тонуса. Следуя другому правилу: «Самолюбие дороже». Для реализации заслуженного возмездия совершившим какие-то негодяйства обычно считается приемлемым совершать негодяйства разного рода тоже. По принципу: «Как аукнется, так и откликнется». Как это делает горное эхо, воспроизводя чью-то громогласную нецензурную брань.
Что, правда, вызывает некоторое недоумение по сию пору, о чем высказался в свое время и поэт:
«Творю я зло – ты отвечаешь злом.
Скажи мне, в чем разница меж нами?».
Есть здесь, некоторое очевидное отличие: негодяйство в качестве возмездия, мести за предшествующее негодяйство совершаются с чувством собственной справедливости. Так сказать, по моральному праву. И даже как некоторого рода исполнение долга перед собственной совестью. Если, конечно, это не сопровождается переживанием от лицезрения мучений обидчика. Пусть и вполне им заслуженных.
В большинстве своем предрасположенные к негодяйствам инициативны, примерно по тем же мотивациям, что нетрезвые в своих приставаниях к окружающим, соседям. Прежде всего в силу того, что эта публика обычно более энергична и избыток этой природной энергии должен быть на что-нибудь употреблен, израсходован. Неважно на что. Посему руководители стараются определить носителей такового психотипа к самым энергозатратным производственным или общественным функциям. В подборе которых особых затруднений обычно не бывает, именуемых «кипеньем в действии пустом».
Природная предрасположенность к негодяйствам с учетом повышенной таких особей энергетики понуждает иные элиты социумов не только содержать правоохранительные структуры, но и привлекать к этому образование, использовать институты культуры. Прежде всего кинематограф с использованием телевидения. Да и само телевидение наполнять программами «антикриминальными». Но в настоящее время эти усилия почти полностью парализованы интернетом, нафаршированным разного рода негодяйствующим на разные манеры «самиздатом». Что превратило СМИ в подобие городских сточных канав: животные из них пьют – вынуждены. Людям же есть возможность и выбирать, и полностью отказаться от интернет-источников такой массовой информации. Хотя бы из соображений гигиены при пополнении своих голов информацией. Статусный же служивый народ имеет свои источники информации, где она профессионально и качественно фильтруется. Да и собственные накопленные в процессе долгой и сложной служебной деятельности знания служат самой надежной информационной базой для выработки и принятия собственных решений. И чем старше и опытнее человек, тем эта база полнее, обширнее, тем обоснованней и обдуманней принимаемые поступки, действия. И чем статуснее должностное лицо, тем полнее и содержательнее предоставляемая ему информация. У политиков и статусных чиновников к этому всегда полной мерой подключены спецслужбы.
У следователей, оперативников спецслужб, правоохранительных органов есть и свои технологии получения наиболее достоверной и полной информации. Пусть нередко и весьма специфические, вроде и таких: «Пиши явку с повинной! – потребовали от 33-летнего заключенного двое людей в форме сотрудников ФНС. Он силит на стуле так, что кисти рук просунуты между прутьями спинки. «Не буду! Зачем вам это? Вы же не следователи!», - протестовал мужчина. Вместо объяснений ему надевают на голову пакет и душат. При этом продолжают избивать. Через час явка с повинной была написана». (Ева Меркачева. «Есть такая работа – признания выбивать». «Московский комсомолец. РРЕ», 14-20 февраля 2024г.).
Насколько негодяйскими такого действия являются – вопрос непростой. Ведь здесь речь идет о раскрытии, вероятно, тяжкого преступления, а доказательств у следователя особых нет, нет и надежд получить их в отпущенные ему процессуальные сроки. А раскрыть преступление надо. Все так, но возможность открытого официального применения пыток для скорого и результативного следствия (как это имело место, к примеру, немецкого гестапо в свое время) распахнет ворота и немалому производству разного рода силовиков. А при жестких пытках человек готов оговорить и себя и тех, на кого ему укажут. Посему такого рода жестокости применяют негласно, но без свидетелей и не оставляя свидетельств пыток. Здесь полной мерой работает известный и весьма зловещий принцип: «Цель оправдывает средства». Только насколько оправдывает, и какая эта цель сама – решают пытошники и их руководители сами. На основе своего «правосознания», а еще правильнее – мировоззрения, воспитания, внутренней культуры. А с этим при «подборе и расстановке кадров» в силовых структурах те же проблемы, что и при найме на работу в торгующие, снабжающие организации. То есть в правоохранители идет, как правило, народ не востребованный наукой, творчеством, по причине прежде всего бесталанности, невысокого интеллекта и образования. И они-то и являют собой, своей профессиональной деятельностью облик государственной власти. И это – норма во все времена. На всех континентах. Но некоторая часть из этого пополнения имеют явно выраженную склонность властвовать с применением понуждения, насилия в сочетании с угодничеством вышестоящим. Эта категория инициативнее, активнее прочих сослуживцев, властвует с удовольствием, продуктивнее. А потому обычно успешнее в карьере. Пока не упирается головкой в задницы уже «вышестоящих» блатников, становленников спецслужб, элит. Задержка же в «карьерном росте» неизбежно включает «возрастной ценз». Ушедшее, упущенное для карьеры время, выжимает и сколь угодно способных из разного рода «резервов на выдвижение»: «Кто не успел – тот опоздал». Общей качественной характеристикой орд, «заточенных» пожизненно на карьеру, является то, что они относятся к грозному библейскому предупреждению о посмертном страшном наказании души только как к разновидности информационного шума. В точном соответствии с кораническим «пояснением»: «Мы сотворили для геенны много джинов и людей. У них сердца, которые не понимают, глаза, которыми не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты и даже более заблудшие в невнимательности» (Коран. Сура 7, аят 178).
А потому всегда многие служивые предрасположены к негодяйствам, если это сулит выгоду, карьерные подъемы или иные прижизненные успехи. Останавливает таких, как правило, только реальная, зримая ими опасность возмездия, причем возмездия очень болезненного, опасного для их статуса, здоровья или жизни.
Посему основой приемлемого порядка в любом социуме были и останутся на все обозримое будущее уголовные кодексы и более-менее удовлетворительно работающие по ним уголовные розыски, следствия, полиция, суды и системы исполнения уголовных наказаний. Если все это работает так себе, не очень продуктивно – социумы деградируют до опасных состояний с непредсказуемыми худыми последствиями какого-либо рода. Чему очень часто сильно способствуют пробирающиеся к вершинам власти через разного рода «демократические выборы» разного рода гуманисты, интеллектуалы. К которым вполне применимо библейское предостережение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». В данном случае «дары данайцев» - множественные «демократические свободы», парализующие изрядно работу правоохранителей.
Наиболее приемлемы те улучшения, свободы для граждан, которые приходят в практику межличностных социальных отношений незаметно, самостоятельно. По мере повышения уровня образованности и культуры населения.
Общим для разного рода негодяйств является то, что они вполне поддаются устойчивой в пространстве и времени квалификации. Наиболее массовыми и «популярными» остаются во все времена разного рода обманы и мошенничества торгующих, распределяющих. В равной мере эти практики – мошенничества и обманы, но гораздо более профессиональные у тех, кто манипулирует деньгами, финансами. Следом за этим – множественные и разнообразные негодяйства злоупотребляющих своими служебными полномочиями, властью. В основном – в личных своекорыстных целях. За счет и в ущерб нации, государству. Это вселенское непрерывное массовое хищничество урезонивать, контролировать некому. Разного рода контролеры – тоже чиновники, пусть и разных «ведомств», статусов.
Тоже травмирующими любое общество, хотя на два порядка меньшими по размаху в сравнении с чиновниками, являются негодяйства разного рода хулиганов, бандитов, других насильников. Для защиты от которых и создаются самые дееспособные структуры: полиция, следственные органы, суды, структуры для исполнения наказаний. С участием СМИ. Ступенью ниже – негодяйства семейных, квартирных дебоширов и скандалистов, загнанных особей, отравляющих жизнь прежде всего своих родных и близких. Проистекающие из природных качеств самих этих людей. К счастью, не всех. Но и достойным людям приходится пожизненно (временами или постоянно) взаимодействовать, общаться с предрасположенным к разного рода негодяйствам. И нередко проявлять по отношению к ним жёсткость, а то и жестокость: распоясавшегося хулигана приводит в норму либо удар полицейской дубинки, либо увесистого кулака. Однократно либо многоразово для особо агрессивных и невразумляемых.
Природные предпосылки к негодяйствам, как и, к примеру заикание или врожденная хромота, не лечатся. Тем более, что негодяйствующие никогда не воспринимают свои уродливые склонности как ущербность своих характеров. А большинство полагают их своим достоинством, преимуществом перед остальными прочими. И остаются для противостояния им либо правоохранительные органы, либо собственная сила и иные возможности, вроде должностных властных. Посему воспроизводство негодяйствующих в смене поколений и творимых ими негодяйств неустранимы из жизненных практик людей. Разве что только возможные некоторые изменения негодяйств на менее грубую и жестокую форму в социумах с высоким общим уровнем образования и культуры всего населения. По крайней мере, пока обстоятельства социальной жизни не изменятся радикально в худшую сторону. Как по внутренним, так и по внешним причинам. Только вот подобный скачок в лучшую сторону невозможно сотворить одномоментно: хотя бы без 10-летнего пребывания в камере приличного человека не получишь. В строгом соответствии с одним из неписанных законов социальной психологии: «Битие определяет сознание». У негодяйствующих – только оно.
Май 2024 г.